kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра по русскому языку для учащихся 9-11 классов «Лингвистическая дуэль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Лингвистическая дуэль»

Игра по русскому языку для учащихся 9-11 классов

ЛИНГВИСТИКА – ЭТО ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В игре участвуют (минимум) 10 участников.

В классе 5 столов: стол № 1, стол № 2, стол № 3, стол № 4, стол № 5.

Кружочки чистые и с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ»

Игра идёт до последнего победившего.

Цель игры: подготовка к ЕГЭ в форме соперничества.

I. Выбор пары.

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .

№ 1

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагич­ное.
  2. Журналисты получили ответы на все интересующие их во­просы.
  3. Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4)   Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

 

1.      Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. полутораста книгам            3)  грех восьмых
  2. опытные инженера              4) наименее удобный

№2

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.
  2. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.
  3. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным.
  4. Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонто­вым

2.      Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. всех милее                         3)  подошел к ему
  2. двести килограммов           4) жарких пустынь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра по русскому языку для учащихся 9-11 классов «Лингвистическая дуэль» »












Подготовил учитель

русского языка и литературы

Лизункова М.С.



















ЛИНГВИСТИКА – ЭТО ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В игре участвуют (минимум) 10 участников.

В классе 5 столов: стол № 1, стол № 2, стол № 3, стол № 4, стол № 5.

Кружочки чистые и с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ»

Игра идёт до последнего победившего.


Цель игры: подготовка к ЕГЭ в форме соперничества.



I. Выбор пары.

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .

1

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагич­ное.

  2. Журналисты получили ответы на все интересующие их во­просы.

  3. Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.


1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. полутораста книгам 3) грех восьмых

  2. опытные инженера 4) наименее удобный


2

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

  2. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.

  3. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным.

  4. Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонто­вым


2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. всех милее 3) подошел к ему

  2. двести килограммов 4) жарких пустынь


3

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по уз­кому мосту.

  2. Мать явно была обижена бестактностью сына.

  3. Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

  4. В «Руслане и Людмиле» A.C. Пушкин передал многое из то­го, что слышал от Арины Родионовны.


3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. курсантских погонов 2) несколько платьев

3)с восемьюстами семьюдесятью 4) лягте на пол


4

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

  2. Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать па­роходы из стекла.

  1. В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказа­нии» Ф.М. Достоевского.

  2. Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.


4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более честный 3) много претензий

  2. обеим подругам 4) двум третьих стакана


5

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

  2. На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

  3. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

  4. Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел свер­кающие шлемы и мечи.


5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. много народу 3) группа англичан

  2. семисот двадцати 4) директоры заводов

6

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

  2. Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

  3. Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

  4. И.С. Тургенев в своих романах исследовал ряд проблем общественной жизни, волнующие многих его современников.

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. ящик мандарин 3) их предложения

  2. выступали профессора 4) более красивый



7

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н.В. Гоголь.

  2. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму.

  3. Размышляя о роли личности в истории, Л.Н. Толстой при­шел к интересным выводам.

  4. Современники A.C. Пушкина гордились его творениями и любили их.


7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара сапог 3) шесть гусаров

  2. ехайте быстрее 4) мало народу



8

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются пантами.

  2. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

  1. Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ.

  1. Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне из­вестных уголках.


8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. шире Волги 3) двадцать двое моряков

  2. наименее удобный 4) выложите на тарелку



9

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображе­ние и отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лу­бочная книжка о рыцаре Гуаке.

  2. Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать.

  3. Я познакомился и подружился с соседом по парте.

  4. Учитель сказал то, что в моём сочинении есть ошибки.


9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. двумстам сорока трем 3) самый умнейший

  2. рядом с ними 4) плантации чая



10

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Студенты группы приняли на себя следующие обязательст­ва: поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чис­тоту в общежитии.

  2. Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных.

  3. Наша высокая культура, терпимость, стремление к добросо­седству, забота о семье вызывают уважение других наций.

