Просмотр содержимого документа
«Жизнь - это ценность»
Жизнь - это ценность
Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
- раскрытие значения и многогранности понятия « жизнь»;
-развитие потребности обрести смысл жизни;
-воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Методы и приемы: беседа, чтение, работа с эпиграфом, творческая деятельность.
Ресурсы: краски, кисточки , фломастеры, ТСО, видеоролик, формат листа А-3 или ватмана, постеры с цветами, палитры, салфетки бумажные, салфетки влажные, стаканчики для воды.
Ход урока
Круг радости
Учитель предлагает учащимся подумать и сказать, что они ценят в людях больше всего, начиная со слов « Я ценю в людях…»
Вывод: Каждый человек ценит в людях то, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
Беседа:
-Как проявляется жизнь вокруг нас? (ответы учащихся)
- Знаете ли вы во имя чего живете? ( ответы учащихся)
Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С. Надсон
Сообщение темы урока
Тема урока «Жизнь ценность»
Учитель: В жизни мы часто слышим выражения « как удачно сложилась жизнь», «жизнь преподнесла сюрприз», «жизнь не задалась», да и зачастую сами так говорим.
Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие « жизнь»?
-Что есть человеческая жизнь?
(ответы учащихся)
Слово учителя
Авторы разных словарей дают определения понятию «жизнь».
Словарь Ожегова:
« Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля:
« Жизнь –живот, житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова:
« Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ».
(Все напечатанные определения вывешиваются на доску под названием « Словарь»)
-Какое определение вам ближе всего и почему?
(ответы учащихся)
Вывод:
У каждого человека свое понимание жизни, потому, что мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни. Жизнь это проявление во всей полноте своей сущности
Творческая деятельность « Цветы ценностей»
(Учащимся раздаются постеры цветов.)
Учитель предлагает на лепестках написать ценности, для человека –в цельности души, ее чистоте и незапятнанности , в праве жить, не опуская глаз.»
Беседа
- Что значит жизненная цель? ( Ответы учащихся)
- Есть ли у вас жизненные цели? Какие ? (Ответы учащихся)
-Какая самая главная цель в твоей жизни? ( Ответы учащихся)
Вывод:
Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
5.Чтение
В.А. Сухомлинский
След на земле
Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер , а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, ничего долго не задерживался , ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свое фамилию – никто не помнит его.
- Что ты оставил по себе? Спрашивают люди.
- Есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, -отвечает.
- Может быть, ты посадил дерево?
-Нет ,не посадил я дерева.
- Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну как значит, ты песню сложил?
-Нет и песню я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. « Вот и все, что останется после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало… Не так надо было жить! Не так…»
- Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
( ответы учащихся)
- Как нужно прожить жизнь, чтоб вас помнили люди? ( ответы учащихся)
- что вы можете сделать полезного будучи школьниками ? ( ответы учащихся)
Вывод:
Мы все умрем: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след-
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Расул Гамзатов
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая только не о себе, но и об всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я доброго оставлю после себя?
Работа с эпиграфом
Просмотр видеоролика « Мама, очень хочется пить…»
(Видеоролик можно найти в интернете. После просмотра- обсуждение).
- Что же самое главное для человека? ( ответы учащихся)
Вывод:
Н. Островский. « Как закалялась сталь». Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.
- Что для вас самое прекрасное в мире? ( ответы учащихся)
Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая – либо трагическая случайность может прервать ее. Берегите и цените свою жизнь.
7. Творческая деятельность
( Учащиеся самостоятельно делаться на группы, не менее 4-5 учащихся в каждой группе: после этого учитель читает задание, которое нужно сделать каждой группе. На столе лежат краски, кисточки по количеству учащихся, ватман или листы формата А -3 ,стаканчики для воды, салфетки для промачивания кисточек, влажные салфетки для рук, палитры для красок)
Представьте, что в день сотворения мира Творец раздал всем разные краски. В течении 30 секунд каждая группа решает, какую одну краску возьмет и на листе ватмана оттенками выбранного цвета за 3-5 минут попытается нарисовать все то, что имеет на земле данный цвет.
( Например: группа выбирает красный цвет . На ватмане рисует: костер, сердце, помидор, яблоко, солнце и т.д.)
- Объясните, что и почему вы нарисовали? ( Ответы учащихся)
( Например: группа , выбравшая красный цвет поясняет, почему они нарисовали костер – он красный, символ тепла и согревает всех, кто к нему подходит; сердце –жизнь человека не возможна без сердца, это орган через который течет кровь, которая красного цвета и т.д.)
Вывод:
Мир многоцветен и каждый из нас сам выбирает цвет своей жизни.
Самое главное, что вы видите многоцветие мира, вы слышите мелодии жизни, вы можете обнять друг друга, прийти в гости, сделать друг другу подарки. Вильям Шекспир сказал: « Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять – это жить». Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл жизни, каждый ее миг.
8. Круг от сердца к сердцу
Педагог предлагает учащимся встать в круг и сказать следующую фразу: « Я желаю себе и другим…»
Вывод:
На память о нашем уроке хочу подарить вам сувениры со словами Эрве Базена:
( сувениром могут быть постеры с изображением лошадки, сердца, цветка, яблока)