воспитывать ответственное отношение к своей роли в обществе.
Ресурсы:
музыка
Звуки моря, учебник, карточки для групповой работы, Песня «Мужчина и женщина»
Ход урока:
Орг.момент.
- приветствие
- проверка отсутствующих
- проверка готовности
Позитивный настрой. Путешествие на дно моря
Анализ состояния:
• Какие чувства вы испытали, находясь в воде?
• Какие картины видели?
• Что чувствовали, соприкасаясь с водой?
Примечания
музыка
Звуки моря
Опрос домашнего задания.
Эссе «Семья в моей жизни».
Сообщение темы урока: «О равенстве и справедливости».
Позитивное высказывание (цитата).
Служение человечеству само собою разделяется на две части: одно - увеличение блага в существующем человечестве, другое - продолжение самого человечества. К первому призваны преимущественно мужчины, ко второму — женщины.
Лев Толстой
- В чем смысл этого высказывания?
- Согласны ли вы сним?
4. Рассказывание истории (беседа)
Притча «Два крыла» (по А.Лопатиной)
Упали в землю два семечка. Поливал их дождь, согревало солнце. И вскоре выросло из них два цветка.
Один - словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй - словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Нежный цветок чаще всего смотрел на восток - зарю встречал, а сильный цветок любил смотреть на запад, закат провожал.
Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете нежный цветок затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся, но не смог. Обессиленный, опустил он свое крыло.
- С одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь, - прошептал цветок.
- С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? - услышал он голос.
Нежный цветок приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться.
Обнялись два цветка, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небо. Так женщина и мужчина - два крыла одной птицы.
Вопросы:
Как вы понимаете смысл утверждения: «женщина и мужчина - два крыла одной птицы»?
Чья роль в обществе - мужчины или женщины - важнее? Почему?
В какой сфере жизни человека невозможно обойтись без женщин? А без мужчин?
Что вы можете сказать о равноправии женщин и мужчин?
Учебник
Творческая деятельность. Групповая работа.
Для раскрытия многогранности и сложности вопроса тендерных отношений в учебнике приводится фрагмент документа «Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Последовательность работы с ним определена в задании:
Прочитайте выдержки из документа. К каким выводам вы пришли? Сформулируйте их касательно проблем (вопросов) равноправия, образования, здоровья, семьи.
Знакомясь с представленными в документе цифрами, связанными с семьей, здоровьем, образованием, учащиеся смогут задуматься о причинах сложившихся гендерных ситуаций, возможных путях их решения, что предусмотрено в следующих заданиях:
1. В чем вы видите причину перевеса женского населения в нашем обществе, меньшую среднюю продолжительность жизни мужчин по сравнению с женской? Составьте рекомендации, которые, по вашему мнению, помогут в будущем улучшить ситуацию.
2. Проведите гендерный анализ некоторых сторон жизни ваших одноклассников в школе и вне ее. Рассмотрите вопросы количественного состава, успеваемости, участия в органах ученического самоуправления, занятости в спортивных секциях, готовности к выбору будущей профессии, ведения здорового образа жизни. Для получения данных используйте анкетирование. Сделайте выводы о жизненных навыках, увлечениях, достижениях юношей и девушек вашего класса.
(Таблица заполняется в тетради.)
Юноши
Девушки
Количественныйсостав
Хорошая успеваемость
Участиев органах ученического самоуправления
В спортивных секциях
Посещение клубов по интересам
Готовность к выбору будущей профессии
Ведение здорового образа жизни
Знание компьютерных программ
Умение готовить пищу
Умение шить (вязать, вышивать)
Владение навыками мелкого ремонта в домашних условиях
Победы в предметных олимпиадах, различных конкурсах, спортивных соревнованиях
Рассмотрите семью с точки зрения распределения обязанностей. Что лучше удается мужчине? Что женщине? Стоит ли делить домашний труд на мужской и женский? Почему?
Составьте распорядок дня современного мужчины и современной женщины. Сколько времени, на ваш взгляд, они уделяют повышению интеллектуального уровня, укреплению здоровья?
Представьте, что вы директор фирмы. Придумайте ей название и род деятельности. Какие должности необходимы для нормального функционирования организации? Распределите их с учетом гендерного подхода. Обоснуйте позицию.
Карточки для групповой работы
Групповое пение.
