kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра - одно из средств активизации учащихся на уроках лрусского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»

Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения , использовать знания на практике , активизирует различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.

     Организационными формами являются микрокласс и микроурок. Микрокласс - это группа учащихся из трех-четырех человек , один из которых "учитель", остальные - "ученики". Ведущий игры ( чаще всего это учитель-словесник ) является "экспертом". В помощь "эксперту" в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты обеспечивают техническую сторону игры (помогают раздать карточки-задания, фиксируют их выполнение и т. д.). Консультант выбирается один на черыте-пять групп. Он подстраховывает "учителя", всегда готов прийти ему на помощь , контролирует качество выполнения задания.

      Микроурок включает в себя следующие этапы : постановка задачи "учителем", ответы "учеников", дискуссия , вывод ( или составление алгоритма ), при необходимости заключение "эксперта". Продолжительность микроурока колеблется от 10 до 35 мин , что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объема материала, подготовки учащихся.

       Исходя из того , что ребятам необходимо понять принцип работы , привыкнуть к такому виду деятельности , на первых порах в уроки включаются только элементы деловой игры.

       Уже в 5 классе в ходе уроков я организую микроклассы и предлагаю для групповой работы ,например , такие карточки-задания :

   Карточка-задание №1    

   1. Прочитайте стихотворение. Спешите слова , в которых есть буква "ц". Объясните правописание гласной в корне.

                         

                                            Циркуль мой, циркач лихой,

                                                 Чертит круг одной ногой,

                                                 А другой проткнул бумагу,

                                                 Уцепился и ни шагу.

   2. Определите падеж имен существительных .

   3. Подберите синоним к слову "лихой".

   4. В каком слове букв больше , чем звуков?

 

   Карточка-задание №2

                                    Я - малютка карандашик.

                                    Исписал я сто бумажек .

                                    А когда я начинал,

                                     То с трудом влезал в пенал.

  1. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

  2. В каких слов безударную гласную в корне можно проверить? Подберите проверочное слово.

  3. Определите падеж всех имен существительных.

  4. Выпишите словосочетания "глагол + существительное ".

   

   Карточка-задание №3

  1.Подготовтесь к выразительному чтению стихотворения.

                                              ПОЧЕМУ?

                                         Второкласснику Андрюше

                                         Просто не везёт. До слёз.

                                         - Мама, мама, ты послушай,     

                                 Двойку я опять принёс.                

                                         В самом деле, почему

                                         Так уж не везёт ему?

                                         В классе пишут под диктовку:

                                         «Я принёс из леса ГРИБ»,

                                         Лишь Андрей выводит ловко:

                                         «Я принёс из леса ГРИПП».

                                         Ну скажите, почему

                                         Так послышалось ему?

                                         Игроки владеют БАСОМ,

                                          А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

                                         А в саду растут ПЛОТЫ.

                                         Объясните, почему

                                         В школе не везёт ему?

                                                                                   ( Р. Юзва )

 2. Составьте словосочетания с теми словами , которые Андрюша написал неправильно . Подберите проверочные слова.

 3. Найдите слова с оглушением . Произведите фонетический разбор слова "везет".

 4. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне , подберите проверочные слова.

      ( Задания предлагаются либо все одновременно , либо выборочно )

  Другая группа заданий - творческого характера . Это так называемая "словесная гимнастика". Двустишие или четверостишие записывается на доске без последней строки ( на начальных этапах работы без последнего слова ). Группа ребят в микроклассе придумывает строчку , демонстрируя и оригинальность мышления , и чувство ритма и рифмы . При этом имеется в виду и образовательная задача : подбор синонимов , антонимов, однокоренных слов , глаголов одного вида ,местоимений одного разряда и т. д.

    Например, даются стихотворения О.Григорьева без последней строки :

                        Велосипед меня понес.

                        Понес куда-то под откос.

                        Он там остался без колес...

