kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Программа курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «школа - интернат № 12».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Программа курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 12»





УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ ШИ № 12

_____________ М.В. Лопатин

«___»________________2017 г.




РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Программа курса

для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида






Составитель:

педагог-психолог: Рубанова О.Р.









г. Вяземский 2017 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «школа - интернат № 12».

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой.

Программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует познавательную и социокультурную цели:

- максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков;

- дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Для достижения поставленных целей изучения «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции учащихся;

- развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;

- снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И

СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета, либо за круглым столом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно- перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 12».

Рабочая программа рассчитана и рассчитана на 4 года обучения:

  • для 1 класса – 32 часа;

  • для 2 класса – 34 часов;

  • для 3 класса – 34 часов;

  • для 4 класса – 34 часов

На каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

  • Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

  • Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

  • Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

  • Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

  • Кинестетическое и кинетическое развитие

  • Тактильно-двигательное восприятие

  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Восприятие пространства

  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  • Восприятие времени

  • Развитие мыслительных операций


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных:

Личностные результаты:

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • Опосредовать свою деятельность речью.

  • Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

  • Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

Предметные результаты:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • Узнавать предметы по заданным признакам;

  • Сравнивать предметы по внешним признакам;

  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

  • Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • Давать полное описание объектов и явлений;

  • Различать противоположно направленные действия и явления;

  • Определить последовательность событий;

  • Ориентироваться в пространстве;

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.


Методы:

  • Диагностика

  • Ролевое проигрывание

  • Анализ ситуаций

  • Дидактическая игра

  • Беседа


Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.


Описание разделов программы.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).












1 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 6. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предмета;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели.







2 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 6. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени.

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).


Учащиеся должны уметь:

- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

- различать основные цвета и их оттенки;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- узнавать предмет по части;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

- различать «наложенные» изображения предметов;

- различать вкусовые качества;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.









3 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 6. Развитие восприятия пространства.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 7. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций.

Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.


Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- определять время по часам.


4 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 6. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 7. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций.


Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;

- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

- пользоваться элементами расслабления;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

- смешивать цвета, называть их;

- конструировать сложные формы из 6-8- элементов;

- находить нереальные элементы нелепых картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;

- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- определять возраст людей.










Учебно-тематический план

1 класс - 32 часа, 1 раз в неделю

Кол-во часов

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-2

2 ч.

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач



Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1 ч.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета.

Дидактическая игра

Работа в группах


4

1 ч.

Дидактическая игра «Назови цвет»

Закрепление и применение полученных знаний

Дидактическая игра

Работа в группах


5

1 ч.

Соотношение предметов по цвету

Формирование сенсорных эталонов цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету

Дидактическая игра

Работа в группах и индивидуально


6

1 ч.

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

Восприятие: величины, высоты, длины:

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку


7

1 ч.

Сравнение 2х предметов по высоте и длине, ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам: высота и длина, ширина и толщина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку


8

1 ч.

Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Практическое занятие

Развитие целостности восприятия


9

1 ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

10

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах


11

1 ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа


12

1ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа


13

1 ч.

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах


14

1 ч.

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах


15

1ч.

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы, гороха по контуру.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах


16

1 ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

Развитие графомоторных навыков

Практическое занятие

Работа в группах


17

1 ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа


18

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

Развитие координации движений

Практическое занятие

Индивидуальная работа


19

1 ч.

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

20

1 ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Имитация движений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Море волнуется».

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

21

1 ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, величины предмета

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа


22

1 ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах


23

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

24

1 ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» звукоподражание животным, технике

Развитие слухового восприятия

Игра

Работа в группах


25

1 ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Практическое занятие. Дидактическая игра «Громко- тихо»

Работа в группах, в парах


Развитие восприятия пространства

26

1 ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем


27

1 ч.

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практическое занятие

Индивидуальная работа


28

1 ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

29

1 ч.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Работа в группах


30

1 ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?» Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах


Восприятие времени

31

1 ч.

Сутки. Последовательность событий. Неделя. Порядок дней недели.

Ориентация во времени суток

Практическое занятие

Работа в группах


32

1 ч.

Итоговое занятие Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Дидактическая игра

Работа в группах







2 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю


Кол-во часов

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся


1-2

2 ч.

Диагностика на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей.

Диагностика

Выполнение тестовых задач



Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

Формирование сенсорных эталонов формы

Практическое занятие

Анализ предметов по параметрам


4

1

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном.


Формирование сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Анализ предметов по оттенкам цвета


5

1

Различие цветов и оттенков. Подбор оттенков к основным цветам.

Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

Работа в группах


6

1

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм. Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку


7

1

Составление сериационных рядов. Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине.

Формирование сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов


8

1

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Конструирование предметов

Практическое занятие

Решение ситуационных задач


9

1

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Закрепление полученных знаний

Игра

Работа в группах


10

1

Конструирование сложных форм предметов (Конструктор, счетные палочки, мелкие пазлы)

Конструирование предметов

Практическое занятие

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

11

1

Выполнение сложных подражательных движений; упражнения на сочетание речи с движением

Развитие крупной моторики

«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

Работа в группах (парах)


12

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону


Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа


13

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Игра

Работа в группах


14

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

Развитие крупной и мелкой моторики

Практическое занятие

Работа в группах


15

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развитие графомоторных навыков.


Практическое занятие

Индивидуальная работа


16

1

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Практическое занятие

Индивидуальная работа


17

1

Графический диктант (по показу).

