Просмотр содержимого документа
«Игра "Счастливый случай" по русскому языку в 9 классе»
Игра по русскому языку «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9 класс)
В игре соревнуются две команды по 5 человек.
ГЕЙМ I: «ВОПРОС-ОТВЕТ»
Каждая команда по очереди вынимает из мешочка бочонки с номером вопроса (их в мешочке всего 10). Ведущий задаёт вопрос, а участники команды в течение одной минуты готовят ответ на него. За правильный ответ команде начисляется 2 балла. Два бочонка из десяти выделяются по цвету. Они «счастливые», т.е. за правильный ответ даётся не 2, а 5 баллов. При этом вопрос не отличается особой сложностью.
Вопросы I ГЕЙМА:
Собрать пословицу из слов, записанных на отдельных листках.
ОТВЕТ: Пока живёшь, до тех пор учишься.
В каком из косвенных падежей числительные пишутся с двумя или даже с тремя мягкими знаками? Приведите пример.
ОТВЕТ: В творительном падеже. Например: восьмьюдесятью, восьмью.
Приведите пример слова, соответствующего схеме:
¬ ¬ ¬ ∩ ^ □
ОТВЕТ: небезызвестный, небеспристрастный и т. д.
К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы, противоположные по смыслу.
Душа в душу, кот наплакал, ни зги не видно, чуть свет, дать маху
ОТВЕТ: как кошка с собакой, куры не клюют, хоть иголки собирай, на ночь глядя, попасть в точку.
Фразеологизмы:
зарубить на носу
нести свой крест
бить баклуши
Расскажите об одном из данных фразеологизмов: объясните его значение и происхождение.
ОТВЕТ: Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово нос обозначает памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки.
Бить баклуши – бездельничать. Баклуши – чурбачки из липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Бить баклуши – готовить такие чурбачки. Работа эта считалась пустячной, её выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Нести свой крест означает терпеть муки, страдать. Выражение пришло из Библии. До места казни Иисус Христос нёс на себе тяжёлый крест, на котором его потом распяли. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». (Иоанн, гл.19,17)
К каким частям речи относятся слова: СТЕКЛО, ОСЕНЬЮ, СТРОЙ, ТЕПЛО.
8.Слово скромный произошло от древнерусского слова КРОМЫ («ткацкий станок»), которое связано с древненемецким РАМА – «рама, станина». Дайте толкование слова скромный и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.
ОТВЕТ: ранее – «не выходящий за рамки»; современное – «тот, кто держит себя в рамках приличия, не заходит за рамки дозволенного».
Проанализировав образец, вставьте нужное слово:
БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (…) ТАБАК
КАНВА (ВНУК) УЛИКА
ХОЛСТ (…) ОЛЕНЬ
ОТВЕТ: 1) жаба; 2) слон.
Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):
У (…) ОВА
ВАМ (…) АМИДА
ОБЫ (…) КА.
ОТВЕТ: гол, пир, чай.
ГЕЙМ II: «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий: Сегодня у нас в гостях очень известный человек (показывает портрет В. Г. Белинского). Кто это? (Если команды не могут дать ответ, то ведущий рассказывает коротко факты из жизни критика, его деятельность). Это критик, публицист философ. Жил в 19 веке. Был революционером-демократом, сотрудником журналов «Отечественные записки» и «Современник». Итогом его литературной деятельности было «Письмо Гоголю». Прожил этот человек всего 37 лет.
После того, как имя Белинского названо, команды получают карточки с высказыванием В. Г. Белинского о русском языке: «Русский язык чрезвычайно богат и живописен для выражения простых, естественных понятий».
Команды письменно отвечают на вопросы (время выполнения – 3 мин.)
Сколько фонетических слов в данном высказывании?
Выпишите грамматическую основу предложения.
Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
Объясните постановку знаков препинания.
ОТВЕТ: 1) 9; 2) русский язык богат, выразителен; 3) богат, простых; 4) однородные определения.
ГЕЙМ III: «ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ».
Каждый из участников команды задаёт вопрос по русскому языку участнику другой команды, при этом называется тот, кому вопрос. Ответить поочерёдно должен каждый.
ГЕЙМ IV: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
В течение 2-3 минут (на усмотрение ведущего) командам по очереди задаётся ряд вопросов. Верный ответ оценивается 1 баллом. Если команда не знает ответ, чтобы не терять время, говорит: «Дальше», и ведущий читает следующий вопрос.
Вопросы для первой команды:
Сколько слогов в слове ПЕНИЕ? (3)
Как правильно говорить фенОмен или феномЕн? (фенОмен)
Есть удвоенная согласная в слове тоннель? (Да)
К какой части речи относится слово УРА? (Междометие)
Храбрый человек одним словом? (Храбрец)
Являются ли слова ОДИН и СОЕДИНИТЬ однокоренными? (Да)
Какая приставка в слове ПОДОРОЖНИК? (По-)
Существительное КУКЛА неодушевлённое? (Нет)
Назовите предпоследнюю букву русского алфавита. (Ю)
Какой знак следует ставить в конце побудительного невосклицательного предложения? (Точка).
Какого рода существительное ТЮЛЬ? (Мужского)
Какое окончание в слове ВАГОН? (Нулевое)
Синоним слова ВЕСЁЛЫЙ? (Радостный)
Как называется часть слова стоящая перед корнем? (Приставка или префикс)
Антоним к слову ХАОС? (Порядок)
Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
Русское письмо звуковое или идеографическое? (Звуковое)
Какая приставка в слове НАДОБНОСТЬ? (Нет никакой)
Сколько звуков в слове ЛЁД? (3)
Существительное ЛАКЕЙ – историзм или архаизм? (Историзм)
Сколько основ в сложном предложении? (2 и более)
Какой раздел науки изучает части речи? (Морфология)
При записи какого дня недели используется наименьшее количество букв? (Среда)