Просмотр содержимого документа
«"Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?"»
"Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?"
Цель: создание условий для осознания подростками понятия «простить»
Задачи: актуализация знаний и опыта, относящихся к эмоциональной сферы; развитие «я-концепции», воспитание стремления к высоконравственным межличностным отношениям.
Методы и формы обучения: наглядные, коммуникационные.
Формы работы: индивидуальная, групповая или парная по выбору участника, фронтальная.
Основные понятия: прощение, простить, милосердие
Планируемые результаты: знакомство с особенностью понятия простить, прощение - как средством выражения эмоционального состояния; овладение умением наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения; умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать действия в соответствии с поставленной задачей, проблемой и условиями ее реализации; активно использовать в речи новые понятия, свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации и стилю общения; аргументировать свою т. зрения и оценку событий выполнять работу в сотрудничестве, воспитывать нравственную культуру общения.
- У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение, похлопайте в ладоши. Спасибо!
- Мне нравится разговаривать с вами обо всём! Если вы тоже хотите общаться, помашите мне! Спасибо!
- Когда мне грустно, я слушаю музыку. А кто слушает музыку, когда у него хорошее настроение, потопайте и похлопайте одновременно. Отлично!
- У нас хорошее настроение.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на нашу встречу в КВМ. Мне очень важно мнение каждого, не бойтесь его высказывать. Уверена, что наш разговор будет интересным и полезным.
2.Введение в тему и постановка цели встречи
-Мы с вами продолжаем путешествовать в КВМ.ГДЕ мы изучаем,…познаем…себя…других…Сегодня мы продолжим изучать наш внутренний мир. Его качества.
Упражнение» Прикосновение к обиде». Цель: стимуляция умения прощать обиды, забывать плохое, избавляться от груза нежелательных эмоций. На фоне расслабляющей музыки воспитанники слушают слова психолога. - Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: взрослого, близкого человека, учителя, друга.… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас.… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души… - Что вы чувствовали тогда? - Какие ощущения были в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду? - Какие мысли приходили в голову?
Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникают сомнения в справедливости. Жизнь меняется в отрицательную сторону.
– А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
… Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А, какие чувства испытывает человек, обидевший другого? Ответы детей: гнев, агрессию, чувство вины
-Я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского и ответить на вопрос: Что помогло мальчику простить?
Побил меня Гуляев Колька – зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько. Я, молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери, ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил! Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей, и вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться. И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.
-Что помогло мальчику простить ? (один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок,другой его простил)
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поразмышляем?
Тема нашей встречи"Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?"
Говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении. Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
-Чувство обиды знакомо каждому с раннего детства. Это реакция на несовпадение того, чего мы ожидаем, с тем, что происходит в реальности. Причем чем сильнее ожидания, тем сильнее чувство обиды. Обидчиком может оказаться кто угодно, но сильнее всего мы обижаемся на близких и значимых нам людей.
Рефлексивный круг
-Что для вас труднее самому попросить прощения или простить?
— Почему надо прощать обиды? Легко ли обидеть другого? Легко
-Легко обидеться самому? Легко
-Легко ли простить? Трудно.Неудобно
— Как вы чувствуете себя по отношению к человеку, которого не простили? (Игнорирую, ненавижу, обзываю, стараюсь унизить.)
-Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, простить гораздо труднее.
-Какая черты характера помогут вам простить обидчика? (смелость, сострадание, милосердие, любовь, уважение..)
Разминка. Упражнение «Рюкзак с обидами». Представьте, что вы находитесь высоко в горах и стоите на узком, шатком мостике над ущельем. У вас на спине рюкзак, наполненный вашими обидами, разочарованиями, злостью, негативными эмоциями. Еще одна эмоция, обида – и рюкзак перевесит вас. Вы упадете в пропасть. Попытайтесь больше не нагружать рюкзак, не складывайте в него очередную обиду, а резко сбросьте его с плеч – пусть все ваши обиды падают в пропасть. Постойте еще немного на мостике, попрощайтесь с негативом и возвращайтесь домой.
Упражнение «Чаша освобождения».
- Я попрошу вас написать ваши обиды и претензии к друг другу на листочках, мы их читать не будем. Освободиться от них нам поможет «Чаша освобождения». (дети пишут на листочках свои обиды, претензии, затем сворачивают листки и складывают их в вазу. Психолог поджигает их и ждет до полного их сгорания).
Что вы испытываете сейчас? Стало вам легче на душе?
Некоторые люди считают даже, что просить прощение — значит унизиться перед другим. Но прощение — это внутреннее. Личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.
Рефлексивный круг
-Назовите то чувство, кторое вы испытали, когда сумели простить (радость, счастье, облегчение, очищение...)
-ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА ЦИТАТУ, НАПИСАННУЮ НА ДОСКЕ «ХОТИТЕ СОХРАНИТЬ ДРУЗЕЙ - УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ»(ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА) Ответы
-Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)
- Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).
ПОДВести ДЕТЕЙ К ПОНИМАНИЮ, ЧТО ЧУВСТВО ОБИДЫ – НЕПРИЯТНОЕ, ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ЧУВСТВО. ОНА МЕШАЕТ РАДОВАТЬСЯ, УДИВЛЯТЬСЯ, ДРУЖИТЬ. ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛИ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
- Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку. Научишься прощать и сам будешь прощен. Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям!
Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
3.Практическая часть Б) Упражнение «Подари свет примирения» сл8
А) Упражнение «Наедине с собой »
- Сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то.
– А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.
В) УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ «ПРОСТИ», «ИЗВИНИ»
Когда мы обижены наши плечи приподняты, руки сжаты в кулаки, брови нахмурены, живот напряжен. - А теперь расправьте плечи, губы улыбаются, голова высоко поднята, лицо веселое – такими мы бываем, когда мы не обижаемся и с радостью прощаем!
-Вывод о том, что обиды надо прощать и забывать!
Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться.
Упражнение «Визуализация обидчика». Представьте человека, который вас обидел, на сцене театра. Он только что совершенно отвратительно отыграл свою роль в спектакле. Он стоит на высокой, ярко освещенной сцене, у всех на виду, абсолютно беззащитный. Вы сидите в темном зрительном зале и видите его очень хорошо. Попробуйте поаплодировать ему за игру, похвалите, подбодрите его – он ведь так несчастен в этот момент. И вы увидите, как ваша злость исчезает сама по себе.
-Послушайте притчу
-На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
-дорогие дети и взрослые, приближается Прощёное воскресенье. Если вы не смогли до этого момента найти в себе силы извиниться за дурные и не очень красивые поступки, сделаем это в Прощёное воскресенье.
Прощения должны просить сначала сильные у слабых, а уж затем слабые у сильных. Прощения просят сначала старшие у младших, а затем - младшие у старших. Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.
Круг прощения СО свечой
Простите меня ….и вас прощаю
- Я прошу вас сейчас встать в круг и попросить у друг-друга прощение.
- Какие чувства вы испытываете сейчас? Стало вам легче на душе?
- Ребята, запомните!
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3. Прости и будешь прощён.
4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.
Заключение
– Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя. Я хочу закончить нашу встречу словами: «Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
Попробуйте не наступать, а уступать, не захватывать, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам небольшие подарки. Пусть эти советы великих людей, помогут вам в жизни.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважай других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.