Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Учитель: - Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:
В одном Морфологическом государстве, в городе Орфография, на высоченной горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».
- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
(Красный – высокий уровень, синий – средний, жёлтый – низкий уровень)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи?
2. На примере содержания данной сказки расскажите, по каким признакам можно определить имя существительное.
3. Восстановите текст.
Имя существительное – это ……….часть речи, обозначающая ………и отвечающая на вопросы ………..
Имена существительные бывают ………. рода, в предложении играют роль ……….
Имена существительные изменяются …………..
4. Пользуясь теоретическим материалом учебника, продолжите заполнение таблицы:
Вопрос, который можно задать к слову
Грамматическое значение
Грамматические признаки
Синтаксическая роль
Вывод: какая часть речи
(Кто? Что? и другие падежные вопросы
Обозначает предмет
Род, число, склонение, одушевлённость (неодушевлённость), собственное или нарицательное
Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением
Имя существительное)
3. Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: алгоритм правильного действия.
Составим алгоритм:
(Записывают в справочники)
Обучающиеся дают алгоритм действия:
1.Задать вопрос Кто? или Что
2.Значение – предмет
3.Имеет ли род, склонение
4.Изменяется ли по числам, падежам
Затем обучающиеся выполняют упражнение 478 в тетрадях, используя образец устного рассуждения или алгоритм. (Нужно выписать в левый столбик существительные, а в правый – прилагательные). В роли проверяющих – капитаны групп.
4. Первичное закрепление изученного.
Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.
Задания трёх уровней.
3 уровень « жёлтые»:
Придумать и записать существительные на тему «Осень» (кто больше) и определить склонение имён существительных.
2 уровень «синие»:
Используя словари, выписать 10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое значение у 2-3 слов.
1 уровень «красные»:
Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.
Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.
5. Физминутка
6. Этап включения нового УУД в систему
1. - Подобрать синонимы с приставкой к словам.
Подбирают и записывают слова парами
Беда – (несчастье) Ложь – (неправда)
Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)
Свобода – (независимость) Враг – (недруг)
Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)
2. - Найдите четвёртое лишнее слово в каждом ряду:
Мастер, бабочка, толпа, сверстница.
Ночь, кукла, рябина, земляника.
Ученики находят и объясняют свой выбор.
3. Различить на слух похожие по звучанию глаголы и существительные:
Заорал, обмирал, отдирал, адмирал, вышивал, выбивал,
перевал, пригорал, обшила, побила, кобыла,
уходила, заводила, навредил, наследил, крокодил,
выжег, рыжик, пыжик, стежок, флажок,
навёл, подвёл, осёл, увёл, козёл, подмёл, пошёл,
посол, засол, полол, укол, уколол, молол, ледокол,
сапёр, ковёр, призёр, протёр, полотёр, затёр, шахтёр,
топор, напор, подпёр.
- Поднимайте карточки разного цвета: красные – это глагол, зелёные – это существительное.
7. Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трёх уровней.
1 уровень:
Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.
2 уровень:
Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных./ Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».
3 уровень:
Пересказ сказки (см. стр.44)./ Дать определение имени существительного (см. стр.46).
8.Этап рефлексии
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
-Какой была тема урока?
-Чему мы научились на уроке?
-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?
-Кому поставим сегодня отметки?
- Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)
Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.