Ваенга и Ягунов - Мужчина и женщина Она Слово на слово ложится рифмой Так появляется новый стих мой Небо висит высоко над нами Не расказать всего словами О-у-о.... о мужчине и женщине Он Стены домов нас окружают Счастья порою не понимают Вместе Те, кому жизнью даны мы в награду Пока не встретятся нежные взгляда Она О-у-о ... мужчины Он И женщины
Припев: вместе Она и он Она Гитары звон Вместе Он и она - им не до сна Она и он - любви сезон Он и она - кругом весна
Вместе Они неразлучны как два полушария Как не бывает без оперы ария Лучиком света идут по планете В подарок от Бога рождённые дети Вместе О-уо ... от мужчины и женщины Припев
Песня «Мужчина и женщина»
Домашнее задание
Подумайте, какие роли выполняют мужчины и женщины в семье и в обществе. В чем их истинное предназначение?
Заключительная минута тишины.
Учитель:
Ребята, закройте глаза и подумайте о сегодняшнем уроке. Что вам понравилось, чем он запомнился. Представьте образы мужчины и женщины, их единства и целостности. Откройте глаза.
Фрагмент документа «Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы».
Вот каковы современные показатели, касающиеся равноправия мужчин и женщин в обществе:
«На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин - 7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин.
Тендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50% и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,4 года.
В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.
Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая.
Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.
В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61% от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин.
Тендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики.
Для обеспечения баланса возможностей мужчин ц женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года N999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85% уже выполнен».
А вот цифры, раскрывающие картину гендерного образования в республике:
«Из общей численности населения в возрасте 15 лет и старше имеют среднее общее образование 33,5%) женщин и 40% мужчин, среднее специальное образование - 24,6% женщин и 19,9% мужчин.
Доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 13,2%, мужчин - 12%.
Совокупная доля охвата обучением учащихся (в школах профессионально-технических школах, колледжах, вузах) в возрасте от 6 до 24 лет на начало 2004/2005 учебного года составила 74%. Среди женщин этот показатель сложился на уровне 75%), мужчин - 73%.
В целом система образования страны феминизирована
В организациях среднего общего образования преобладаю преподаватели женского пола (80%), в дошкольны организациях воспитание и обучение детей осуществляют только женщины-воспитатели (100%). Из 16 начальников областных, городов Астаны и Алматы департаментов образования - 6 женщин (37,5 %)
В системе начального профессионального образования по таким профессиям сферы обслуживания, как секретарь-референт, швея, повар, парикмахер и другие, 99,8% составляют девушки».
Вот что говорится в документе о здоровье мужчин и женщин:
«В последние годы в результате улучшения социально-экономического положения в Казахстане произошли некоторые положительные медико-демографические изменения.
Наметилась тенденция роста рождаемости. В 2004 году показатель рождаемости составил 18,1 на 1000 человек и в сравнении с 2000 годом увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза, показатель составил в 2004 году 8,05 на 1000 человек.
Вместе с тем наблюдается рост смертности населения. В 2004 году показатель составил 10,2 случая на 1000 человек (10,1 в 1999 году), в том числе женщин - 8,5, мужчин - 11,9. В структуре причин смертности 84% приходится на болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и болезни органов дыхания.
Отмечается снижение показателя материнской смертности, с 60,9 в 2000 году до 36,9 случая на 100 тыс. живорожденных в 2004 году. Однако это в 4 раза выше, чем в среднем в Европейском сообществе и в 3 раза выше допустимого уровня по определению Всемирной организации здравоохранения».
И, наконец, сведения, касающиеся семьи: «В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан "брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства".
Закон Республики Казахстан "О браке и семье" устанавливает и регулирует семейно-брачные отношения. Их главные принципы - равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
По данным переписи населения, в Казахстане около 3,5 млн. семей. Средний размер семьи - 4 человека, в т.ч. на селе - 4,6 человека, в городе - 3,6. В браке состояли 56 % женщин и 62 % мужчин.
Увеличивается средний возраст вступления в брак. В 2004 году он составил у женщин 24,0 года, у мужчин - 26,9 лет.
Почти 700 тыс. человек (6,4 %) разведенных граждан, женщин здесь почти вдвое больше, чем мужчин.
Более 0,5 млн. женщин старше 23 лет, или каждая девятая, не имеют детей.
445 тысяч домохозяйств, или 11 %, состоят только из матерей с детьми, в том числе почти две трети - из матерей с несовершеннолетними детьми.
Распределение обязанностей внутри семьи носит традиционный характер и дискриминирует женщин. Бюджет времени мужчин обычно складывается из оплачиваемой работы и досуга, женщин - из оплачиваемой работы, обязанностей по дому, воспитанию детей и обслуживанию потребностей членов семьи».