kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние стресса на здоровье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока :формировать у учащихся понятие о стрессе и причинах его возникновения, их последствиях и способах преодоления стрессового состояния.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние стресса на здоровье»


Урок - исследование

Тема: " Влияние стресса на здоровье"

Цель: формировать у учащихся понятие о стрессе и причинах его возникновения, их последствиях и способах преодоления стрессового состояния; развивать навыки уравновешенности, умение находить компромисс между желаниями и возможностями; воспитывать оптимистическое отношение к жизни.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями релаксационной музыки, тест «Шкала стресса», рекомендации " Формулы самовнушения "


Ход урока


І. Организационный момент

В начале урока звучит релаксационная музыка.


ІІ. Актуализация опорних знаний и мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм. Работа в группах.

1. Какие вы знаете пословицы о здоровье?

- Береги одежду снова, а здоровье смолоду;

- Веселый смех – залог здоровья;

- Кто к себе суров, тот и здоров;

- Здоровым будешь, все добудешь;

- Здоровье – мудрых гонорар;

- Веселая мысль – половина здоровья;

- Если нет силы, то и свет немилый;

- Без здоровья нет богатства.


2. Какого человека можна назвать психологически уравновешенным?

Подберите синонимы к слову "уравновешенный".

Подберите антонимы к слову "уравновешенный".


ІІІ. Изучение нового материала

  • Рассказ учителя

Здоровье – это состояние полного физического, морального психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний.

Составляющие здоровья – социальная, физическая, психическая и духовная.

Сегодня мы поговорим об одном из составляющих психического здоровья - эмоциональном здоровье.

Эмоциональное здоровье - это равновесие положительных и отрицательных эмоций, психологическое равновесие эмоций.

Слово «эмоция» происходит от латинского етоvеrе, что означает волновать, возбуждать. Эмоции, как и мысли, — объективно существующее явление, они характеризуются чрезвычайно широким диапазоном форм и оттенков. Радость, печаль, наслаждение, отвращение, тоска, гнев, страх, тревога, разочарование — все это различные эмоциональные состояния. Все эти эмоции хорошо знакомы вам, хотя название подчас только отчасти может раскрыть их истинную сущность и глубину. Постоянно, если человек не спит, его сопровождают те или иные эмоции. Хотя, по существу, сон, а также характер сновидений тоже зависят от состояния эмоциональной сферы человека. Эмоции свойственны каждому из нас, это наши психологические реакции на хорошее и плохое, наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение. Эмоции составляют часть психической деятельности, эмоциональную часть нашего «я».


  • Фронтальный опрос

- Назовите, какие вы знаете эмоции?

- Какие эмоции чаще всего проявляются у вас?

- В каких ситуациях вы испытываете положительные, а в каких отрицательные эмоции? Приведите примеры.


  • Работа учащихся - консультантов

Современному человеку в его повседневной жизни приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом. Но в жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Если эмоциональная сфера человека развита недостаточно, это отрицательно сказывается на широте жизненных интересов, лишает его возможности воспринимать многие жизненные радости.

Количество доступных нам нюансов эмоционального состояния исключительно велико, и каждому из них соответствуют определённые изменения функции нервной системы и желез внутренней секреции. Если эти изменения слишком значительны или слишком длительны, то может наступить состояние стресса.

Термин «стресс» впервые ввёл Ханс Селье для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя.

Х. Селье дал следующее определение стресса: «Органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство; нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

Оптимальная жизнедеятельность человеческого организма обеспечивается устойчивым кровяным давлением постоянным содержанием кислорода и других химических элементов в составе крови. При этом человеческий организм самым непосредственным образом реагирует на страх, гнев, боль. Эти эмоции вызывают выброс в кровь гормонов, которые определяют ряд защитных изменений в организме. Тело насыщается энергией и готово либо к бою, либо к бегству.

Любой стресс повышает в организме уровень норадреналина – гормона страха и агрессии, который заставляет сердце биться гораздо, чаще, чем в состоянии душевного покоя. При лёгком стрессе уровень норадреналина повышается в 2,5 – 4 раза, при сильном – в 20 – 25 раз.

