Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "В мире фразеологизмов".
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "В мире фразеологизмов".
Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов. В отличии от предложений или словосочетаний, фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизмы в целом являются одним членом предложения. Некоторые лингвисты считают, что фразеологизмы должны быть образными. Выделяются несколько типов фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.
Целью данного мероприятия является расширение кругозора учащихся, более глубокое усвоение знаний по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "В мире фразеологизмов". »
Конспект внеклассного мероприятии
6 класс
Цели:
Показать необходимость внеклассной работы по фразеологии в системе изучения русского языка в школе.
Повысить грамотность учащихся и расширить знания школьников о фразеологизмах.
Обеспечить правильное понимание семантики, точность воспроизведения, запоминания и уместное использование фразеологизмов в речи.
3.Заинтерисовать учеников в познании родного языка.
Оборудование: рисунки и плакаты с нарисованными фразеологизмами, карточки с заданиями, презентация «Из истории фразеологизмов», медали «За интересную игру», доска, мел, ручки, бумага, сувениры.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим устный журнал «В мире фразеологии». В нём всего 3 страницы, но они очень интересные и познавательные. Итак, мы открываем 1 страницу нашего журнала. Она называется «Что мы знаем о фразеологизмах?» Расскажите мне, пожалуйста, что вам о них известно? (Ребята рассказывают, что они знают о фразеологизмах.)
- Молодцы! Я вижу, что вам многое о фразеологизмах уже известно. А 2 страница нашего журнала дополнит ваши знания. Она называется «Из истории фразеологизмов». - Спасибо большое Маше за интересный рассказ. И мы переходим к 3 странице нашего журнала. Она называется «Игровая». Здесь мы проведём викторину, которая покажет, насколько хорошо вы усвоили материал уроков и как были внимательны.
Для участия в игре необходимо выбрать 2 команды по 8 человек. Это мы сделаем с помощью жеребьёвки. Ребята, которые вытянут красные квадратики, будут в 1-ой команде, зеленые – во 2-ой, а белые – болельщики.(Из числа болельщиков или из числа гостей выбирается жюри.)
Команды готовы? Прошу занять свои игровые места. Итак, можно приступать к игре. Ни пуха вам, ни пера!
1 конкурс.«Давайте познакомимся!»
-Необходимо придумать название команды и девиз, используя фразеологический оборот. За этот конкурс команда может получить 5 баллов.
2 конкурс. «Кто больше?»
-Каждой команде необходимо за 2 минуты на листочках написать фразеологизмы, в которых есть глагол, например, « Вставлять палки в колёса». За каждый пример команда получает 1 балл.
3 конкурс. «Синонимы-антонимы».
- Вы помните, ребята, что такое синонимы и антонимы? Каждой команде предлагается карточка с фразеологическими оборотами, в которых есть слова-синонимы и слова-антонимы. 1-я команда подчёркивает фразеологизмы, в которых есть слова-антонимы, а другая выбирает те фразеологизмы, где есть слова-синонимы. Сколько правильных ответов вы укажете, столько баллов и наберёт ваша команда.
(Пример карточки:
Нет худа без добра.
Ум за разум заходит.
Из огня да в полымя.
Вопрос жизни и смерти.
Ни сыт ни голоден.
Переливать из пустого в порожнее.
Чёрным по белому.
Ни конца ни краю.
С больной головы на здоровую.
Вокруг да около.
От мала до велика.
Цел и невредим.
4 конкурс. « Знатоки»
-В этом конкурсе я командам по очереди буду называть фразеологизмы, которым необходимо дать толкование. Кто сколько фразеологизмов объяснит, тот столько баллов и заработает.
Бить баклуши.
Водить за нос.
На краю света.
Возносить до небес.
Спустя рукава.
Вставлять палки в колёса.
За тридевять земель.
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест.
Куда ворон костей не заносил.
5 конкурс. «Угадай-ка».
- В этом конкурсе каждой команде предлагается карточка, на которой записаны примеры фразеологизмов. 1-ой команде необходимо найти и соединить фразеологизмы-синонимы, а 2-ой команде – фразеологизмы – антонимы. Кто сколько пар угадает, тот столько баллов и получит.
Карточки-задания:
1.
Найдите фразеологизмы-синонимы.
Одним миром мазаны.
Оставить с носом.
За тридевять земель.
Камня на камне не оставить.
Хоть пруд пруди.
Гонять лодыря.
Тьма кромешная.
Собак гонять.
Хоть глаз выколи.
Два сапога пара.
Оставить в дураках.
Куда Макар телят не гонял.
Разделать под орех.
Как собак нерезаных.
2.
Найдите фразеологизмы- антонимы.
Набрать в рот воды.
Черепашьим шагом.
Вкладывать душу.
Гордиев узел.
Довести до белого каления.
Хоть пруд пруди.
Тьма кромешная.
Хоть иголки собирай.
Кот наплакал.
Дело в шляпе.
Трещать без умолку.
Не успеешь глазом моргнуть.
Спустя рукава.
Олимпийское спокойствие.
6 конкурс. «Кто быстрее?»
-Следующее задание, ребята, не только на знание значений фразеологизмов, но и на скорость вашей реакции. Я называю фразеологический оборот, а вы должны заменить его одним словом. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает балл. Если одна команда ответит неправильно, то вторая команда имеет право дать свой ответ.
Сломя голову (быстро); после дождичка в четверг (никогда); зарубить на носу
( запомнить); клевать носом (спать); от корки до корки (целиком); как снег на голову (неожиданно); у чёрта на куличках (далеко); жить душа в душу (мирно).
7 конкурс. «Нос – рука»
- А теперь нашим участникам предстоит вспомнить фразеологизмы со словами «нос» и «рука». По очереди команды будут называть фразеологизмы с этими словами. Команда, которая не сможет вспомнить фразеологизм с одним из этих слов, будет считаться проигравшей, а команда - победительница получит 5 баллов.
8 конкурс. «Театральный»
- Каждая команда получает конверт, в котором лежат карточки с фразеологизмами. Команде необходимо обыграть эти фразеологизмы. Если команда-соперница угадает фразеологизм, то она получает 5 баллов.( На карточках могут быть записаны фразеологизмы: Ни пуха ни пера; витать в облаках; вешать лапшу на уши; медведь на ухо наступил.)
9 конкурс «Сочинители».
- Следующий конкурс опять творческий. Теперь вам предстоит сочинить за 5 минут рассказ, в который будут включены фразеологизмы: ни свет ни заря, сломя голову, ни солоно хлебавши, на блюдечке с золотой каёмочкой, что есть мочи, попасть под горячую руку. За этот конкурс вы можете получить 10 баллов.
10 конкурс «В мире животных».
-Сейчас вашему вниманию будут предложены картинки с изображением представителей животного мира. Вам необходимо вспомнить фразеологические обороты, в которых упоминаются эти животные. (Можно предложить картинки, на которых будут изображены гусь, свинья, комар, мышь, рак, кот, курица, медведь, рыба, бык и т.д.) За каждый правильный ответ команда получает балл.
На этом наша игра закончена. Осталось подвести итоги и наградить победителей. (Все ребята получают медали «За интересную игру», а команда - победительница - сувениры)
Заключительное слово учителя.
-Игра закончилась, перевёрнута последняя страница нашего журнала. Вы видите, ребята, что наш язык богат и разнообразен, и наличие в нём фразеологизмов явное тому подтверждение. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной. Учите, познавайте русский язык – наше сокровище! Успехов вам и всего наилучшего! До новых встреч!