Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Комплексный анализ темы актуален при подготовке к ГИА по русскому языку, при подготовке к экзаменам осуществляется функциональный и системный подход в изучении языка, выявляются межпредметные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.»
Комплексный анализ текста как важное условие подготовки
к государственной итоговой аттестации
по русскому языку.
Выполнила Ильина Ирина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 7» г. Череповца
Череповец, 2018 г.
Комплексный анализ текста как важное условие подготовки
к государственной итоговой аттестации
по русскому языку.
Существуют разные способы подготовки учащихся к экзаменам: увеличение объема домашних заданий, дополнительные занятия, натаскивание в готовых ответах - образцах и т.д. Каждый учитель находит свой способ подготовки выпускного класса к итоговой аттестации. Я считаю, что оптимальной формой работы при подготовке учащихся к ГИА является работа с текстом.
Актуальность выбранной темы особенно ясно видна при практическом проведении данного вида анализа на уроках русского языка в средней и старшей школе. Учащиеся не всегда способны взглянуть на текст как на единое целое, увидеть взаимосвязи стиля и лексики, тематики текста и его синтаксиса, увидеть проблему и отношение к ней автора. Особенно трудным бывает анализ языковых средств, использованных писателем для придания тексту большей выразительности.
Поэтому цель данной работы – показать актуальность данного вида деятельности, описав некоторые способы проведения комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом.
Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами, ведь текст- это не только сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Текст - это явление, «в котором совмещаются структурность, социальность и психологичность» и которое формируется в определённых исторических условиях, под влиянием той или иной культурной среды. Текст - феномен объемный, в нём можно проследить и «дух эпохи», «личность автора». Комплексный анализ текста на уроках русского языка - одна из форм подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности.
Исходя из опыта своей работы в старших классах, хочу подчеркнуть, что именно комплексный анализ текста вызывает наибольшие затруднения у учащихся, но именно в ходе такого анализа текста можно наиболее успешно подготовить учащихся к сдаче экзаменов на ГИА и ЕГЭ, ведь ¾ заданий в КИМах на ГИА и ЕГЭ так или иначе связаны с вопросами, входящими в комплексный анализ текста. Поэтому сейчас я хочу остановиться на особенностях комплексного анализа текста как вида учебной деятельности.
На экзаменах учащиеся должны показать не только знание отдельных вопросов грамматики, но и продемонстрировать свободное владение своими знаниями: умение сопоставить факты языка, найти в них сходство и различие, вскрыть общее, определить, что объединяет разные группы явлений языка, суметь не только объяснить языковой факт, но и определить его место в системе языка. Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить. Поскольку в основе логического мышления лежат операции сравнения, классификации, обобщения, а формами оперирования материалом служат анализ и синтез, нужно последовательно отрабатывать умения проводить эти операции.
Комплексный анализ текста, на мой взгляд, является оптимальной формой работы при подготовке к ГИА. В проверяемых элементах содержания в плане демонстрационного варианта экзаменационной работы само слово «текст» встречается более десяти раз. Текст как речевое произведение проверяется в разных заданиях: задания по синтаксису и пунктуации тоже требуют работы с текстом, его полного и разностороннего анализа.
«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом…», - считает Пахнова Т.М.
Говоря о расширении кругозора учащихся, отмечу, что также необходимо сочетать при выборе текстов для комплексного анализа тексты обобщенно-философского плана с текстами, несущими конкретную информацию по какому-либо вопросу, обязательно обсуждая с учащимися, где эта информация может быть использована как фоновый материал. Затем идут задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным.
Здесь наиболее важным является поиск связи между основной мыслью и темой текста: это поможет правильно определить основной моральный посыл автора, его точку зрения на проблему.
За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике...
Наконец - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.
Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными. Но при этом я тщательно фиксирую те вопросы и задания, которых избегает ученик, включая их в план индивидуальной работы с ним.
Все эти задания в том или ином виде встречаются в КИМах ГИА и ЕГЭ, поэтому работа по комплексному анализу текста должна присутствовать на уроках русского языка уже с 5 класса. Для осуществления такого анализа можно привлечь рабочие тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста».
Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности (приложение 1).
Планомерная и регулярная комплексная работа с текстом станет самой естественной и результативной формой подготовки к экзамену в силу свой специфики. Комплексный анализ текста готовит учащегося к выполнению всех частей ГИА.
Комплексный анализ текста включает в себя несколько этапов.