Если организм находится под воздействием стресса в течение длительного времени, мощные дозы гормонов, допускающие реакцию «бей или беги», начинают пагубно влиять на иммунную систему. При поражении иммунной системы заболевает ослабленный орган.

Как говорится, где тонко, там и рвётся. Вот далеко не полный список болезней, связанных со стрессом:

- Повышенное кровяное давление;

- Мигрень;

- Разные формы аллергии;

- Астма;

- Диабет;

- Заболевания сердца;

- Гиперфункция щитовидной железы;

- Кожные заболевания;

- Депрессии и неврозы.

Мировая медицина обеспокоена: депрессия и невроз особенно широко распространились в последнее время в больших городах и неблагополучных регионах. По статистике, 68 % людей, обратившихся к врачу, страдают депрессией, а 85% населения земного шара страдают неврозами. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия и заболевания сердца окажутся на первом месте среди основных причин смертности.


Шкала стресса


  • Смерть отца или матери (мужа, жены) – 100 баллов.

  • Развод родителей - 73.

  • Раздел имущества родителями (бывшими супругами)-65.

  • Смерть близкого члена семьи - 63.

  • Судебный приговор - 63.

  • Болезнь или травма -53.

  • Женитьба (замужество) - 50.

  • Потеря работы - 47.

  • Проблемы со здоровьем членов семьи - 44.

  • Серьёзные перемены на работе (в школе) - 39.

  • Финансовые проблемы - 38.

  • Смерть близкого друга - 37.

  • Семейные ссоры - 35.

  • Натянутые отношения в семье - 29.

  • Эмоциональное напряжение, вызванное теми или иными личными достижениями или неудачами - 28.

  • Начало (прекращение) учёбы - 26.

  • Изменение уровня жизни - 25 .

  • Трудности во взаимоотношениях с работодателем - 23 .

  • Перемена места жительства - 20 .

  • Изменения режима отдыха - 19.

  • Изменения режима сна - 16.

  • Менее тесное общение со своей семьёй - 15.

  • Изменения режима питания - 13.

  • Волнения, связанные с бюрократической волокитой - 11.

Пользуясь этой шкалой, можно определить состояние вашего организма и возможность стресса.


IV. Исследование №1

1. Отметьте события, которые имели место в вашей жизни, и суммируйте рейтинговые баллы. Если число баллов превышает 160, вы имеете высокий шанс заработать тот или иной недуг в ближайшие шесть месяцев, так как стресс уже «накапливается» в вашем организме.

2. Выберите эмоциональное состояние, которое вы испытываете чаще всего в приведённых ниже ситуациях, сделайте выводы:

  • На перемене кто-то пробегал мимо и специально толкнул тебя…

  • За успехи в учёбе тебя наградили похвальной грамотой.

  • В столовой старшие школьники пытаются пройти без очереди…

  • Ты был только свидетелем драки на перемене, но наказали тебя…

  • Родители не разрешают тебе гулять до позднего вечера…


V. Исследование №2

1. Сейчас проведём тест ( см. Приложение)

Наше поведение в стрессовых ситуациях определяет то, как напряжение скажется на нас. Как мы себя ведем в подобных случаях? Некоторым удается перевести критические ситуации в шутку. Другие плачут и паникуют при малейшем напряжении. Ниже приводятся безопасные способы противодействия стрессу.


2. Безопасные способы противодействия стрессу.

  • Работайте не более 8-и часов ежедневно;

  • Развивайте у себя привычку к медленной ходьбе и неторопливым разговорам;

  • Улыбайтесь и проявляйте как можно больше оптимизма при общении с людьми;

  • Культивируйте привычку слушать релаксационную музыку;

  • Научитесь мысленно переноситься в приятное для вас место и задерживаться в нём;

  • Регулярно делайте упражнения на свежем воздухе;

  • Ставьте перед собой разрешимые задачи, а достигнув цели отметьте свой успех и поздравьте себя с ним;

  • Расслабьтесь. Прогуляйте 5-10 минут, это поможет снять напряжение и добавит вам энергии;

  • Шутите. Смех можно использовать для снятия напряжения. Люди смеются, когда рассказывают шутки или весёлые истории;

  • Послушайте музыку. Закройте глаза и послушайте спокойно музыку. Почувствуйте музыку так, чтобы никакие мысли не мешали вам;

  • Научитесь приемам расслабления. Используйте формулы самовнушения.