  ЗАДАНИЕ. Определите по словарю , глагол "понести" - однозначный или многозначный? Придумайте последнюю строчку , используя иное, чем в первых двух строках , значение слова "понес".

   И ребята придумали : " и дальше я его понес", "понес его я на откос", "кто б за меня его понес". Еще пример:

                                      Вечером девочка Мила

                                      В садике клумбу разбила.

                                      Брат ее мальчик Иван...

Задание. Употребите в последней строке выделенное слово в другом значении.

    Ребята придумали: "тоже разбил...стакан", "мыл и разбил стакан".

 

    К изготовлению карточек обязательно привлекаю учеников , потому что работа по подготовке к игре не менее полезна , чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, самостоятельности , умения выбрать нужное.

    К деловой игре готовится 15 карточек-заданий с учебным материалом.

    Называются два ассистента в помощь "эксперту" ( учителю ) . Каждый из ассистентов готовит к уроку словарный диктант по теме , причем диктовать будет тот ассистент , чей диктант "эксперт" признает лучшим.

    Перед уроком формируются микроклассы по три человека ( желательно , чтобы в одной группе был 1 сильный и 2 ученика послабее; сильный назначается "учителем" ).

    Каждый ассистент работает с пятью микроклассами: раздает карточки, следит за выполнением задания, помогает, если в этом есть необходимость , обращается в конфликтных случаях за помощью к "эксперту". "Эксперт" следит за дисциплиной , за тем ,чтобы микроклассы не мешали друг другу , помогает ассистентам.

    Урок начинает один из ассистентов со словарного диктанта ,затем идет взаимопроверка в микроклассах и устная работа над ошибками ( на этом этапе работает весь класс ).

    После этого каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание. Вот пример работы микрокласса над одним из заданий :

             Нужно выделить суффиксы в словах : лживый, дождливый, доверчивый. "Кто как думает?"-спрашивает "учитель". Один из учеников говорит , что во всех словах суффикс "-ив-" , ведь слова-то похожи. Но второй, смотря на слово дождливый , высказывает догадку , что здесь суффикс "-лив-" :ведь оно образовано от слова дождь. Теперь путь анализа ясен и слабому ученику: надо подобрать слово , от которого образовано данное слово.

         Микрокласс самостоятельно справился с заданием , и ассистент , отметив это в своей тетради учета , предлагает ему другую карточку .Приведем примеры карточек-заданий:

      1. Найди " четвертое лишнее":

       а) разведение , разлив , разность ,разносчик.

       б) накал, навес, навет, накат.

      2. Продолжи ряды слов:

        Дубняк , лозняк.....

        Торопливый, нетерпеливый...

        Стебелек, уголек....

      3. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова ( искусство ).

      4.Найди "родственников" : Завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т.д.

      5. " Как слышу , так и пишу ".Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?

      6. Выделите окончание в словах: Шестой, солнце, говорить, вверх.

      7.Согласны ли вы с учеником , который сказал: "Если в предложном падеже окончание "-е" , то это существительное 1 склонения."?

      8. Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов : Листва-листья-лиственный-лиственница?

      9.Пропущено одно звено цепи .Восстанови цепочку: Покой-успокоенный-успокоенность.

      10.Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?

  В течение урока каждый микрокласс получит от 7 до 12 таких заданий. В конце урока ассистенты подводят итог : какой микрокласс работал активно , плодотворно, какие задания вызвали затруднения. Оценки выставляются под руководством "эксперта", который видел, как работает каждый ученик.

 

    Уроки обобщающего повторения , включающие использование деловых игр, позволяют обеспечить активную деятельность каждого ученика с учетом уровня его подготовки, интересов, темпа работы.

 

    Учащиеся с большим интересом относятся к участию в деловых играх еще и потому, что эти игры способствуют созданию на уроках особой атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся , содействуют демократизации отношений между учителем и учеником. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Пророкина Елена Александровна

Дата: 22.12.2022

Номер свидетельства: 621222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства