Занятие 7. Тема «День психологии»
Цель:
создавать условия для эмоционального роста детей.
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки детей в построении взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам;
- учить детей заботиться друг о друге, сопереживать.
Ход занятия:
Психолог читает шуточное стихотворение И.Гамазкова «Суровая дружба»
Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул
А я ему — щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня — две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!
Психолог
- В чём проявлялась дружба двух мальчиков?
- Настоящая ли это была дружба?
- Возможна ли дружба между мальчиками и девочками? Очень часто приходится наблюдать обиды, жалобы, вражду, агрессию как со стороны мальчиков, так и со стороны девочек. Справедливости ради нужно сказать, что очень редко устанавливается перемирие между двумя праздниками 8 Марта и 23 Февраля, но потом начинается всё сначала.
Кто же в этом виноват?
(Мальчики и девочки высказываются.)
Мальчики:
- Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков, дразнят их, вот и получают.
- Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.
- Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погонялись.
- Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.
Девочки:
- Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают девочек.
- Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.
- Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.
Психолог
- А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят понять друг друга?
Психолог
- Можно сказать, что девочки и мальчики - этот два разных мира. Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития.
Игра «Закончи предложение».
Психолог
Вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая - мир девочек.
- Что бы вы поместили в мир мальчиков?
- А из чего состоит мир девочек?
- Получается, что то, чего не хватает у мальчиков, есть у девочек, и наоборот. Как вы думаете, почему так?
- Верно, они дополняют друг друга, и вместе они сильнее. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Психолог
- А теперь составим портрет идеального мальчика и портрет идеальной девочки.
Какие человеческие качества ценят мальчики в девочках и девочки - в мальчиках? Портрет идеального мальчика составят девочки, а портрет идеальной девочки составят мальчики. На это задание вам дается 10 минут.
(Звучит музыка, мальчики и девочки обсуждают задание.)
(Представители групп зачитывают результаты.)
Психолог
- Идеальный - значит образцовый, вы узнали, каким нужно быть мальчиком, чтобы тебя уважали девочки и хотели с тобой дружить. И какой нужно быть девочкой, чтобы заслужить уважение мальчиков.
Но пока нам далеко до идеала, поэтому девочки и мальчики в нашем классе часто ссорятся, жалуются друг на друга, не могут наладить нормальные взаимоотношения. Психологи объясняют это тем, что мальчики не знают, как выразить позитивные чувства, поэтому прибегают к насилию. А девочки, не понимая этого, часто обижаются на мальчиков. Например, если мальчик толкает девочку, забирает и прячет ее вещи и книги, это, скорее всего, означает, что ему нравится эта девочка. Так что, девочки, не обижайтесь!
Психолог
- Сейчас мы будем учиться выражать хорошие, положительные чувства: любовь, симпатию, жалость, нежность, радость. Предлагаю поиграть в игру «Кто смелый?». Это игра только для смелых мальчиков. Перед вами две коробочки: в одной коробке карточки с именами всех девочек класса, а в другой разные фразы. Каждый мальчик по очереди берет из коробки карточку, называет имя девочки, смотрит ей в глаза и произносит с выражением ту фразу, которая написана. В награду за смелость получает аплодисменты от девочек.
Все мальчики выходят к доске, достают карточки из коробки, произносят нужные фразы.
- Думаю, девочкам очень понравилась эта игра. Давайте похлопаем всем мальчикам и поблагодарим их еще раз за приятные слова. Мальчики, как можно чаще говорите такие слова, и вы получите ключ к сердцам девочек.
Психолог
- А теперь поиграем в игру, которая называется «Эстафета сочувствия». Играют девочки, ведь именно они способны к сочувствию и сопереживанию. Представьте себе, что один из наших мальчиков попал в трудную ситуацию – на улице проливной дождь, он бежал в школу и прямо у порога поскользнулся и упал в лужу. Такая неприятность может случиться c каждым, но сегодня роль пострадавшего исполнит, кто… (можно выбрать с помощью считалки или обозначив номер парты).
А вот и наш пострадавший. Смотрите, как ему плохо! Он насквозь промок! В рюкзаке вода, книги и тетради тоже намокли. Сидит он на ступеньках школы, а мимо пробегают ученики, никто не обращает на него внимания. Как пригодится здесь доброе слово, простое участие!
Какими же словами выразить сочувствие?
У меня есть карточки, на которых записаны волшебные фразы, слова сочувствия. Эти карточки я раздаю девочкам. Девочки подойдите к нашему пострадавшему, посмотрите ему в глаза и произнесите волшебные слова сострадания. Вы можете добавить свои слова.
(Девочки выстраиваются в соответствии с номерами табличек. По очереди подходят к пострадавшему, произносят свои фразы и садятся на места.)
Думаю, многие мальчики хотели бы оказаться на месте нашего сегодняшнего пострадавшего.
- Какие фразы вам запомнились?
(Дети высказываются.)
- Не унывай, не падай духом, держись, мы с тобой - вот слова поддержки, которые всем нужно знать - и мальчикам, и девочкам. Тогда всем в нашем коллективе будет тепло и хорошо, как дома.
Психолог
- Что вы сегодня узнали? Было ли что то новое? Как вы себя чувствуете?
(Сегодня мы говорили о девочках и мальчиках, о том, что они разные, что такими их создала природа. Хорошо, если мы научимся ценить и понимать это, не подражать другим, не переделывать их, а принимать такими, какие они есть. Еще мы учились сегодня выражать свои хорошие чувства. Оказывается, для этого нужно сказать такие простые слова!)
Звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой»
Фразы
Ты сегодня прекрасно выглядишь!
Ты сегодня очень красивая!
Тебе эта прическа очень к лицу!
С тобой поговорить – одно удовольствие!
Как я рад тебя видеть!
Ты, как всегда, очаровательна!
Ты очень умна и красива!
Улыбнись, у тебя такая светлая улыбка!
Твои глаза сияют, как лучи!
Какой у тебя красивый, певучий голос!
Какая ты аккуратная, просто вся блестишь!
Ты просто замечательная девочка!
Фразы от девочек
1. Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?
2. Не унывай, с каждым может случиться.
3. Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное.
4. Что-нибудь болит? Вставай, помогу тебе дойти до медпункта.
5. А пуговицы на месте? Могу пришить, если что.
6. За тетрадки не переживай, у меня есть запасные - поделюсь.
7. Давай свой рюкзак и куртку, мы их с девочками на батарее просушим.
8. Да ведь у тебя ноги совсем мокрые! Запросто можно простудиться! Садись к батарее и грейся, а мы попросим, чтобы тебя не вызывали к доске.
9. Ну, как дела, если что понадобится, проси, не стесняйся. Мы с девочками поможем.
10. Подсох немножко? Тебе нужно согреться, мы принесли тебе горячего чайку из столовой.
11. Ну что, полегчало? Не падай духом, мы с тобой!