  4. Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново.


10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пригласили грузин 3) редакторы газет

  2. к обоим старикам 4) пятистами рублями


11

11. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

  1. Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

  2. Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

  3. У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касает­ся с питанием, оно


11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. приближаются выборы 3) не реже двух раз

  2. трехсот девяноста писем 4) в двухтысяч восьмом году


12

12. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

  1. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.

  2. По сравнению с виршами поэтов XVIII века стихи Дениса Давыдова — само совершенство.

  3. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

  4. Отправитель просит ответить сразу по получении письма.


12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. построили катера 3) более тише

  2. пара цапель 4) два ведра баклажанов



Пары созданы.


II. Разминка.

Жребий: кому попадётся кружочек с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ», тот выбирает карточку с заданием и имеет право первого ответа.


1. Есть такой вид спорта — пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:

(А) зимнее двоеборье; (Б) троеборье; (В) пятиборье;

(Г) семиборье; (Д) десятиборье?



2. На первый взгляд кажется, что все эти сложные существительные со вторым компонентом -вед образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Найдите это слово.

(А) языковед; (Б) литературовед; (В) театровед;

(Г) лермонтовед; (Д) пушкиновед.



3. Упасть навзничь — это как?

(А) на бок; (Б) вниз головой; (В) замертво;

(Г) на спину, вверх лицом; (Д) на живот, вниз лицом.

4. Сказуемое во фразе: Вовочка слинял с уроков – это: (А) архаизм; (Б) жаргонизм; (В) латинизм;

(Г) просторечное слово; (Д) диалектизм?


5. Пословица: “Рука руку …” оканчивается глаголом: (А) кроет; (Б) мажет; (В) моет; (Г) тянет; (Д) манит?



6. Какой из вариантов не содержит орфографических ошибок?

(А) Вследствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

(Б) Вследствие обнаружения новых улик вследствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

(В) Вследствии обнаружения новых улик в следствие по делу об ограблении возникла новая версия, в последствие подтвердившаяся.

(Г) В следствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, в последствии подтвердившаяся.

(Д) В следствии обнаружения новых улик вследствие по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.


7. Начался концерт. Прошло 5 минут, и прозвучала известная мелодия. После концерта пять слушателей рассказали об этом так: 1) Через пять минут прозвучала мелодия. 2) Пятью минутами позже прозвучала мелодия. 3) Пятью минутами спустя прозвучала мелодия. 4) Пять минут спустя прозвучала мелодия. 5) Спустя пять минут прозвучала мелодия. Кто из них построил фразу правильно? (А) все; (Б) все, кроме 3; (В) все, кроме 2, 3; (Г) все, кроме 3, 4; (Д) 1, 5.



8. Даны четыре фразы:

Однако (1) я скрывать не стану.

Не стану я скрывать (2) однако.

Скрывать (3) однако (4) я не стану.

Ты скрыл (5) однако (6) я не скрою.

Где в местах, отмеченных цифрами, нужна запятая?

(А) везде; (Б) 1, 5; (В) 2, 3, 4; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) 2, 3, 4, 6.




9. Какой тип придаточного представлен в сложноподчинённом предложении: Сергей стремился в Петербург, где прошли годы его юности?

(А) присоединительное; (Б) места; (В) изъяснительное;

(Г) определительное; (Д) причины.



10. Укажите, в каких предложениях из приведённых ниже слово грустно является прилагательным:

1) Нам грустно расставаться.

2) Расставание всегда грустно.

3) Он грустно взглянул на меня.


(А) ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2.



III. Ребусы.

Проигравшие пары получают ребус. Первый, кто решит его, переходит в следующий тур.

Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.


Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.








Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.

Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.

Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.


IV. Запятые

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .

1. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путе­шественников.

1) 1,2 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,4



2. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.

