2. Развитие внимания, наблюдательности у учащихся, оценке фактов.
3. Развитие умений учащихся применять полученные знания в нестандартных условиях.
4. Формирование устойчивых знаний в области современного этикета в обществе.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка развивающей задачи. Обеспечение мотивации к приобретению новых знаний и опыта. (5 мин) | Создание проблемной ситуации. | Организовывает погружение в проблему. - Здравствуйте. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Этикету. Давайте вспомним, что такое Этикет? - Как вы понимаете выражение «Не ударить в грязь лицом»? - Чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Вини Пух идет в гости» (время просмотра от 4:45 до 6:45) - О чем говорится в мультфильме? - Значит какая тема нашего сегодняшнего занятия? - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии? | Фиксируют проблему.
Определяют тему занятия «Столовый этикет». 1. О сервировке стола. 2.О приборах и посуде при сервировке стола. 3. О последовательности сервировки стола. | Строят высказывания. Воспринимают ответы учащихся. - Этикет – это правила поведения в обществе.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
|
Смотрят мультфильм. |
2. Этап усвоения новых знаний. (5 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Предоставляет материал через рассказ и просмотра презентации «История сервировки стола» 1 слайд Озвучивает название для восприятия материала. 2 слайд История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом уходит в глубь тысячелетий. В старину наши предки сидели у огня, разделывали добычу примитивными орудиями и ели руками. 3 слайд Первые достоверные сведения о культуре застолий исследователи получили, раскрыв тайны древнеегипетских иероглифов. На праздничных застольях фараонов подавали множество блюд из различных сортов мяса и фрукты. В ходу были прекрасная посуда и бокалы, сохранившиеся до сих пор. 4 слайд Совершенно особая культура застолий была у древних греков. Кушанья сервировали на маленьких столиках перед ложами. Миски чаши для напитков были их глины и стекла. Ложки были редкостью, поэтому суп ели, макая в него кусок хлеба, а остальную пищу брали руками. 5 слайд Как и греки, римляне вкушали пищу в трапезном ложе. Только простолюдины ели сидя. В центре стоял сервировочный стол, который каждый раз во время смены блюд протирали губкой. Во время еды гостям подавали в специальных сосудах воду для мытья рук, поскольку римляне ели руками. 6 слайд Германцы разделывали пищу коротким мечем и ели руками. 7 слайд Карл Великий, живший с 744 по 814 год, возродил традиции греков и римлян и превратил застолье в пышный ритуал. Мясо за столом ели с помощью маленьких ножей, но ложек было по - прежнему мало. 8 слайд С XI века к трапезам начали допускать и женщин, поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. За столом сидели парами и пользовались одним блюдом на двоих. Стол украшала скатерть, о которую, однако, можно было вытирать руки. 9 слайд В XIX веке в России появился круглый стол, который занимал центральное место комнаты. Появился самовар и первые чайные церемонии. 10 слайд В конце XIX и в начале XX века все более совершенствовалась культура застолий. Сам званый обед стал короче, в моду вошли застольные речи. Сервиз состоит теперь из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд, для столовых приборов открыты новые металлы и сплавы. [3] | Воспринимают материал в словесной и наглядной формах. |
| Осуществляют самоконтроль. |
3. Первичная проверка понимания изученного. (3 мин) | Установить осознанность изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. |
- Изучив историю сервировки стола, на что больше всего вы обратили внимание? | Анализируют, доказывают свою точку зрения. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение. - При сервировке стола особое внимание уделяется приборам и посуде. | |
4. Совместное исследование. (12 мин.) (7 мин - исследование, 5 мин – сообщения обеих групп) | Содействовать усвоению средств, которые привели к определённому выбору. |
- Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. 1-а группа называется «Столовые приборы» 2-ая группа – «Посуда» -Задание для первой группы: 1. В толковом словаре Ожегова найти определение, что такое столовый прибор. 2. Рассмотреть на своем ноутбуке Фотоальбом «Столовые приборы» 3. Составить рассказ, состоящий из 10 предложений «Столовые приборы» Время работы – 7 мин. -Задание для второй группы: 1. В толковом словаре Ожегова найти определение, что такое посуда. 2. Рассмотреть на своем ноутбуке Фотоальбом «Посуда» 3. Составить рассказ, состоящий из 10 предложений «Посуда» Время работы 7 мин. (Во время сообщений групп учитель выводит фотоальбомы на экран для общего просмотра и наглядной помощи выступающим от групп) | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания.
| Исследуют условия развивающей задачи.
- Столовый прибор – это набор инструментов для манипуляций с пищей за столом.[2]
- Посуда - хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов. [2] |
5. Моделирование (15 мин) (Экскурсия 10 мин. Работа с интерактивной доской SMART 5 мин) | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует развивающее взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей. - Как вы считаете, где более подробно мы можем узнать о столовом этикете? - Нас сейчас в школьной столовой ждет Анна Васильевна, чтобы познакомить нас со столовым этикетом, который касается столовых приборов и посуды. Давайте не будем заставлять ее долго ждать и спустимся в нашу столовую. (Возвращаемся в класс, рассаживаемся по нашим группам) - Давайте закрепим те знания, которые мы получили у Анны Васильевны. (Работа с интерактивной доской SMART и презентацией «Работа с интерактивной доской») 1 слайд Учитель подчеркивает, что к этикету относятся правила расположения столовых приборов 2 слайд Общее задание для обеих групп - Расположи столовые приборы при сервировке стола. 3 слайд (Задание для первой группы) - Расположи столовые приборы, когда временно прерывают трапезу. 4 слайд (Задание для второй группы) – Расположи столовые приборы, когда заканчивают есть. |
Воспринимают материал в словесной и наглядной формах. Фиксируют в графическую модель выделенные связи и отношения. |
Ответы учащихся. - В столовой Участвуют в обсуждении.
Воспринимают ответы учащихся |
Исследуют с помощью экскурсии условия развивающей задачи.
Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют развивающую задачу. |
6. Рефлексия (5 мин) | Анализ и оценка результата работы. | - Как вы думаете, кроме столовых приборов и посуды что еще украшает обеденный стол и тех, кто за ним сидит? - О скатертях, салфетках и правилах поведения за столом мы с вами поговорим на следующем занятии. И практически научимся красиво складывать салфетки. Оценивающая деятельность. - Что интересного сегодня было на занятии? - Что нового вы узнали на занятии? - А кому было не интересно на занятии? Почему? |
Анализируют и оценивают результат. | Ответы учащихся. - Скатерть, салфетки. Правила поведения за столом.
Рефлексия своих действий |
Осуществляют самоконтроль |