VI. Исследование №3

1. Формулы самовнушения

  • Я немедленно успокоюсь

  • Я могу спокойно думать

  • Я сосредоточен на своем дыхании

  • Я собранный

  • Я не думаю об этой проблеме

  • У меня нет плохих мыслей

  • Я могу все спокойно обдумать

  • Все будет хорошо

Если повторять "формулу самовнушения" часто, то вскоре вы заметите, как легко вам будет расслабиться и успокоиться.


VII. Подведение итогов

  1. Дайте определение понятию "эмоциональное здоровье".

  2. Что такое стресс?

  3. Назовите причины возникновения нервного напряжения, стресса.

  4. Назовите последствия стресса.

  5. Назовите способы противодействия стрессу.


Приложение


Тест «Подвержены ли вы стрессам»


1. Трудно ли вам обратиться к кому-нибудь за помощью?

Да, всегда – 3

Очень часто – 2

Иногда – 0

Редко – 0

Никогда – 0

2. Думаете ли вы о своих проблемах в свободное время?

Очень часто – 5

Часто – 4

Иногда – 2

Редко – 0

Никогда – 0

3. Если вы видите, что у человека что-то не получается, возникает ли у вас желание сделать это вместо него?

Да, всегда – 5

Очень часто – 4

Иногда – 2

Редко – 0

Никогда – 0

4. Долго ли вы волнуетесь из-за неприятностей?

Да, всегда – 5

Очень часто – 4

Иногда – 2

Редко – 0

Никогда -0

5. Перебиваете ли вы, не дослушав, человека, который вам что-то рассказывает с лишними подробностями?

Да, всегда – 4

Часто – 3

В зависимости от обстоятельства – 2

Редко – 0

Никогда – 0

6. Приходится ли вам действовать не по плану, не продумав работу?

Да, всегда – 5

Часто – 4

Иногда – 3

Редко – 1

Никогда -0

7. Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

Да, всегда – 3

Очень часто – 2

Иногда – 0

Редко – 0

Никогда -0


8. Бывает ли так, что во время разговора ваши мысли витают где-то далекое

Очень часто – 5

Часто - 4

Иногда – 3

Редко – 0

Никогда -0

9. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4

Часто - 3

Иногда – 2

Редко – 1

Никогда -0

10. Долго ли вы думаете, прежде чем принять решение?

Да, всегда – 3

Очень часто – 2

Иногда – 1

Редко – 0


А теперь подсчитайте баллы.

42 - 35. Нервный срыв для вас – реальная угроза. Проверьте давление и содержание холестерина в крови. Не следует ли изменить свой образ жизни?

34 - 18. Нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.

17 - 1. Вам удаётся сохранять спокойствие и уравновешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимания на мелочи и не воспринимать драматически все неприятности.

0. Если вы ответили честно, то единственная опасность, которая вам угрожает - это чрезвычайное спокойствие и, конечно, скука.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Влияние стресса на здоровье

Автор: Калуцких Марина Владимировна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по ОБЖ "Вредные привычки и их влияние на здоровье" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obzh-vriednyie-privychki-i-ikh-vliianiie-na-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "208658"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430854744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей "Вредные привычки родителей и их влияние на здоровье детей""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vriednyie_privychki_roditieliei_i_ikh_vliianiie_"
    ["file_id"] => string(6) "361635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479843138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
    ["seo_title"] => string(60) "vriednyie_privychki_i_ikh_vliianiie_na_zdorov_ie_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "411935"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493242970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) ""Стресс и здоровье""
    ["seo_title"] => string(16) "stress_i_zdorove"
    ["file_id"] => string(6) "634104"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687271264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Стресс как негативный биосоциальный фактор" "
    ["seo_title"] => string(46) "striess-kak-nieghativnyi-biosotsial-nyi-faktor"
    ["file_id"] => string(6) "223889"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438197972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства