kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок самопознания в 10 классе на тему "О равенстве и справедливости" (урок № 13)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока «Самопознание»

Школа: Боскольская СШ

Дата _________ № 13 урок

Тема: «О равенстве и справедливости»

Ценность: Истина

Качества: гендерное равенство, жизненное предназначение мужчины и женщины, личностная активность

Педагог: Бостанбаева З.М.    Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11

Цель: расширить представление учащихся о ценности истина как основе знания о роли мужчины и женщины в обществе.

Задачи:

- раскрыть смысл женского и мужского предназначения;

  • развить сознательное стремление проявлять личностную активность;                                                        
  • воспитывать ответственное отношение к своей роли в обществе.      

Ресурсы:

музыка

Звуки моря, учебник, карточки для групповой работы, Песня «Мужчина и женщина» 

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания в 10 классе на тему "О равенстве и справедливости" (урок № 13)»


План урока «Самопознание»

Школа: Боскольская СШ

Дата _________ № 13 урок

Тема: «О равенстве и справедливости»

Ценность: Истина

Качества: гендерное равенство, жизненное предназначение мужчины и женщины, личностная активность

Педагог: Бостанбаева З.М. Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11


Цель: расширить представление учащихся о ценности истина как основе знания о роли мужчины и женщины в обществе.

Задачи:

- раскрыть смысл женского и мужского предназначения;

  • развить сознательное стремление проявлять личностную активность;

  • воспитывать ответственное отношение к своей роли в обществе.

Ресурсы:

музыка

Звуки моря, учебник, карточки для групповой работы, Песня «Мужчина и женщина»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- приветствие

- проверка отсутствующих

- проверка готовности

Позитивный настрой. Путешествие на дно моря

Анализ состояния:

• Какие чувства вы испытали, находясь в воде?

• Какие картины видели?

• Что чувствовали, соприкасаясь с водой?

Примечания

музыка

Звуки моря

  1. Опрос домашнего задания.

Эссе «Семья в моей жизни».


Сообщение темы урока: «О равенстве и справедливости».


  1. Позитивное высказывание (цитата).

Служение человечеству само собою разделяется на две части: одно - увеличение блага в существующем челове­честве, другое - продолжение самого человечества. К пер­вому призваны преимущественно мужчины, ко второму — женщины.

Лев Толстой

- В чем смысл этого высказывания?

- Согласны ли вы сним?


4. Рассказывание истории (беседа)

Притча «Два крыла» (по А.Лопатиной)

Упали в землю два семечка. Поливал их дождь, согревало солнце. И вскоре выросло из них два цветка.

Один - словно утренняя заря на нежном и гибком стебе­льке. Второй - словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Нежный цветок чаще всего смотрел на восток - зарю встре­чал, а сильный цветок любил смотреть на запад, закат провожал.

Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете нежный цветок затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся, но не смог. Обессиленный, опустил он свое крыло.

- С одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь, - прошептал цветок.

- С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? - услышал он голос.

Нежный цветок приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться.

Обнялись два цветка, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небо. Так женщина и мужчина - два крыла одной птицы.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл утверждения: «женщина и мужчина - два крыла одной птицы»?

  2. Чья роль в обществе - мужчины или женщины - важнее? Почему?

  3. В какой сфере жизни человека невозможно обойтись без женщин? А без мужчин?

  4. Что вы можете сказать о равноправии женщин и мужчин?

Учебник


  • Творческая деятельность. Групповая работа.

Для раскрытия многогранности и сложности вопроса тендерных отношений в учебнике приводится фрагмент документа «Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Последовательность работы с ним определена в задании:

Прочитайте выдержки из документа. К каким выводам вы пришли? Сформулируйте их касательно проблем (вопросов) равноправия, образования, здоровья, семьи.

Знакомясь с представленными в документе цифрами, связанными с семьей, здоровьем, образованием, учащиеся смогут задуматься о причинах сложившихся гендерных ситуаций, возможных путях их решения, что предусмотрено в следующих заданиях:

1. В чем вы видите причину перевеса женского населения в нашем обществе, меньшую среднюю продолжительность жизни мужчин по сравнению с женской? Составьте рекомендации, которые, по вашему мнению, помогут в будущем улучшить ситуацию.

2. Проведите гендерный анализ некоторых сторон жизни ваших одноклассников в школе и вне ее. Рассмотрите вопросы количественного состава, успеваемости, участия в органах ученического самоуправления, занятости в спортивных секциях, готовности к выбору будущей профессии, ведения здорового образа жизни. Для получения данных используйте анкетирование. Сделайте выводы о жизненных навыках, увлечениях, достижениях юношей и девушек вашего класса.

(Таблица заполняется в тетради.)


Юноши

Девушки

Количественный состав



Хорошая успеваемость



Участие в органах ученического самоуправления



В спортивных секциях



Посещение клубов по интересам



Готовность к выбору будущей профессии



Ведение здорового образа жизни



Знание компьютерных программ



Умение готовить пищу



Умение шить (вязать, вышивать)



Владение навыками мелкого ремонта в домашних условиях



Победы в предметных олимпиадах, различных конкурсах, спортивных соревнованиях



  • Рассмотрите семью с точки зрения распределения обязанностей. Что лучше удается мужчине? Что женщине? Стоит ли делить домашний труд на мужской и женский? Почему?

  • Составьте распорядок дня современного мужчины и современной женщины. Сколько времени, на ваш взгляд, они уделяют повышению интеллектуального уровня, укреплению здоровья?

  • Представьте, что вы директор фирмы. Придумайте ей название и род деятельности. Какие должности необхо­димы для нормального функционирования организации? Распределите их с учетом гендерного подхода. Обоснуйте позицию.


Карточки для групповой работы




  1. Групповое пение.

Ваенга и Ягунов - Мужчина и женщина
Она
Слово на слово ложится рифмой
Так появляется новый стих мой
Небо висит высоко над нами
Не расказать всего словами
О-у-о.... о мужчине и женщине
Он
Стены домов нас окружают
Счастья порою не понимают
Вместе
Те, кому жизнью даны мы в награду
Пока не встретятся нежные взгляда
Она
О-у-о ... мужчины
Он
И женщины

Припев: вместе
Она и он
Она 
Гитары звон
Вместе
Он и она - им не до сна
Она и он - любви сезон
Он и она - кругом весна

Вместе
Они неразлучны как два полушария
Как не бывает без оперы ария
Лучиком света идут по планете
В подарок от Бога рождённые дети
Вместе
О-уо ... от мужчины и женщины
Припев

Песня «Мужчина и женщина»

  1. Домашнее задание

Подумайте, какие роли выполняют мужчины и женщины в семье и в обществе. В чем их истинное предназначение?


  1. Заключительная минута тишины.

Учитель:

Ребята, закройте глаза и подумайте о сегодняшнем уроке. Что вам понравилось, чем он запомнился. Представьте образы мужчины и женщины, их единства и целостности. Откройте глаза.



Фрагмент документа «Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы».

Вот каковы современные показатели, касающиеся равноправия мужчин и женщин в обществе:

«На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин - 7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин.

Тендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50% и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казах­стане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,4 года.

В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.

Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая.

Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.

В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61% от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низко­оплачиваемых должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин.

Тендерные аспекты недостаточно учитываются в про­цессе принятия решений и формирования государственной политики.

Для обеспечения баланса возможностей мужчин ц женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года N999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85% уже выполнен».

А вот цифры, раскрывающие картину гендерного образования в республике:

«Из общей численности населения в возрасте 15 лет и старше имеют среднее общее образование 33,5%) женщин и 40% мужчин, среднее специальное образование - 24,6% женщин и 19,9% мужчин.

Доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 13,2%, мужчин - 12%.

Совокупная доля охвата обучением учащихся (в школах профессионально-технических школах, колледжах, вузах) в возрасте от 6 до 24 лет на начало 2004/2005 учебного года составила 74%. Среди женщин этот показатель сложился на уровне 75%), мужчин - 73%.

В целом система образования страны феминизирована

В организациях среднего общего образования преобладаю преподаватели женского пола (80%), в дошкольны организациях воспитание и обучение детей осуществляют только женщины-воспитатели (100%). Из 16 начальников областных, городов Астаны и Алматы департаментов образования - 6 женщин (37,5 %)

В системе начального профессионального образования по таким профессиям сферы обслуживания, как секретарь-референт, швея, повар, парикмахер и другие, 99,8% составляют девушки».

Вот что говорится в документе о здоровье мужчин и женщин:

«В последние годы в результате улучшения социально-экономического положения в Казахстане произошли неко­торые положительные медико-демографические изменения.

Наметилась тенденция роста рождаемости. В 2004 году показатель рождаемости составил 18,1 на 1000 человек и в сравнении с 2000 годом увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза, показатель составил в 2004 году 8,05 на 1000 человек.

Вместе с тем наблюдается рост смертности населения. В 2004 году показатель составил 10,2 случая на 1000 человек (10,1 в 1999 году), в том числе женщин - 8,5, мужчин - 11,9. В структуре причин смертности 84% приходится на болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и болезни органов дыхания.

Отмечается снижение показателя материнской смерт­ности, с 60,9 в 2000 году до 36,9 случая на 100 тыс. живо­рожденных в 2004 году. Однако это в 4 раза выше, чем в среднем в Европейском сообществе и в 3 раза выше допустимого уровня по определению Всемирной организации здравоохранения».

И, наконец, сведения, касающиеся семьи: «В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан "брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства".

Закон Республики Казахстан "О браке и семье" устанавливает и регулирует семейно-брачные отношения. Их главные принципы - равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

По данным переписи населения, в Казахстане около 3,5 млн. семей. Средний размер семьи - 4 человека, в т.ч. на селе - 4,6 человека, в городе - 3,6. В браке состояли 56 % женщин и 62 % мужчин.

Увеличивается средний возраст вступления в брак. В 2004 году он составил у женщин 24,0 года, у мужчин - 26,9 лет.

Почти 700 тыс. человек (6,4 %) разведенных граждан, женщин здесь почти вдвое больше, чем мужчин.

Более 0,5 млн. женщин старше 23 лет, или каждая девятая, не имеют детей.

445 тысяч домохозяйств, или 11 %, состоят только из матерей с детьми, в том числе почти две трети - из матерей с несовершеннолетними детьми.

Распределение обязанностей внутри семьи носит тради­ционный характер и дискриминирует женщин. Бюджет вре­мени мужчин обычно складывается из оплачиваемой работы и досуга, женщин - из оплачиваемой работы, обязанностей по дому, воспитанию детей и обслуживанию потребностей членов семьи».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок самопознания в 10 классе на тему "О равенстве и справедливости" (урок № 13)

Автор: Бостанбаева Зарета Мирекевна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок самопознания в 10 классе на тему "О равенстве и справедливости" (урок № 14)"
    ["seo_title"] => string(68) "uroksamopoznaniiav10klassienatiemuoravienstvieispraviedlivostiurok14"
    ["file_id"] => string(6) "290449"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454952290"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "план урока по самопознанию в 10 класса по теме "Гендерное равенство""
    ["seo_title"] => string(73) "plan-uroka-po-samopoznaniiu-v-10-klassa-po-tiemie-giendiernoie-ravienstvo"
    ["file_id"] => string(6) "303601"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457554419"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства