«Добрянский гуманитарно – технологический техникум им. П.И. Сюзева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
ТЕМА: «Темперамент»
для специальности44.02.01 «Дошкольное образование»
преподавателя психологии
Яковлевой Оксаны Николаевны
г. Добрянка, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному занятию по курсу «Основы психологии»
на тему «Темперамент»
Методическая разработка учебного занятия подготовлена на основе рабочей программы по дисциплине ОП. 02 «Основы психологии» и в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для проведения открытого занятия по психологии с обучающимися 2 курса по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Данная разработка представляет собой учебно-методический комплект урока по теме «Темперамент».
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Основы психологии» по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных методов обучения: групповой работы обучающихся, анализа практических ситуаций, видеосюжетов, рисунка Х. Бидструпа «Четыре темперамента», решения психологических задач.
В разработке используется теоретический материал по теме, психологические задачи, прием ассоциативного мышления (создание студентами интеллект-карт). Выбранная технология предлагает расширение и систематизацию знаний обучающихся; используются задания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций, которые позволяют не только облегчить усвоение материала, но и сделать учебное занятие максимально познавательным и интересным.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Темперамент»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Темперамент»
Задачи урока:
обучающая: закрепить основные понятий и систематизировать знания темы «Темперамент»
развивающая: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики темперамента, проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций, видеосюжетов; применять теоретические знания для решения практических задач.
воспитывающая: воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса «Основы психологии», самостоятельность, культуру диалога.
практический: работа с таблицей, презентацией, интеллект-картой.
частично-поисковый
Формы работы на уроке:
индивидуальная;
микро-групповая;
групповая.
Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, технология создания Интеллект-карты
Планируемый результат:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
Предметные:
- выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; формулировать выводы, основываясь на полученной информации; обобщать полученную информацию
Метапредметные:
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
Формируемые компетенции
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Учебно-методическое обеспечение урока:
дидактические средства: лекционный материал (раздаточный), таблицы, схемы, видеосюжет, электронная презентация;
1. Бершадская Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент проектирования учебного процесса. [Электронный ресурс], - http://www.apkpro.ru pdf - статья в интернете. (Дата обращения 04.08.2017 г.).
2. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
3. В. М. Воробьева. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие/В.М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
4. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22 - 28.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (время 30 минут):
№ п/п
Этапы занятия
Время эапа
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Результат
1.
Организационно-мотивационный этап.
5 минут
1.Подготовка обучающихся к работе на уроке.
2. Сообщение темы, целей и задач урока, привлечение студентов к определению важности изучения данной темы для самопознания и самосовершенствования, а также для будущей профессии с целью обеспечения индивидуального подхода к учащимся.
1.Создание доброжелательной атмосферы,
2.Демонстрация презентации (зашифрована тема, цель и задачи урока)
3. Беседа с обучающимися. Предлагает вопросы по схеме Бидструпа для обсуждения.
1.Приветствие.
2.Смотрят презентацию, с помощью ребуса отгадывают тему, определяют цель урока. Отвечают на вопросы преподавателя.
Включение обучающихся в режим работы, осмысление темы урока, понимание задач предстоящей деятельности.
2.
Основной этап.
10 минут
1. Определение степени усвоения материала.
2. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
1. Предлагает студентам решить психологические задачи по теме.
2. Активизация знаний студентов о правилах составления интеллект-карты.
1. Решение психологических задач.
2. Работают в микро-группах, заполняют интеллект-карту (каждая группа в своем направлении).
Развитие навыков монологической и диалогической речи по заданной теме.
Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.
3.
Контролирующий этап.
Применение знаний в новой ситуации (проблемное задание)
10 минут
1. Определение степени усвоения материала.
2. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
1.Организует работу в группах, предлагает каждой группе презентовать свою часть интеллект-карты. 2.Предлагает решить психологические задачи
1. Предлагают свою модель и аргументируют свое мнение. Используют полученные знания
для обоснования результатов.
2. Работают в группах, решают практические задачи по определению типа темперамента.
Использование речевых
средств в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих мыслей. Обобщение полученной информации, построение логических рассуждений Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
4.
Подведение итогов.
5 минут
1. Оценивание собственной учебной деятельности на уроке.
2. Рефлексия.
1. Предлагает студентам вспомнить задачи урока и сделать вывод о их достижении.
Объясняет домашнее задание.
3. Проводит рефлексию содержания урока с помощью заготовленных карточек.
1.Отвечают на вопросы преподавателя. Делают выводы.
2. Оценивают
степень достижения цели.
Подводят итоги.
Сопоставление ранее поставленной цели с результатом деятельности.