МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 пю Пангоды
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 пю Пангоды
~~Ход работы.
Участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску.
Ведущий рассказывает о предмете труда и записывает их виды на доске.
МОЙ конспект урока будет полезен педагогам-психологам , кто работает по спецкурсу "Основы профессионального самоопределения", Тема : Диагностика самостоятельности учащихся. Иyформирование о сфере труда и предмете труда
цель Способствовать саморазвитию и самопознанию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 пю Пангоды »
Урок 4
Тема:Диагностика самостоятельности учащихся. Информирование о сферах труда и предмете труда.
Цель: Способствовать развитию самосознания и самопознания учащихся.
Материалы: доска.
Ход работы.
Участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску.
Ведущий рассказывает о предмете труда и записывает их виды на доске.
Слово ведущего: «Предмет труда — это то, с чем или с кем человек имеет дело в процессе работы. Выделяют пять предметов труда: человек, техника, знак, художественный образ, природа. Каждому из них соответствует определенный тип профессий.
Один работает преимущественно с людьми (обучает, воспитывает, управляет). Это профессии типа «человек—человек».
Другие работают с техникой, механизмами, устройствами, различными материалами.., Этот тип называется «человек—техника».
Есть люди, преимущественно занятые в процессе своей работы с различными чертежами, знаками, таблицами, схемами, программами. Это профессии типа «человек—знак».
Одаренные художественными способностями каждодневно имеют дело с построением образов, композиций, произведений искусства. Это тип профессий «человек—художественный образ».
А если человек работает с животными, микроорганизмами, с почвой, словом, с природой, то его тип профессий называется «человек—природа». Таким образом, существует пять предметов труда и соответствующих им пять сфер деятельности.
ИГРА «АУКЦИОН»
Цель: расширение знаний участников о мире профессий.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Ход работы
1. Распределение на группы.
Ведущий распределяет школьников на пять групп по принципу «компота» (он просит рассчитаться участников по порядку, но вместо цифр они называют фрукты. Например: «яблоко», «груша», «слива»., «Яблоки». идут в одну группу,«груши»— в другую их д.).
2. «Аукцион» профессий по пяти типам («человек—природа», «человек—знак», «человек—художественный образ», «человек—техника», «человек—человек»). Каждой группе нужно написать как можно больше профессий для каждого типа («человек—природа», «человек—знак», «человек—художественный образ», «человек—техника», «человек—человек»). На эту работу дается 3-5 минут. Та группа, у которой больше вариантов в, названной ведущим колонке, зачитывает профессии; другие группы называют профессии, которые не были озвучены. При необходимости педагог дополняет число профессий. Можно воспользоваться матрицей выбора профессий на с. 338-340 Рабочей тетради для учащихся. Обсуждаются вопросы об отнесении многих современных профессий к разным типам.
3. Слово ведущего: «Некоторые профессии можно отнести к разным типам, так как это профессии смешанного типа. Таких сейчас очень много. В целом наиболее востребованы специалисты, имеющие смежные профессии, или те, которым легко переучиться на близкую к их специальности профессию. Давайте попробуем найти профессии, в которых бы предметы труда из разных сфер деятельности совмещались».
4. Поиск вариантов профессий, совмещающих разные предметы труда.
Участники из разных подгрупп называют свои варианты, ведущий корректирует ответы. В качестве вероятного ответа — следующий пример: предметы труда «ч—ч» (клиент) и «ч—з» (знаковый материал) совмещаются в сфере деятельности программиста-консультанта. Такому человеку необходимо быть профессионалом в области программирования и уметь общаться с людьми.
5. Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения
Какие новые профессии вы открыли для себя?
Что вам дают знания о мире профессий?
«Карта интересов »
(модификация методики Г.В. Резапкиной)
Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.
Узнавать об открытиях в области физики и математики.
Смотреть передачи о жизни растений и животных.
Выяснять устройство электроприборов.
