В настоящее время очень сложно представить жизнь без компьютера и интернет-сетей. В связи с данным фактом следует задуматься, насколько эти два понятия важны для наших детей, и не занимают ли они основную часть еще не сформированных личностей. Именно эти мысли и натолкнули меня на разработку классного часа для того, чтобы объяснить не только о пользе, но и о вреде, компьютеров и интернет-сетей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня у нас на классном часе? (ответы учащихся)
Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.
- Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?
- У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
- Что вам больше всего нравится в Интернете? Почему? (ответы учащихся)
- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?
- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
-Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
-Недостаток внимания со стороны родителей.
-Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
-Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
-Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
-Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Опасности компьютерной зависимости
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.
3. Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
4. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
5. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
6.Дети перестают фантазировать.
7.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Ситуация.
Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.
Результат.
Такие случаи компьютерной зависимости – далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе – ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.
Учащимся предлагается материал для самостоятельного прочтения.
Когда стоит задуматься?
Психологи разработали список тревожных симптомов:
- навязчивое желание проверить свою электронную почту;
- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером.
Обсуждение.
Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.
3. Предлагаю всем пройти тест «Есть ли у вас зависимость от компьютера?» 1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. Да Нет 2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером 3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него. 4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой 5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей 6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям 7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные 8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире 9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями Обработка результатов ¨ За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. ¨ За ответ «Нет» – 0 баллов Результаты Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести. В итоге, хочу сказать, что игры – это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.
Скажите вы чаще играете с друзьями на свежем воздухе, или на компьютере в интернет-игры? (ответы детей)
Какие опасности подстерегают нас в интернете?
1) Преступники в интернете.
2) Вредоносные программы.
3) Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
4) Азартные игры.
5) Онлайновое пиратство.
6) Интернет-дневники.
7) Интернет-хулиганство.
8) Недостоверная информация.
9) Материалы нежелательного содержания.
4. Просмотр социального ролика «Опасности, подстерегающие нас в интернете»
Обсуждение
5. Рефлексия:
Творческое задание.
Докажите, компьютер друг или враг человеку?
Просмотр выполненных работ. Какие вы ребята молодцы. Я думаю, что каждый из вас сделал выводы о влиянии на человека компьютерных игр и интернет-сетей.