Первый этап анализа. После прочтения текста учащимся предлагаются задания для его осмысления:
- доказать, что это текст, то есть, перечислить основные признаки текста на конкретном материале;
- определить тему;
- определить основную мысли текста, его идею;
-подобрать заголовок по теме и основной мысли текста, проанализировать заголовки, выбрать «свой», аргументировать выбора;
- определить стиль текста с перечислением основных признаков выбранного стиля в качестве доказательства своего мнения;
- определить тип речи и аргументировать выбор.
Особое внимание следует обратить на традиционно трудные задания, такие как лексические и грамматические средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, наречия и др., а также структурная соотнесенность предложений). В слабых классах можно сделать памятку с примерами - иллюстрациями на каждое средство связи.
Это первый этап работы с текстом. Без подобных навыков разбора текста учащемуся будет непросто профессионально прочитать экзаменационный текст, являющийся материалом для выполнения заданий, а тем более вникнуть в суть услышанного текста.
Первая часть ГИА-9 требует адекватного понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с заданной степенью свернутости, а также владение способами сжатия текста. Таким образом, изложение, хоть и является традиционной формой работы, имеет свою специфику, которую должны осознать учащиеся.
Чтобы облегчить работу по восприятию услышанного текста, учащегося необходимо научить анализу видимого текста с точки зрения требований его трансформации. Другими словами, нужно, во-первых, научить видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения; во-вторых, научить разделять главную и второстепенную информацию; в-третьих, помочь овладеть всеми приемами сжатия текста.
Отработка этих навыков может стать продолжением работы с текстом и подготовкой к сжатому изложению. Могут быть предложены следующие задания:
- назвать количество микротем;
- определить тему каждого абзаца и его основную мысль;
- выделить опорные слова и словосочетания;
- аргументировать главную и второстепенную информацию;
- вспомнить приемы сжатия текста;
- аргументированно выбрать наиболее подходящий способ;
- попробовать сжать абзац, используя другие приемы;
- записать свой вариант сжатого текста и прокомментировать его.
Учащемуся необходимо объяснить сущность понятий «главная» и «второстепенная» информация как соответственно наиболее существенная для данного вопроса и вытекающая из первой в виде аргументов, комментариев, замечаний, примеров. Чтобы учащиеся осознали содержательные приемы компрессии текста, важно научить их находить главное на уровне:
- текста (заголовок, введение, заключение);
- микротемы (первое предложение абзаца);
-предложения (предикативная часть простого, главное – в сложноподчиненном).
Обучение сжатию информации и развертыванию информации небольшого объема должно стать постоянным видом работы при комплексном анализе текста.
Можно в целях экономии времени ограничиться на отдельных уроках анализом только одной микротемы, главное, чтобы этот анализ был осознанным. Сделать его таким поможет четкий алгоритм разбора и привычность работы для школьника.
Конкретные языковые приемы сжатия текста могут быть оформлены, например, в виде памятки.
Языковые приёмы компрессии текста
Я
могу
заменить
- однородные члены →обобщающим словом;
- словосочетания→ словом;
-фрагмент предложения →синонимичным предложением;
- предложение/ его часть →указательным местоимением;
- предложение /его часть →определительным или указательным местоимением;
- сложноподчинённое предложение →простым
Я
могу
исключить
- повторы;
- фрагменты предложения;
- синонимы
Я
могу
соединить
несколько предложений в одно
В последнее время появилось множество материалов для подготовки к ГИА. Это и сборники текстов для изложений, и методические рекомендации, и обмен опытом работы преподавателей. Интересна методика воссоздающего воображения, предложенная Борисенко Н.А., в котором воображение рассматривается как ступень, необходимая для понимания и запоминания текста, в частности его повествовательных и описательных элементов. Второй этап комплексного анализа – это орфографический и пунктуационный разбор текста. Это трудоемкая, но необходимая часть работы. Ее удобнее давать в качестве предварительного домашнего задания, чтобы на уроке орфограммы и пунктограммы могли не только объясняться, но и вспоминаться, систематизироваться. Нужно добиваться морфемного анализа при объяснении всех орфограмм и схематического объяснения каждой пунктограммы. В идеале подобная работа, на мой взгляд, должна систематически проводиться, начиная с пятого класса. Ученик должен узнавать морфему с орфограммой, понимать, почему он употребляет тот или иной пунктуационный знак. Без осознанного употребления знаков препинания практически невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – зоркости орфографической. Только осознанное обучение способно стать активным и мотивирующим для школьника. Современному школьнику, привыкшему к интернет-технологиям, можно рекомендовать в качестве самостоятельной подготовки для повышения грамотности интерактивные диктанты, которые исключают возможность списывания, формируют ответственность за результат сделанной работы и, будучи максимально комфортны психологически, создают условия для саморазвития школьника.