1) 1 2) 1,2,3 3) 1,2 4) 1,3


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледо­витом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конеч­но (3) вызывает беспокойство, так как теперь (4) очевидно (5) пло­щадь не покрытой льдом части океана будет больше.

  1. 1,2,3,4,5 3) 2,3,4,5

  2. 1,2,3 4) 1,4,5



4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников (4) оказалось (5) ис­ключительно благотворным.

  1. 3,4,5 3) 1,2,3,4,5

  2. 1,2,3 4) 1,3,4



5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Огромное здание сельского клуба стояло (1) как раз (2) возле нашей школы, а вот стадион (3) напротив (4) был очень далеко.
1) 1,2 2) 3,4 3) 2,3 4) 4



6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За широким полем большое озеро, которое (1) кажется (2) судоходно. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.
1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5




Жребий: кому попадётся кружочек с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ», тот выбирает карточку с заданием и имеет право первого ответа.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Овсянников разъезжал на беговых дрожках либо в неболь­шой красивой тележке с кожаным верхом.

  2. Листья распускаются если не в апреле то в мае.

  3. В ноябре и декабре здесь было сыро и ветрено.

  4. Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до моз­га костей.



2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто ус­талости или скуки.

  2. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.

  3. То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.

  4. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край про­тивоположного берега.



3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Нужно было выбирать оставаться на военной службе или идти на стройку чернорабочим.

  2. В его голове вечно бродили воспоминания или мечты.

  3. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.

  4. В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни се.


V. Ребусы.

Проигравшие пары получают ребус. Первый, кто решит его, переходит в следующий тур.


Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке. (Д)

Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке. (Д)

Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке. (Д)

VI. Построй предложение.

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив с отличием политехнический институт,

  1. следующим шагом было поступление в аспирантуру.

  2. меня всё же больше привлекала музыка.

  3. выпускнику предложили работу в конструкторском бюро.

  4. выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на из­вестный завод.


2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

  1. старайтесь быть предельно осторожными.

  2. мне стали понятны многие законы химии.

  3. время летит незаметно.

  4. надписи на колбах должны быть сделаны четким почерком.



3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

  1. о Луи Пастере узнал весь мир.

  2. образ жизни Луи Пастера не изменился.

  3. Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

  4. это имя стало нарицательным.



4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением-рассуждением на ЕГЭ,

  1. учитывается авторская позиция.

  2. внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

  3. часто проблема формулируется неточно, неправильно.

  4. комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.



Жребий: кому попадётся кружочек с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ», тот выбирает карточку с заданием и имеет право первого ответа.


1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

  2. Три тополя, которые когда-то посадили на краю поля, пре­вратились в огромных великанов.

  3. Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

  4. Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квад­ратом окаймляли пруд.



2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

  2. Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовал­ся теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

  1. Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

  2. Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стоя­ла луна, которая освещала поля бледным синим светом.



VII. Подведём итог!

Прочитайте предложения и выполните задания 1—4.

A. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц.
Б. Наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно

находится в данный день года, можно только во время полного солнечного затмения.

B. Мы знаем, что на своём видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака.

Г. Эта возможность представляется очень и очень редко.


1. В какой последовательности нужно расположить предложения, что­бы получился текст?

  1. Б, А, В, Г 3) Б, Г, В, А

  2. В, А, Б, Г 4) В, Б, Г, А

2. Какое из данных сочетаний слов представляет собой грамматиче­скую основу в одном из предложений текста?

  1. бывает месяц (предложение А)

  2. можно наблюдать (предложение Б)

  3. наблюдать Солнце (предложение Б)

  4. двенадцать созвездий пересекает (предложение В)

3. Какая характеристика соответствует предложению Б?

  1. сложноподчинённое

  2. сложносочинённое

  3. сложное с разными видами связи

  4. бессоюзное сложное

4. В каких предложениях есть указательные местоимения?

  1. А, Б, В, Г 3) А, Б, Г

  2. А, В, Г 4) А, Б, В


Прочитайте предложения и выполните задания 1—4.

A. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц.
Б. Наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно

находится в данный день года, можно только во время полного солнечного затмения.

B. Мы знаем, что на своём видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака.

Г. Эта возможность представляется очень и очень редко.


1. В какой последовательности нужно расположить предложения, что­бы получился текст?

  1. Б, А, В, Г 3) Б, Г, В, А

  2. В, А, Б, Г 4) В, Б, Г, А

2. Какое из данных сочетаний слов представляет собой грамматиче­скую основу в одном из предложений текста?

  1. бывает месяц (предложение А)

  2. можно наблюдать (предложение Б)

  3. наблюдать Солнце (предложение Б)

  4. двенадцать созвездий пересекает (предложение В)

3. Какая характеристика соответствует предложению Б?

  1. сложноподчинённое

  2. сложносочинённое

  3. сложное с разными видами связи

  4. бессоюзное сложное

4. В каких предложениях есть указательные местоимения?

  1. А, Б, В, Г 3) А, Б, Г

  2. А, В, Г 4) А, Б, В


Ответы

I. Выбор пары.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагич­ное.

  2. Журналисты получили ответы на все интересующие их во­просы.

  3. Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

  2. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.

  3. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным.

  4. Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонто­вым

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по уз­кому мосту.

  2. Мать явно была обижена бестактностью сына.

  3. Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

  4. В «Руслане и Людмиле» A.C. Пушкин передал многое из то­го, что слышал от Арины Родионовны.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

  2. Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать па­роходы из стекла.


  1. В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказа­нии» Ф.М. Достоевского.

  2. Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

  2. На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

  3. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

  4. Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел свер­кающие шлемы и мечи.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

  2. Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

  3. Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

  4. И.С. Тургенев в своих романах исследовал ряд проблем общественной жизни, волнующие многих его современников.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

  1. Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н.В. Гоголь.

  2. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму.

  3. Размышляя о роли личности в истории, Л.Н. Толстой при­шел к интересным выводам.

  4. Современники A.C. Пушкина гордились его творениями и любили их.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются пантами.

  2. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

  1. Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ.

  1. Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне из­вестных уголках.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображе­ние и отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лу­бочная книжка о рыцаре Гуаке.

  2. Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать.

  3. Я познакомился и подружился с соседом по парте.

  4. Учитель сказал то, что в моём сочинении есть ошибки.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Студенты группы приняли на себя следующие обязательст­ва: поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чис­тоту в общежитии.

  2. Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных.

  3. Наша высокая культура, терпимость, стремление к добросо­седству, забота о семье вызывают уважение других наций.

  4. Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново.


11. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

  1. Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

  2. Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

  3. У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касает­ся с питанием, оно


12. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

  1. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.

  2. По сравнению с виршами поэтов XVIII века стихи Дениса Давыдова — само совершенство.

  3. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

4) Отправитель просит ответить сразу по получении письма.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. полутораста книгам 3) грех восьмых

  2. опытные инженера 4) наименее удобный

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. всех милее 3) подошел к ему

  2. двести килограммов 4) жарких пустынь

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. курсантских погонов

  2. несколько платьев

  3. с восемьюстами семьюдесятью

  4. лягте на пол

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более честный 3) много претензий

  2. обеим подругам 4) двум третьих стакана

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. много народу 3) группа англичан

  2. семисот двадцати 4) директоры заводов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. ящик мандарин 3) их предложения

  2. выступали профессора 4) более красивый

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара сапог 3) шесть гусаров

  2. ехайте быстрее 4) мало народу

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. шире Волги 3) двадцать двое моряков

  2. наименее удобный 4) выложите на тарелку

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. двумстам сорока трем 3) самый умнейший

  2. рядом с ними 4) плантации чая

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пригласили грузин 3) редакторы газет

  2. к обоим старикам 4) пятистами рублями

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. приближаются выборы 3) не реже двух раз

  2. трехсот девяноста писем 4) в двухтысяч восьмом году

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. построили катера 3) более тише

  2. пара цапель 4) два ведра баклажанов



II. Разминка.

1. Есть такой вид спорта — пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:

(А) зимнее двоеборье; (Б) троеборье; (В) пятиборье;

(Г) семиборье; (Д) десятиборье?

2. На первый взгляд кажется, что все эти сложные существительные со вторым компонентом -вед образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Найдите это слово.

(А) языковед; (Б) литературовед; (В) театровед;

(Г) лермонтовед; (Д) пушкиновед.

3. Упасть навзничь — это как?

(А) на бок; (Б) вниз головой; (В) замертво;

(Г) на спину, вверх лицом; (Д) на живот, вниз лицом.

4. Сказуемое во фразе: Вовочка слинял с уроков – это: (А) архаизм; (Б) жаргонизм; (В) латинизм;

(Г) просторечное слово; (Д) диалектизм?

5. Пословица: “Рука руку …” оканчивается глаголом: (А) кроет; (Б) мажет; (В) моет; (Г) тянет; (Д) манит?

Дополнительные задания.

6. Какой из вариантов не содержит орфографических ошибок?

(А) Вследствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

(Б) Вследствие обнаружения новых улик вследствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

(В) Вследствии обнаружения новых улик в следствие по делу об ограблении возникла новая версия, в последствие подтвердившаяся.

(Г) В следствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, в последствии подтвердившаяся.

(Д) В следствии обнаружения новых улик вследствие по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

7. Начался концерт. Прошло 5 минут, и прозвучала известная мелодия. После концерта пять слушателей рассказали об этом так: 1) Через пять минут прозвучала мелодия. 2) Пятью минутами позже прозвучала мелодия. 3) Пятью минутами спустя прозвучала мелодия. 4) Пять минут спустя прозвучала мелодия. 5) Спустя пять минут прозвучала мелодия. Кто из них построил фразу правильно? (А) все; (Б) все, кроме 3; (В) все, кроме 2, 3; (Г) все, кроме 3, 4; (Д) 1, 5.

8. Даны четыре фразы:

Однако (1) я скрывать не стану.

Не стану я скрывать (2) однако.

Скрывать (3) однако (4) я не стану.

Ты скрыл (5) однако (6) я не скрою.

Где в местах, отмеченных цифрами, нужна запятая?

(А) везде; (Б) 1, 5; (В) 2, 3, 4; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) 2, 3, 4, 6.

Однако- это …

9. Какой тип придаточного представлен в сложноподчинённом предложении: Сергей стремился в Петербург, где прошли годы его юности?

(А) присоединительное; (Б) места; (В) изъяснительное;

(Г) определительное; (Д) причины.

10. Укажите, в каких предложениях из приведённых ниже слово грустно является прилагательным:

1) Нам грустно расставаться.

2) Расставание всегда грустно.

3) Он грустно взглянул на меня.

(А) ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2.

III. Ребусы.

Проигравшие пары получают ребус. Первый, кто решит его, переходит в следующий тур.


Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.

«Преступление и наказание»


IV. Запятые

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .

1. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путе­шественников.

1) 1,2 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,4



2. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.

1) 1 2) 1,2,3 3) 1,2 4) 1,3


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледо­витом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конеч­но (3) вызывает беспокойство, так как теперь (4) очевидно (5) пло­щадь не покрытой льдом части океана будет больше.

  1. 1,2,3,4,5 3) 2,3,4,5

  2. 1,2,3 4) 1,4,5



4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников (4) оказалось (5) ис­ключительно благотворным.

