Классный час в 7 классе А 15.11.2014
Тема: «Язык мой - друг мой?»
(Проблемы общения в молодёжной среде, молодёжный сленг и матерная лексика)
Цели:
способствовать повышению культуры речи школьников, выработке сознательного отношения к собственной речевой культуре, неприятию в среде своего общения нецензурной и матерной лексики;
продолжить формирование бережного и уважительного отношения к родному языку, восприятие его как национального достояния.
Форма: диспут с элементами анкетирования.
Оборудование: отрывки из фильма «Легко ли быть молодым?», выставка фотографий «Я и мои современники», презентация участницы муниципального конкурса ?,анкеты.
1 этап – анкетирование (в целях получения наиболее правдивых ответов проводится анонимно)
Вопросы анкеты.
1. Всегда ли вы находите нужные слова для выражения своих мыслей, чувств
- на уроке;
- вне урока
2. С кем вам легче общаться
-с мальчиками;
- с девочками
3. Испытываете ли вы чувство неловкости, когда стоите у доски? Почему?
4. Вас самого устраивает ваш речевой уровень или вы хотели бы что-то изменить?
5. Употребление сленговых выражений для вас норма? Можно ли, по-вашему, без них обойтись или это грозит вам стать «белой вороной»?
6. Всегда ли ваша речь понятна вашим родителям и как они относятся к вашим «словечкам»?
7. Молодёжный сленг это:
-дань моде;
- необходимость?
8. Молодёжный сленг засоряет речь или это безобидное явление?
9. Матерная лексика – это:
- особый пласт лексики;
- лексический мусор?
10. Употребляете ли вы матерную лексику? Как часто?
11. «Запикивание» и мат с экранов телевизоров – это нормальное явление? Недопустимое явление?
12. Как относиться к мату в состоянии аффекта (бой, предательство близкого человека, выяснение отношений)?
13. Употребляете ли вы матерную лексику в общении с лицами противоположного пола? Как они к этому относятся?
14. Какие чувства вызывают у вас матерящиеся друзья? Это сближает вас с ними или наоборот?
15. Существует ли сейчас деление на «мужскую» и «женскую» компанию по речевому признаку или это давно утрачено?
16. В компании любой девочки вы могли бы «крепко выразиться» или нет?
17. Встречали ли вы людей, которые не могут объясниться без мата? Какое отношение они у вас вызывают:
- жалость;
- насмешку;
- сочувствие;
- желание поиздеваться;
-желание поскорее закончить общение?
18) Вы считаете, что мат - это:
- «душевная разрядка»;
-моральная распущенность;
- речевое бескультурье?