В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.
Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение - ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем-то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.
И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?
Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мы учимся общаться»
Для учеников 13 – 15 лет
Пояснительная записка
В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.
Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение - ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем-то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.
И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?
Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков.
Задачи:
Сформировать у детей понятие потребности в общении, помочь им осознать свою потребность в общении.
Помочь учащимся понять влияние особенностей темперамента на отношение к людям.
Ознакомить школьников с психологическими особенностями, влияющими на общение, помочь им увидеть свои характерные особенности.
Контингент участников: подростки
Возраст: 13-15 лет
Количество участников: 25 - 30 человек
Продолжительность: 1 час
Вид мероприятия: тематическое занятие
Необходимое оборудование: план занятия, картинки к упражнениям, интернет-доска, проектор, ручки на каждого, карточки к игре «Резиновая маска», листы тетрадные в линейку на каждого человека.
Ожидаемые результаты: осознание учащимися необходимости в общения, как одной их отличительных характеристик человеческой личности.
План мероприятия
Орг. момент.
Введение в тему.
Сообщение темы.
Работа по теме: беседа; упр. «Ситуации»; информационный блок; игра
«Резиновая маска»; упр. «Письмо другу».
Итог, выводы.
Ход занятия
Орг. момент.
- Здравствуйте ребята! Мы начинаем наше занятие по формированию навыков общения (слайд 1). Общение - это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. С помощью общения мы заводим новые знакомства. Для того чтобы успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
II. Введение в тему.
- Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно. Но бывают такие ситуации, когда надо сказать «нет», отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть человека?
На нашем занятие мы постараемся узнать, как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказывать, не обижая других. Мы будем учиться делать это так, чтобы нас услышали, и поняли. Просить не всегда бывает просто. Бывает, что человек не решается попросить о чем-либо, потому что опасается, что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации? (примеры детей)
III. Сообщение темы.
- Действительно, просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя. Получается просьба с унижением. Это неприятно.
Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят, может или подчиниться без особой радости, или отказать «назло» (только потому, что не любит, когда ему приказывают). А можно спокойно, вежливым тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем просить и почему это для тебя важно. В этом случае есть возможность найти общий язык с этим человеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.
IV. Работа по теме.
1. Беседа
- Ребята, как вы понимаете такое понятие как «потребность в общении»? (Желание общаться)
- Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. (слайд 2) Или
- Общение - это форма деятельности между партнерами, которая приводит к взаимному обмену эмоциями.
- Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врождённое ли это умение или его можно развивать? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение? (ответы учащихся)
2. Упражнение «Ситуации»
- Посмотрите на рисунок 1, который есть у вас на партах (слайд 3). Как вы думаете, какие ситуации изображены на рисунке: приказ, выспрашивание или вежливая просьба? Соедините каждый рисунок с соответствующим названием.
Ученики выполняют задание. После этого важно обсудить, что подсказало им ответ. При обсуждении обращается внимание детей не только на анализ высказывания нарисованных персонажей, но и на невербальные проявления: мимику, жесты, позы.
- То, как люди обращаются с просьбой, может вызывать у их собеседников разные чувства и эмоции. Попробуем разобраться в том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях.
Учащиеся делятся на две группы, им раздает рисуночный материал ситуации №2. и №3 (слайд 4).
- Рассмотрите рисунки, обратите внимание на мимику, жесты, позу участников каждой ситуации. Как вы думаете, что они могут чувствовать. Обсудите и запишите чувства каждого персонажа.
- Действительно, просить — не значит заставлять! Просить — не значит унижаться! Просить — значит обратиться за помощью к другому человеку, сказав ему о своих затруднениях, интересах!».
3. Информационный блок
- Существует 2 вида общения (слайд 5): вербальное (с помощью слов) и невербальное (с помощью телодвижений, жестов, мимики, интонации, эмоций). Один остроумный служащий английского суда говорил: чтобы скрыть ложь, достаточно закрыть глаза и спрятать руки. Дело в том, что словами передается всего около 20% информации. Невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
- В настоящее время известно более тысячи невербальных знаков и сигналов. Альберт Марабян установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.
4. Игра «Резиновая маска» (слайд 6)
- Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Я предлагаю вам примерить на себя роль актёра и поиграть в игру «Резиновая маска».
Участники должны будут жестами показать следующие ситуации:
* завтра не будет математики; * дай списать; * хочу кушать; * давай прогуляем урок; * у меня скоро день рождения; * мне поставили занятие с логопедом.
- Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства
5. упражнение «Письмо другу».
Одной из разновидностей невербального общения является кибер-общение (общение через интернет). Многие люди уже зависимы от Интернета и просто не понимают этого. Раньше такого не было, и люди общались между собой вживую. Например, на улице, при встречи, через письма и телеграммы.
И последнее наше упражнение называется «Письмо другу». (слайд 7) Вам нужно будет вспомнить 3 класс т.к. именно в этом классе давали знания о правильном написании письма и написать письмо своему другу. Вы можете написать в своём письме всё, что желаете, но письмо должно быть корректным.
Учащиеся с психологом вспоминают правильное оформление (написание) письма и только после этого приступают к выполнению задания. После написания, учащиеся по желанию читают свои письма, после происходит обсуждение.
- Скажите, ребята, а письма быстро доходили до адресата? (нет)
- Можно через письмо понять, какие чувства испытывает пишущий? (нет)
- Когда мы можем видеть чувства собеседника? (при диалоге т.е. при непосредственном общении лицом к лицу)
- Что сегодня заменяет письма? (электронные письма)
- Это быстрее, чем обычное письмо? (да)
- В этом «+» или «-» Интернета? (плюс)
- При этом мы можем видеть чувства собеседника? (нет)
- Человек, при общении через интернет не проявляет ни каких эмоций по отношению к собеседнику, постепенно он становится безэмоциональным. Ему тяжелее выражать свои эмоции при встрече лицом к лицу с человеком.
V. Итог, выводы.
- Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если вы хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
- Ребята, мне приятно было с вами общаться, на этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.