Читать научно-популярные технические журналы.
Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
Наблюдать за работой медсестры, врача.
Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
Ремонтировать бытовые электроприборы.
Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
Участвовать в общественной жизни школы, города.
Объяснять одноклассникам учебный материал.
Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
Проводить опыты по физике.
Ухаживать за животными растениями.
Читать статьи об электронике и радиотехнике.
Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
Коллекционировать камни, минералы.
Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
Читать биографии известных политиков, книги по истории.
Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
Участвовать в военных играх, походах.
Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
Замечать и объяснять природные явления.
Собирать и ремонтировать компьютеры.
Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
Участвовать в географических, геологических экспедициях.
Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
Искать и находить способы зарабатывания денег.
Заниматься физической культурой и спортом.
Участвовать в физико-математических олимпиадах.
Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
Разбираться в принципах работы электроприборов.
Разбираться в принципах работы различных механизмов.
«Читать» географические и геологические карты.
Участвовать в спектаклях, концертах.
Изучать политику и экономику других стран.
Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов. Десять колонок в бланке – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
физика и математика;
химия и биология;
радиотехника и электроника;
механика и конструирование;
география и геология;
литература и искусство;
история и политика;
педагогика и медицина;
предпринимательство и домоводство;
спорт и военное дело.
Подсчитайте число плюсов в каждой строчке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
Экономические профессии
Аудитор
Актуарий
Аналитик
Банкир
Брокер
Бухгалтер
Дилер
Продавец
Инкассатор
Коммерческий директор
Кредитный консультант
Маркетолог
Маклер биржевой
Менеджер по работе с клиентами
Налоговый инспектор
Операционист
Предприниматель
Сметчик
Снабженец
Страховой агент
Релайтер
Товаровед
Торговый представитель
Тренд-вотчер
Трейдер
Экономист
Экспедитор
Финансист
Кассир
Медицинские профессии
Акушер-гинеколог (специалист по женским репродуктивным функциям организма)
Аллерголог-иммунолог (специалист по аллергическим реакциям и в иммунологии)
Андролог (специалист по особенностям мужского организма)
Военно-полевой хирург
Анестезиолог (специалист по анестезии)
Бактериолог (специалист по бактериям)
Венеролог (специалист по ЗППП)
Вертебролог
Вирусолог (специалист по вирусам)
Врач скорой медицинской помощи
Врач УЗ-диагностики
Врач МСЭК (медико-социальной экспертизы)
Врач функциональной диагностики
Гастроэнтеролог (специалист в области ЖКТ человека)
Гирудотерапевт
Генетик
Гепатолог (специалист по человеческой печени)
Гомеопат (врач, использующий в качестве лечения другие средства: животные, растительные и минеральные. Лечит не определённые заболевания, а скорее всего́ человека и его иммунную систему)
Гематолог (специалист по крови и органам кроветворения)
Дерматолог (специалист по коже и ее придаткам)
Диетолог (специалист по питанию)
Инфекционист (специалист по профилактике, диагностике и лечению инфекций)
Иммунолог
Кардиолог (специалист в области сердечно-сосудистой системы человека)
Кардиохирург (хирург, выполняющий хирургические операции на сердце)
Стоматолог (специалист по зубам, не путать с зубным врачом)
Сурдолог (специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области - подбором слуховых аппаратов)
Танатолог
Терапевт
Торакальный хирург
Травматолог
Трансфузиолог
Трихолог (специалист по волосам и волосистой части кожи головы)
Токсиколог (врач, биолог или химик, специалист в области токсикологии)
Фармацевт
Фельдшер (врач, проводит диагностику, лечение или направляет пациентов к соотв. специалисту)
Физиотерапевт
Флеболог
Фтизиатр (специалист по туберкулёзу)
Хирург (специалист по методам диагностики и хирургического лечения заболеваний и травм)
Уролог (специалист по заболеваниям репродуктивного органа у мужчин)
Эндокринолог (специалист по патологии эндокринной системы)