Третий этап работы – языковой анализ текста. В эту часть работы должны включаться:
-все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический);
-характеристика средств речевой выразительности.
Работа со словом, с его словарным и контекстуальным значениями – это основа развития речи. Практика показывает, что определение лексического значения слова и выбор лексического средства в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи вызывают затруднения у многих учащихся. Нужно учить стилистическому и функциональному отбору слов и их сочетанию, формировать у учащихся не только представление о грамматических нормах, но и потребность контролировать речь с точки зрения их соблюдения. Диалоговая форма проверки заданий комплексного анализа дает возможность отметить старания и усилия ребенка, рациональность его учебной деятельности, а иногда и мотив, который заставил его выучить учебный материал,
Трудности выполнения заданий по синтаксису связаны с тем, что учащиеся не всегда видят структуру предложения. А это, естественно, затрудняет понимание текста. Поэтому выполнение этих заданий так важно при восприятии речевого произведения.
Каждый из вышеперечисленных этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу речетворчества, к созданию собственного речевого произведения в виде сочинения рассуждения.
Сочинение – традиционная форма работы учителя-словесника, и систематическая и планомерная подготовка к нему – необходимое условие успеха учащихся на экзаменах. Несмотря на множество внешних перемен, суть осталась прежней, ведь умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:
- правильному пониманию темы;
- четким формулировкам;
- умению последовательно и логично излагать материал;
- умению аргументировать свои высказывания;
- умению делать обобщения и выводы.
Работе над сочинением посвящено наибольшее количество методических рекомендаций последних лет. Интересны рекомендации Кобзаревой Л.А., которая при подготовке учащихся к сочинению ставит на первое место учет их индивидуальных возможностей и уважение к результатам деятельности ребят. Пахнова Т.М. обращает внимание на обучающий, а не контролирующий характер заданий при подготовке к сочинении, при работе с разными видами текстов. Интересен и дидактический материал, предлагаемый автором для подготовки к ГИА.
Комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, потому что, во-первых, использование текста в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система.
Комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую - в процессе выполнения заданий второй части, связанных с нормами литературного русского языка.
Таким образом, осознанно анализируемый учащимися текст становится инструментом воспитания языковой личности, владеющей языком и развитой речью, свободной в выборе языковых средств.
Правильно организованная работа по комплексному анализу способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах умение проводить комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать полученные знания по различным разделам языкознания, но и, проведя анализ предложенного текста, осмыслить его и создать на основе его проблематики оригинальный текст. Ведь при выполнении задания части С КИМов по русскому языку учащимся 11 класса необходимо проявить умение аргументированно объяснить свое понимание проблематики исходного текста, что требует систематической отработки на уроках русского языка.
Приложение 1.
Комплексный анализ текста.
(1)Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из)за произн..шения. (2)Я ле..ко запом..нал слова и обороты быстро переводил, пр..красно спр..влялся с трудностями правописания но произношение с головой выд..вало всё моё ангарское происх..ждение, и Лидия Михайловна учительница францу..ского слушая меня бе..сильно морщилась и закрывала глаза.
(3)Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
(4)Так нач..лись для меня мучительные дни. (5)Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. (6)Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова, они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позван..вая пытались куда (то) лететь.
(7)Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. (8)И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. (9)Впрочем, лямку ли? (10)Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. (11)Наказание пр..вращалось в уд..вольствие и ещё меня подстёгивало сам..любие должно получит..ся не хуже чем у самых лу..ших
Задания.
Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок.
Основная мысль текста.
Стиль текста (докажите своё мнение)
Тип текста (докажите своё мнение)
Составьте план текста.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Выпишите из текста примеры метафор.
Найдите в тексте 2 -3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
Какова роль в тексте вводных слов?
Найдите в тексте сложносочинённые предложения и подчеркните в них грамматические основы.
Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Составьте схему предложения с прямой речью.
Литература
1. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе// Т.М. Пахнова. – Русский язык в школе. – 2010.–№10–С.3-8.
2. Пахнова Т.М.Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку – М.: Экзамен, 2010.-477 с. 3. Рухленко Н.М. Комплексная работа с текстом в старших классах// Н.М. Рухленко (По каким текстам готовиться к ЕГЭ). – Русский язык (1 сентября).-2008.–№13.–С.7-13. 4. Рябухина Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе// Е.А. Рябухина. – Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 37-42.