Научиться говорить, можно только говоря. Цели: а) провести артикуляционную гимнастику для улучшения техники речи, устранения речевых зажимов; б) снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие. Размер группы: не важен. Ресурсы: не требуются. Время: в зависимости от «спортивного азарта участников» и задач, стоящих перед тренером.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие "Артикуляционный марафон"»
Занятие АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАРАФОН
(ictionbook.ru) Научиться говорить, можно только говоря. Цели: а) провести артикуляционную гимнастику для улучшения техники речи, устранения речевых зажимов; б) снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие. Размер группы: не важен. Ресурсы: не требуются. Время: в зависимости от «спортивного азарта участников» и задач, стоящих перед тренером. Ход упражнения Упражнения на дыхание: «Свеча» Представьте перед своим лицом свечу, которую вы должны погасить, задуть. Для контроля дыхания положим руки на ребра (пальцы в сторону живота). Спокойно и плавно заполняем легкие воздухом (контролируем движение нижних ребер с боков и в сторону спины), а потом направленным потоком посылаем наружу воздушную струю. Теперь перед вами не одна, а сразу три свечи. Набираем воздух, задерживаем лишь на секунду дыхание, а затем три чуть более резких направленных выдоха. Теперь – шесть свечей… Посчитаем Егоров Наберем (плавно, без рывков) воздух до естественной границы вдоха, а затем на одном дыхании без перерывов и монотонно начнем считать Егоров: один Егор, два Егора, три Егора, четыре Егора. На сколько Егоров хватило дыхания? Попробуем еще раз! Рывок Вдыхаем быстро и резко. Глубокий вдох через нос (быстрый и энергичный, сконцентрированный – как рывок штанги у штангиста!). Нижние ребра разъехались по сторонам? Контролируем их движение. Следим, чтобы при этом не поднимались плечи. Секундный переход – переключение от вдоха к выдоху и. резкий выдох ртом! Му — му Глубокий вдох через рот. А затем выдох резкий через нос с «подголоском», похожим на фырканье лошади в стойле или коровы в хлеву. Вдох глубокий ртом. Выдыхая, нужно протяжно промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за движением ребер и резонансом. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить» вас своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук «М» на «Н», «В», «З». Зарядка для языка и губ - Уколы языка в правую — левую щеки. Быстро, энергично. Короткий отдых, и вновь повторяем упражнение. - Расслабим язык и представим, что он – кусок мяса, который мы пытаемся прожевать. «Жуем» язык с аппетитом, ярко. - Язык к верхнему твердому нёбу – энергично к нижнему ряду зубов. Так несколько раз. - Энергичное многократное повторение звуков т-д, т-д, т-д, т-д. - Круговые движения языка при закрытом рте. - Приоткрыть губы, сложить язык в трубочку – расправить. Сложить – расправить… - Быстрое энергичное произношение губных звуков п-б, п-б, п-б, п-б. «Жевание» губами. - Губы соединить в трубочку и «рисовать» ими окружности. - Губы в трубочку напряженные – в широкую улыбку. - Гримасы губами – влево, вправо, влево, вправо. - Достать верхней губой нос (повторяем несколько раз). - Расслабить губы и полтора десятка раз произнести «тпру» и столько же звукосочетание, похожее на «пр-пр…», достигая свободной и энергичной вибрации губ. Упражнения для снятия челюстного зажима: - Сжать крепко челюсти – резко ослабить, «отвалить» нижнюю челюсть. Несколько раз повторить то же движение. - Закрыв рот, двигать нижней челюстью вправо—влево. - То же, но открыв рот и гораздо более активно, чтобы явно чувствовалась работа челюстных мышц. - «Прозеваться», контролируя работу челюстных мышц. Произношение скороговорок: Произношение скороговорок нужно начинать не с очень быстрого темпа: - От топота копыт пыль по полю летит. - Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет. - Купи кипу пик! - Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов било бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов било дробь! -Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Да не вылавировали. - Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп… - Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - Револьверы отрегулировали в лаборатории. - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз дрова, два дрова, три дрова! - Сшит колпак да не по—колпаковски. Вылит колокол, да не по—колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать! Отработав на начальном этапе внятность произношения и, добившись приличной скорости, тренер может предложить разнообразить артикуляционный тренинг заданиями на актерское наполнение: произношение скороговорок по кругу с меняющейся интонацией, с изменяющейся от низкой – к высокой (и наоборот) скоростью, с повышением или понижением звука… УПРАЖНЕНИЕ «Мой герб» Упражнение № «Мой герб» [8]. Участникам выдаётся заготовка в форме классического герба и предлагается создать свой, личный герб. В верхней, левой его части необходимо изобразить то, что посвящено прошлому: «Мои главные достижения», в правой верхней части то, что относится к будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни» (см. Рис.2).
Рис.2. Одним из основных заданий будет также придумывание символов отображающих наиболее точно ответы на вопросы и внесение их в части герба, это может быть изображение в цвете или в стиле графики. Обсуждение: Ведущий, после изготовления гербов организует обсуждение в следующем алгоритме: 1.Что изображено на гербе? 2.Почему был выбран такой девиз? 3.Чем он может быть полезен для владельца герба? 4.В каких ситуациях он может быть бесполезен или даже ограничивать возможности владельца герба? 5.Что есть схожего в гербах? 6.Какие отличия?