kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юные знатоки фразеологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель: -  Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:

 В одном Морфологическом государстве, в городе Орфография, на высоченной горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.

  - Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(Красный – высокий уровень, синий – средний,  жёлтый – низкий уровень)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи?

2. На примере содержания данной сказки расскажите, по каким признакам можно определить имя существительное.

3. Восстановите текст.

  Имя существительное – это ……….часть речи, обозначающая ………и отвечающая на вопросы ………..

  Имена существительные бывают ………. рода, в предложении играют роль  ……….

   Имена существительные изменяются …………..

4. Пользуясь теоретическим материалом учебника, продолжите заполнение таблицы:

Вопрос, который можно задать к слову  

Грамматическое значение      

Грамматические признаки     

Синтаксическая роль    

Вывод: какая часть речи

(Кто? Что?       и другие падежные вопросы  

Обозначает предмет   

Род, число, склонение, одушевлённость (неодушевлённость), собственное или нарицательное    

Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением      

Имя существительное)

3. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Составим алгоритм:

(Записывают в справочники)

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

Затем обучающиеся выполняют упражнение 478 в тетрадях, используя образец устного рассуждения или алгоритм. (Нужно выписать в левый столбик существительные, а в правый – прилагательные). В роли проверяющих – капитаны групп.

4. Первичное закрепление изученного.

Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Сейчас каждый из вас будет выполнять  задание по карточке.

Задания трёх уровней.

3 уровень « жёлтые»:

 Придумать и записать существительные  на тему «Осень» (кто больше) и определить склонение имён существительных. 

2 уровень «синие»:

Используя словари, выписать  10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое  значение  у 2-3 слов. 

1 уровень «красные»:

Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

5. Физминутка

6. Этап включения нового УУД в систему

1. - Подобрать синонимы с приставкой к словам.

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь – (неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. - Найдите  четвёртое лишнее слово в каждом ряду:

Мастер,  бабочка, толпа, сверстница.

Ночь, кукла, рябина,  земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.

3. Различить на слух похожие по звучанию глаголы и существительные:

Заорал, обмирал, отдирал, адмирал, вышивал, выбивал,

 перевал, пригорал, обшила, побила, кобыла,

 уходила, заводила, навредил, наследил, крокодил,

выжег, рыжик, пыжик, стежок, флажок,

навёл, подвёл, осёл, увёл, козёл, подмёл, пошёл,

посол, засол, полол, укол, уколол, молол, ледокол,

сапёр, ковёр, призёр, протёр, полотёр, затёр, шахтёр,

топор, напор, подпёр.

- Поднимайте карточки разного цвета: красные – это глагол, зелёные – это существительное.

7. Домашнее задание.

 - Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.

2 уровень:

Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных./ Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».

3 уровень:

 Пересказ сказки (см. стр.44)./ Дать определение имени существительного (см. стр.46).

8.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

-Какой была тема урока?

-Чему мы научились на уроке?

-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

-Кому поставим сегодня отметки?

- Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Юные знатоки фразеологии »



Интеллектуальная игра «Юные знатоки фразеологии»

Урок в 5 классе "Имя существительное"

Урок русского языка по ФГОС



Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;



Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические), цветные жетоны, «бортовые журналы».

Литература:

1.Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.- М.: Просвещение, 2012г

2.Игры на уроках русского языка. 5 класс. (Мастерская учителя-словесника) – М.: ВАКО, 2014 г

3.Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Учебное пособие/ Т.И. Павлова, Н. Гунина.

4.Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ.5класс/ Н.Н. Соловьева.

ХОД УРОКА



1. Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель: - Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку:

В одном Морфологическом государстве, в городе Орфография, на высоченной горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? что? И было у неё три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье, было оно собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым и изменялось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. А звали её… Существительное.

- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(Красный – высокий уровень, синий – средний, жёлтый – низкий уровень)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи?

2. На примере содержания данной сказки расскажите, по каким признакам можно определить имя существительное.

3. Восстановите текст.

Имя существительное – это ………..часть речи, обозначающая ………и отвечающая на вопросы ……….. .

Имена существительные бывают ………. рода, в предложении играют роль ……… .

Имена существительные изменяются ………….. .

4. Пользуясь теоретическим материалом учебника, продолжите заполнение таблицы:

Вопрос, который можно задать к слову

Грамматическое значение

Грамматические признаки

Синтаксическая роль

Вывод: какая часть речи



(Кто? Что? и другие падежные вопросы

Обозначает предмет

Род, число, склонение, одушевлённость (неодушевлённость), собственное или нарицательное

Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением

Имя существительное)

3. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Составим алгоритм:

(Записывают в справочники)

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

Затем обучающиеся выполняют упражнение 478 в тетрадях, используя образец устного рассуждения или алгоритм. (Нужно выписать в левый столбик существительные, а в правый – прилагательные). В роли проверяющих – капитаны групп.



4. Первичное закрепление изученного.

Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.

Задания трёх уровней.

3 уровень « жёлтые»:

Придумать и записать существительные на тему «Осень» (кто больше) и определить склонение имён существительных.

2 уровень «синие»:

Используя словари, выписать 10 существительных с трудными орфограммами и определить лексическое значение у 2-3 слов.

1 уровень «красные»:

Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

5. Физминутка

6. Этап включения нового УУД в систему

1. - Подобрать синонимы с приставкой к словам.

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь – (неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. - Найдите четвёртое лишнее слово в каждом ряду:

Мастер, бабочка, толпа, сверстница.

Ночь, кукла, рябина, земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.

3. Различить на слух похожие по звучанию глаголы и существительные:

Заорал, обмирал, отдирал, адмирал, вышивал, выбивал,

перевал, пригорал, обшила, побила, кобыла,

уходила, заводила, навредил, наследил, крокодил,

выжег, рыжик, пыжик, стежок, флажок,

навёл, подвёл, осёл, увёл, козёл, подмёл, пошёл,

посол, засол, полол, укол, уколол, молол, ледокол,

сапёр, ковёр, призёр, протёр, полотёр, затёр, шахтёр,

топор, напор, подпёр.

- Поднимайте карточки разного цвета: красные – это глагол, зелёные – это существительное.

7. Домашнее задание.

- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное» или проиллюстрировать синтаксическую роль имени существительного примерами из художественных произведений.

2 уровень:

Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных./ Составить сложный план к сочинению на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном».

3 уровень:

Пересказ сказки (см. стр.44)./ Дать определение имени существительного (см. стр.46).

8.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

-Какой была тема урока?

-Чему мы научились на уроке?

-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

-Кому поставим сегодня отметки?

- Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Юные знатоки фразеологии

Автор: Бахарева Ирина Ивановна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Олимпийские игры". Турнир знатоков мифологии. "
    ["seo_title"] => string(45) "olimpiiskiie-ighry-turnir-znatokov-mifologhii"
    ["file_id"] => string(6) "167385"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423071109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства