Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы"»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА-КОНКУРС «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цели:
Дидактические: - создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала;
- с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом.
Развивающие: - совершенствовать умения работы в команде; - способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- развивать познавательный интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.
Воспитывающие:
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
- воспитывать навык взаимодействия во время игры в команде.
Ход игры
Организационный момент
Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы показать свои умения и знания по русскому языку и литературе.Освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык». Максим Горький сказал, что “язык - это оружие, как ружьё у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин”. Вот и мы посмотрим, насколько вы сильные воины.
Команды на месте и готовы к бою. Но сначала уважаемые участники должны представиться.
(Представление команд, капитанов команд).
Ведущий:Команда «Буквоеды»
Девиз: «Пусть острей кипит борьба, начнём соревнование. Успех решает не судьба, а только наши знания!»
Команда «Грамотейки» Девиз: «Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьям. Свой язык усердно учим, и победу мы получим!»
Пришло время представить наше жюри.
Представление жюри
А теперь, пожалуй, начнем! Желаем вам удачи!
Конкурс 1. Разминка.
- Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного размяться, настроить свои головы на более трудные задания, мы будем их вспоминать.
(Учитель зачитывает начало пословицы, а команды по очереди должны продолжить. За верный ответ –1 балл.)
Что посеешь,…(то и пожнёшь).
Без труда…(не вынешь рыбку из пруда).
Кончил дело,…(гуляй смело).
Волков бояться…(в лес не ходить).
С кем поведёшься,…(от того и наберёшься).
Как аукнется-…(так и откликнется).
За двумя зайцами погонишься,…(ни одного не поймаешь).
Тяжело в учении-…(легко в бою).
Любишь кататься- …(люби и саночки возить).
Ученье –свет,…(а неученье-тьма).
Конкурс 2. «Слова-змейки».
- На доске слова:
1-ой команде – КОМ, СОМ
2-ой –ДВОР, ДОМ,
(Члены команд записывают каждый по слову (существительные единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слов, написанного предыдущим учеником.
Например: кол-лодка-ад-…)
Через две минуты подводится подсчёт слов. Каждое слово – 1 балл.
Конкурс 3. «Собери слова».
- Соберите слова, которые спрятались в других словах.
За слово 1 балл.
Команда 1:
Приставка в слове ПОдБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс - ЛЕСНИК, окончание –УЧЕНИКИ.=(ПОДСНЕЖНИКИ)
Корень в слове МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ.=(МОЛОДЦЫ)
Команда 2:
Корень в слове ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ=(ДВОРОВЫЙ)
Корень в слове ЗАВОДИТЬ, приставка в слове ПЕРЕМЕННЫЙ, суффикс в слове ЛЕТЧИК, окончание в слове ЦВЕТОК= (ПЕРЕВОДЧИК).
Конкурс 4. «Синтаксический».
- Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.
(Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок расставит знаки препинания). (За правильный ответ 5 баллов)
1. Язык (до)Киева (до)ведёт.
2. Мой сын( ) лётчик.
3. Я побывал в городах( )Ростове, в Москве, в Киеве.
4. Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
5. Пословица( ) народная мудрость.
6. В корзине лежали ягоды( )малина, земляника.
Конкурс 5. «Синтаксическая пятиминутка»
- Составьте предложение, выполнив предварительные действия
(Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок составит предложение). (За правильный ответ 5 баллов)
1. Из предложения «Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы» возьмите определение, и это слово поставьте в творительном падеже
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья опадают», и это слово поставьте в творительном падеже.
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса красотой».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр».
6. из предложения «Куда ведёте нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
Конкурс 6. «Блиц-опрос».
- Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ - 1 балл).
Часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)
Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним)
Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
Неопределенная форма глагола. (Инфинитив)
Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
Член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? (Определение)
Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный)
Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка) (четыре)
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе получается – овощ. (Ты-Ква)
Конкурс 7. «Редактор» (за правильный ответ - 5 баллов).
- Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова и прибываю в добром здравии.
- Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
(Прибывать –приходить, приезжать куда-либо; пребывать –находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
Бабушка перепутала приставки.)
Конкурс 8. «Шерлок Холмс» Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:
(за правильный ответ - 1 балл).
Кузнец ушел, пожар свирепствовал еще несколько времени.
Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.
Губернские чиновники трепетали при его имени.
(Времени, пламени, имени).
Конкурс 9. «Переводчик»
- Образовать существительные общего рода от слов: (за правильный ответ - 5 баллов).
выскочить (выскочка),
задираться (задира),
не посидеть (непоседа),
трудиться (трудяга).
Конкурс 10. «Зашифрованные слова»
- В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву). (За правильный ответ - 5 баллов).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 11. «Подумай и ответь»
Перевертыши. Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: «Кроссовки щей объелись - Сапоги каши просят». Балл получает та команда, которая быстрее других ответит правильно. • Зайцам симпатизировать - дома не сидеть. (Волков бояться - в лес не ходить) • Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом) • У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра) • На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит). • Секунду умирай - секунду бездельничай. (Век живи - век учись)
Конкурс 12. «Фразеологические загадки» Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять. (ГОЛОВА)
2. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (КАША)
1. М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (УШИ)
2. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот кура почему-то предпочитают их не клевать. (ДЕНЬГИ)
1. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (ВРЕМЯ)
2.Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (ГЛАЗА)
1. Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (КОТ)
2. Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей. (ЯЗЫК)
1. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (РУКИ)
2. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов. (МУХА)
Подведение итогов и награждение победителей
Ведущий: Хочу вам пожелать успехов в изучении русского языка. Чтобы ваша речь была чистой, умной и красивой. А закончу я словами пожелания от лица И. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Лист оценивания команды «Грамотейки»
Название конкурса
Задание
Максимально возможное количество набранных баллов
Количество набранных балов
Разминка
(Учитель зачитывает начало пословицы, а команды по очереди должны продолжить. За верный ответ –1 балл.)
5 баллов
2. «Слова-змейки»
На доске слова:
(Члены команд записывают каждый по слову (существительные единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слов, написанного предыдущим учеником.
Например: кол-лодка-ад-…)
Каждое слово – 1 балл.
3.«Собери слова»
- Соберите слова, которые спрятались в других словах.
За слово 1 балл.
2 балла
4.«Синтаксический»
правильно написать слова и расставить знаки препинания.
5 баллов
5.«Синтаксическая пятиминутка»
Составьте предложение, выполнив предварительные действия
5 баллов
6.Блиц-опрос
Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ - 1 балл).
5 баллов
7. «Редактор»
- Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова и прибываю в добром здравии.
В чем ошибка?
5 баллов
8. «Шерлок Холмс»
Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:
3 балла
9.«Переводчик»
Образовать существительные общего рода от слов
5 баллов
10. Зашифрованные слова»
соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
40 баллов
11.«Подумай и ответь»
Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: «Кроссовки щей объелись - Сапоги каши просят».
5 баллов
12.«Фразеологические загадки»
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Необходимо отгадать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды.
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
5 баллов
Общее количество баллов:______________________________________