Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в сенсорной комнате»
Занятие по теме: «Детские страхи и пути их преодоления»
Цели:
знакомство с чувством страха;
изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;
поиск путей преодоления страха;
учить детей выражать чувство страха в рисунке;
развивать умения справляться с чувством страха.
Материалы:
обруч;
пиктограммы «страх» и «радость»;
светодиодный «фонарик»;
бумага, карандаши;
маски с изображением гуся, цветов, деревьев;
платок;
магнитофон.
Ход занятия:
1. Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в «Волшебную страну чувств и эмоций», страну где живут радость и грусть, робость и злость, удивление и страх… Но прежде, чем мы с вами туда попадем давайте поприветствуем друг друга. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу «фонарик». Сначала давайте посмотрим на нее. Какой он?
Варианты детей: ласковый, красивый, яркий, теплый, светлый, лучистый…
Когда вы будете передавать «фонарик» друг другу, почувствуйте тепло и свет, которые от него исходят. Возьмите себе немного тепла и света, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Катя, я рада тебя видеть!».
Варианты детей: «Здравствуй, Сережа! Добрый день, Кристина! Я люблю тебя, Саша! Я рада нашей встрече, Алекс! Мне приятно с тобой, Катя! Доброе утро, Ксения!».
2. Психолог: «Теперь, когда мы с вами поприветствовали друг друга, мы можем отправиться в «Волшебную страну чувств и эмоций». Но для того, чтобы попасть туда, нам надо пройти через сказочную дверь!».
Дети проходят в сказку через обруч.
Психолог: «Дети, посмотрите, кто нас встречает? Это один из жителей «Волшебной страны» - мальчик Петя! Посмотрите на его лицо. Какое чувство он испытывает, как вы считаете? У него широко открыты глаза, рот и он вот - вот закричит…».
Ответы детей: «Это чувство страха!».
Психолог: «Давайте попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала поиграем в «Солнечного зайчика».
Дети встают полукругом, повторяя за психологом.
Психолог: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним».
Дети повторяют движения.
Психолог: «Отлично! Теперь, когда ваши мышцы расслаблены, посмотрите на лицо Пети и попробуйте изобразить страх на своем лице. У вас хорошо получается. Молодцы!»
Психолог обращает внимание детей на лицо Пети (пиктограмма «страх»).
Дети изображают на своем лице чувство страха, стараясь передать то эмоциональное состояние, которое выражает лицо мальчика.
3. Психолог: «Ребята, а давайте узнаем с вами, что же произошло с Петей? Что могло его так сильно испугать?».
Дети слушают рассказ: «Петя приехал в гости к бабушке в деревню. Однажды он гулял недалеко от реки, любовался прекрасными деревьями и цветами, как вдруг услышал посади кто - то зашипел: «Ш – ш – ш». Петя обернулся и увидел большого гуся. Он испугался и побежал домой. Прибежал в бабушке и рассказывает: «Я так испугался гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Петю».
Психолог спрашивает у ребят: «К кому в гости приехал Петя? Чем любовался Петя недалеко от реки? Кого испугался Петя? Стоило ли так бояться гуся? Что сделала бабушка, когда Петя прибежал к ней?».
Ответы детей: «Петя приехал в гости к бабушке в деревню. Недалеко от реки он любовался прекрасными деревьями и цветами. Петя испугался большего гуся. Гуся не стоит бояться. Бабушка успокоила Петю».
Психолог: «Ребята, а давайте попробуем сыграть эту сценку и показать Пети, может ему не стоило так пугаться гуся?».
Дети выполняют движения в соответствии с выбранной ролью.
Психолог: «У вас отлично получилось! Петя больше не боится большого гуся!».
4. Психолог: «Ребята, может вы тоже, как Петя, чего боитесь? Давайте подумаем: чего боится каждый из вас? Может темноты, одиночества, злых волшебников…
А Петя вас всех послушает!»
Дети рассказывают о своих страхах.
Когда каждый ребенок закончит рассказ о своем страхе, психолог предлагает детям сесть за столы и нарисовать на бумаге то, что заставило бы их страх исчезнуть или он стал бы менее страшным.
Психолог хвалит детей за их старание и смелость.
5. Психолог: «А сейчас дети специально для Пети прочитают стихотворение, которое написал Маршак С.Я. «Чего боялся Петя»:
1. Темноты боится Петя.
- Можно, мама, спать при свете?
Отвечает мама: - Нет! -
Стало тихо и темно.
2. В темноте увидел Петя
Оказалось на рассвете -
Рукавами, как руками,
А штаны плясали сами
3. В темноте увидел Петя
Оказалось на рассвете -
Это печь, а не яга,
4. В темноте увидел Петя:
Оказалось на рассвете -
Высоко - на крышу шкала -
И светились два замка
5. Каждый раз при встрече с Петей
- Это - Петя Иванов.
Испугался он яги -
6. На дворе услышал Петя,
- Нет,- сказал он,- я не трус!
7. С этих пор ни разу Петя
Чемоданы и штаны
Да и вам, другие дети,
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!
6. Психолог: «Ребята, вы так помогли Пети, что он стал радостным! Посмотрите на него! Его лицо озарилось широкой улыбкой, глаза светятся от счастья и любви!».
В это время психолог заменяет пиктограмму «страх» на «радость».
Психолог: «Ребята, в благодарность за вашу помощь Петя тоже хочет сделать вам подарок. Это любимая игра жителей «Страны чувств и эмоций».
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
7. Психолог: «Дети, нам пора возвращаться домой. Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся на прощание Пети и друг другу. До свидания!». Дети «выходят» из сказки через обруч.