Выявить отклонения в развитии

Тест, диагностика

Индивидуальная работа


18

1

Работа в технике «объёмной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики

Практическое занятие

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие


19

1

Движения и позы всего тела.


Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Зеркало»

Работа в группах


20

1

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

21

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

Развитие тактильного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа


22

1

Игры со средней мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Работа в группах и индивидуально


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

23

1

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах


24

1

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах


Развитие восприятия пространства

25

1

Ориентация на собственном теле. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.





Развитие восприятия пространства


Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа


26

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Дидактическая игра «Обставим комнату».

Работа в группах


27

1

Графический диктант

Тест, диагностика

Индивидуальная работа


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

28

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практическое занятие

Сравнительный анализ


29

1

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

Практическое занятие

Работа в группах


30

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

Развитие зрительной памяти.

Дидактическая игра

Работа в группах


31

1

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Развитие зрительного восприятия и памяти

Дидактическая игра

Работа в группах


Восприятие времени

32

1

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Восприятие времени (месяц, времена года)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».

Работа в группах


33

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

Восприятие времени

Игры с моделью часов.

Работа в группах


34

1

Итоговое занятие

Закрепление и обобщение

Дидактическая игра

Работа в группах




3 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю


Кол-во ч.

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся


1-2

2

Определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач



Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1

Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа


4

1

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа


5

1

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Подбери кукле однотонную одежду»

Работа в группах


6

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов


7

1

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

Практическое занятие

Работа в группах


8

1

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

Работа в группах


9

1

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Индивидуальная работа


10

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

Конструирование предметов

Практическое занятие

Индивидуальная работа


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

11

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа


12

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа


13

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа


14

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие мелкой моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа


15

1

Графический диктант (зрительный и на слух).

Выявление отклонений в развитии

Тест

Индивидуальная работа


16

1

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


17

1

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Практическое занятие

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

18

1

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые упражнения

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

19

1

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


20

1

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидактическая игра

Индивидуальная работа и в группах


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

21

1

Развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Мы барабанщики

Работа в группах


22

1

Различение мелодий по темпу.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах


Развитие восприятия пространства

23

1

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции»)






Развитие восприятия пространства


Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


24

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


25

1

Дидактическая игра «Лабиринт».

Дидактическая игра

Работа в группах


26

1

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


Восприятие времени

27

1

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

Дидактическая игра

Работа в группах


28

2

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практическое занятие

Индивидуальная работа


Развитие мыслительных операций

29

1

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

Работа в группах


30

1

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах


31

1

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

Работа в группах


32

1

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

Коррекция интеллектуального развития

Практическое занятие

Работа в группах


33

1

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках

Формирование понимания последовательности событий

Практическое занятие

Решение ситуационных задач


34

1

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов

Дидактическая игра

Работа в группах и индивидуально










4 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю


Кол-во ч.

Тема занятия

Цели занятия

Форма урока

Деятельность учащихся

Дата

1-2

2

Обследование вновь прибывших детей.

Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Индивидуальная работа


Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.


Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов


4

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов


5

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально


6

1

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практическое занятие

Работа в группах


7

1

Узнавание предмета по одному элементу, по словесному описанию.

Развитие сенсорных эталонов величины

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах


8

1

Конструирование сложных форм предметов

Конструирование предметов

Практическое занятие

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

9

1

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах


10

1

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Практическое занятие

Индивидуальная работа


11

1

Вычерчивание геометрических фигур.

Дидактическая игра «Почини коврик».

Работа в группах


12

1

Упражнения «Речь – ритм – движение».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практическое занятие

Индивидуальная работа


13

1

Графический диктант с усложненными заданиями.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Тестирование

Индивидуальная работа


14

1

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)


Развитие графомоторных навыков


Практическое занятие

Работа в группах


15

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

Практическое занятие

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

16

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

Научить расслаблению


Релаксация.

Работа в группах


17

1

Воображаемые действия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

18

1

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра «Волшебный мешочек»

Работа в группах


19

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

20

1

Профилактика и коррекция зрения.

Профилактика и коррекция зрения

Гимнастика для глаз.

Работа в группах


21

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале Нахождение «нелепиц» на картинках.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально


22

1

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

Развитие слухового восприятия

Дидактическая игра

Работа в группах


Развитие восприятия пространства

23

1

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Индивидуальная работа


24

1

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

Развитие восприятия пространства

Практическое занятие

Работа в группах


25

1

Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате).



Развитие восприятия пространства

Практическое занятие с элементами игры

Решение ситуационных задач


26

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного

Практическое занятие

Работа в группах и индивидуально


Восприятие времени

27

1

Определение времени по часам.




Развитие восприятия времени


Практическое занятие

Работа в группах


28

1

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) Работа с календарем и моделью календарного года.

Дидактическая игра

Работа в группах


29

1

Последовательность основных жизненных событий.

Игра «Чего не хватает?».

Работа в группах


Развитие мыслительных операций

30

1

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».


Развитие мыслительных операций (систематизация)

Дидактическая игра


Работа в группах, решение ситуационных задач


31

1

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

Практическое занятие с элементами игры


32

1

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Практическое занятие

Решение ситуационных задач


33

1

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

Развитие мыслительных операций

Практическое занятие

Решение ситуационных задач


34

1

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

Развитие мыслительных операций

Дидактическая игра

Работа в группах
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рубанова Ольга Романовна

Дата: 25.09.2018

Номер свидетельства: 478748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Программа курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_psikhomotornykh_i_siensornykh_protsiessov_proghramma_kursa_dlia_uchash"
    ["file_id"] => string(6) "354053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477979214"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства