Для раскрытия многогранности и сложности вопроса тендерных отношений в учебнике приводится фрагмент документа «Стратегия Тендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Последовательность работы с ним определена в задании: Прочитайте выдержки из документа. К каким выводам вы пришли? Сформулируйте их касательно проблем (вопросов) равноправия, образования, здоровья, семьи. Вот каковы современные показатели, касающиеся равноправия мужчин и женщин в обществе: «На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин - 7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин. Тендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50% и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,4 года. В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины. Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше. В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61% от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин. Тендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики. Для обеспечения баланса возможностей мужчин ц женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при ПрезидентеРеспублики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года N999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85% уже выполнен». А вот цифры, раскрывающие картину гендерного образования в республике: «Из общей численности населения в возрасте 15 лет и старше имеют среднее общее образование 33,5%) женщин и 40% мужчин, среднее специальное образование - 24,6% женщин и 19,9% мужчин. Доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 13,2%, мужчин - 12%. Совокупная доля охвата обучением учащихся (в школах профессионально-технических школах, колледжах, вузах) в возрасте от 6 до 24 лет на начало 2004/2005 учебного года составила 74%. Среди женщин этот показатель сложился на уровне 75%), мужчин - 73%. В целом система образования страны феминизирована В организациях среднего общего образования преобладаю преподаватели женского пола (80%), в дошкольным организациях воспитание и обучение детей осуществляют только женщины-воспитатели (100%). Из 16 начальников областных, городов Астаны и Алматы департаментов образования - 6 женщин (37,5 %) В системе начального профессионального образования по таким профессиям сферы обслуживания, как секретарь-референт, швея, повар, парикмахер и другие, 99,8% составляют девушки». Вот что говорится в документе о здоровье мужчин и женщин: «В последние годы в результате улучшения социально-экономического положения в Казахстане произошли некоторые положительные медико-демографические изменения. Наметилась тенденция роста рождаемости. В 2004 году показатель рождаемости составил 18,1 на 1000 человек и в сравнении с 2000 годом увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза, показатель составил в 2004 году 8,05 на 1000 человек. Вместе с тем наблюдается рост смертности населения. В 2004 году показатель составил 10,2 случая на 1000 человек (10,1 в 1999 году), в том числе женщин - 8,5, мужчин - 11,9. В структуре причин смертности 84% приходится на болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и болезни органов дыхания. Отмечается снижение показателя материнской смертности, с 60,9 в 2000 годудо 36,9 случая на 100 тыс. живорожденных в 2004 году. Однако это в 4 раза выше, чем в среднем в Европейском сообществе и в 3 раза выше допустимого уровня по определению Всемирной организации здравоохранения». И, наконец, сведения, касающиеся семьи: «В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан "брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства". Закон Республики Казахстан "О браке и семье" устанавливает и регулирует семейно-брачные отношения. Их главные принципы - равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. По данным переписи населения, в Казахстане около 3,5 млн. семей. Средний размер семьи - 4 человека, в т.ч. на селе - 4,6 человека, в городе - 3,6. В браке состояли 56 % женщин и 62 % мужчин. Увеличивается средний возраст вступления в брак. В 2004 году он составил у женщин 24,0 года, у мужчин - 26,9 лет. Почти 700 тыс. человек (6,4 %) разведенныхграждан, женщин здесь почти вдвое больше, чем мужчин. Более 0,5 млн. женщин старше 23 лет, или каждая девятая, не имеют детей. 445 тысяч домохозяйств, или 11 %, состоят только из матерей с детьми, в том числе почти две трети - из матерей с несовершеннолетними детьми. Распределение обязанностей внутри семьи носит традиционный характер и дискриминирует женщин. Бюджет времени мужчин обычно складывается из оплачиваемой работы и досуга, женщин - из оплачиваемой работы, обязанностей по дому, воспитанию детей и обслуживанию потребностей членов семьи». Знакомясь с представленными в документе цифрами, связанными с семьей, здоровьем, образованием, учащиеся смогут задуматься о причинах сложившихся тендерных ситуаций, возможных путях их решения, что предусмотрено в следующих заданиях: В чем вы видите причину перевеса женского населения в нашем обществе, меньшую среднюю продолжительность жизни мужчин по сравнению с женской? Составьте рекомендации, которые, по вашему мнению, помогут в будущем улучшить ситуацию. Рассмотрите семью с точки зрения распределения обязанностей. Что лучше удается мужчине? Что женщине? Стоит ли делить домашний труд на мужской и женский? Почему? Составьте распорядок дня современного мужчины и современной женщины. Сколько времени, на ваш взгляд, они уделяют повышению интеллектуального уровня, укреплению здоровья | фрагмент документа «Стратегия Тендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». |