Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему: "Девиантное поведение" »
Дети – это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором ум, совесть, честность,
опрятность нашу – все
наголо видать.
Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.
В.П.Астафьев.
Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.
Кого проблемы должны волновать?
Молодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе.
Родительскую общественность: страх за будущее детей.
Педагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали.
Подростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными,трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, свя-занный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).
Отклонения
физические
психические
педагогические
социальные
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Аддиктивность, аддиктивное поведение не является девиантным, несколько отклоняющимся от общей нормы, оно является разрушительным, деструктивным, разрушающим личность и психику.
Человек, например, долго занимающийся аддиктивно-виртуальным общением, полностью дезориентируется в реальности, уже не понимает, как себя следует вести в социуме. Имеются случаи, когда подростки увлекающиеся компьютерными играми, совершали бессмысленные с обычной точки зрения убийства и откровенно не понимали при обследовании "что ж они плохого совершили", а, напротив, "восхищались" своей находчивостью, словно совершили это убийство в игровой, виртуальной среде.
Формы аддиктивного поведения у подростков
употребление алкоголя, никотина;
употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
участие в азартных играх, включая компьютерные;
сексуальное аддиктивное поведение;
переедание или голодание;
«работоголизм»;
телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
политика, религия, сектантство, большой спорт;
манипулирование со своей психикой;
нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п.
причины девиантного поведения
нарушения в становлении, формировании и развитии личности
влияние социокультурных особенностей
влияние образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских, родительских;
характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением
выраженное протекание подросткового кризиса
членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм
влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности
влияние мира компьютерных игр
размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей:
семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка
семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Организация социальной среды
Информирование
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
Организация здорового образа жизни
Активизация личностных ресурсов
Выявляя девиантное поведение у уч-ся нашей школы, я провожу такие методики как: диагностика ИСН, опросник Т. Н. Разуваевой и другие.