  1. 3,4,5 3) 1,2,3,4,5

  2. 1,2,3 4) 1,3,4



5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Огромное здание сельского клуба стояло (1) как раз (2) возле нашей школы, а вот стадион (3) напротив (4) был очень далеко.
1) 1,2 2) 3,4 3) 2,3 4) 4



6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За широким полем большое озеро, которое (1) кажется (2) судоходно. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.
1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5




Жребий: кому попадётся кружочек с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ», тот выбирает карточку с заданием и имеет право первого ответа.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Овсянников разъезжал на беговых дрожках либо в неболь­шой красивой тележке с кожаным верхом.

  2. Листья распускаются если не в апреле то в мае.

  3. В ноябре и декабре здесь было сыро и ветрено.

  4. Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до моз­га костей.



2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто ус­талости или скуки.

  2. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.

  3. То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.

  4. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край про­тивоположного берега.



3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Нужно было выбирать оставаться на военной службе или идти на стройку чернорабочим.

  2. В его голове вечно бродили воспоминания или мечты.

  3. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.

  4. В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни се.


Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке. (Д)


ПОПУ ГАЙ(КА)



VI. Построй предложение.

Каждый участник получает карточку с заданием. Кто угадывает первым, тот садится за первый стол, второй – за второй,…, пятый – за пятый. Пара подбирается следующим образом: к первому участнику садится шестой, ко второму – седьмой… .


1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив с отличием политехнический институт,

  1. следующим шагом было поступление в аспирантуру.

  2. меня всё же больше привлекала музыка.

  3. выпускнику предложили работу в конструкторском бюро.

  4. выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на из­вестный завод.



2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

  1. старайтесь быть предельно осторожными.

  2. мне стали понятны многие законы химии.

  3. время летит незаметно.

  4. надписи на колбах должны быть сделаны четким почерком.



3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

  1. о Луи Пастере узнал весь мир.

  2. образ жизни Луи Пастера не изменился.

  3. Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

  4. это имя стало нарицательным.



4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением-рассуждением на ЕГЭ,

  1. учитывается авторская позиция.

  2. внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

  3. часто проблема формулируется неточно, неправильно.

  4. комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.



Жребий: кому попадётся кружочек с надписью «ВАШ ВЫСТРЕЛ», тот выбирает карточку с заданием и имеет право первого ответа.


1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

  2. Три тополя, которые когда-то посадили на краю поля, пре­вратились в огромных великанов.

  3. Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

  4. Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квад­ратом окаймляли пруд.



2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

  2. Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовал­ся теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

  3. Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

  4. Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стоя­ла луна, которая освещала поля бледным синим светом.




Прочитайте предложения и выполните задания 1—4.

A. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц.
Б. Наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно

находится в данный день года, можно только во время полного солнечного затмения.

B. Мы знаем, что на своём видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака.

Г. Эта возможность представляется очень и очень редко.


1. В какой последовательности нужно расположить предложения, что­бы получился текст?

  1. Б, А, В, Г 3) Б, Г, В, А

  2. В, А, Б, Г 4) В, Б, Г, А

2. Какое из данных сочетаний слов представляет собой грамматиче­скую основу в одном из предложений текста?

  1. бывает месяц (предложение А)

  2. можно наблюдать (предложение Б)

  3. наблюдать Солнце (предложение Б)

  4. двенадцать созвездий пересекает (предложение В)

3. Какая характеристика соответствует предложению Б?

  1. сложноподчинённое

  2. сложносочинённое

  3. сложное с разными видами связи

  4. бессоюзное сложное

4. В каких предложениях есть указательные местоимения?

  1. А, Б, В, Г 3) А, Б, Г

  2. А, В, Г 4) А, Б, В























I. Выбор пары.


II. Разминка.


III. Ребусы.

IV. Запятые


V. Ребусы.


VI. Построй предложение.





VII. Подведём итог!





1







2








3









4









5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Игра по русскому языку для учащихся 9-11 классов «Лингвистическая дуэль»

Автор: Лизункова Марина Сергеевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "краткосрочное планирование урока на тему " Разряды наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-na-tiemu-razriady-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "140523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417964179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства