Психологический практикум по развитию разных видов памяти у детей 7-11 лет.
Психологический практикум по развитию разных видов памяти у детей 7-11 лет.
Данная разработка позволяет протестировать детей на определение уровня развития разных видов памяти в игровой, соревновательной форме. Может замотивировать учащихся на занятия по развитию памяти. Данная разработка может быть использована в профориентационной работе для уточнения: каким профессиям какие виды памяти требуются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: загадки о видах памяти, мешок с предметами для тактильной памяти, таблицы для теста «Зрительная память» - 3 таблицы 3*3 и 4 таблицы 4*4, 10 картинок для теста «Образная память», буклеты о методах запоминания.
Комментарий: в презентации после каждой таблицы идет пустой кадр – в этот момент дети по памяти воспроизводят точки в таблице на бланке.
ХОД УРОКА
Слайд 1
- Ребята, как вы понимаете значение пословицы «Не будь тороплив, будь памятлив».
- Так что же такое память? Как вы понимаете?
Слайд 2
Память бывает произвольная (когда учат специально) или непроизвольная (запоминается само)
Память бывает долговременной (информация запоминается на долгий срок), кратковременной (помнится недолго, забывается быстро)
Память бывает двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Сейчас об этом подробнее.
Слайд 3
Угадайте, к какому виду памяти относится данное утверждение?
- образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету; (зрительная)
- звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя; (слуховая)
- запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра; (обонятельная)
- мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи. (тактильная)
Слайд 4
Слуховая память
Сорока, суслик, черепаха,
Бобер, шакал, сова, макака,
Синица, лебедь, щука и корова
Все собрались в баснях Крылова.
Ребята, внимание, вам надо написать всех животных, каких вспомните.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Слайд 5
Тактильная память.
Завяжите глаза ребенку, кладите в его руки разные предметы (3-5). Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Слайд 6
Образная память
это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира. Когда вам говорят Новый год вы вспоминаете про (….Елку?) Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок.
Слайд 7
Молоко
Слайд 8
Цыпленок
Слайд 9
Учеба
Слайд 10
Уборка
Слайд 11
Рисунок
Слайд 12
Музыка
Слайд 13
Река
Слайд 14
Сад
Слайд 15
Пирог
Слайд 16
Дверь
Показываются картинки еще раз, а дети вспоминают и записывают слова, связанные с картинками.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Слайд 17
Двигательная память
Физкультминутка.
«МЫ - КОМАНДА».
Давайте потренируемся. Дети встают со своих мест, выполняют приказы.
«Право руля!» - все поворачиваются на право.
«Лево руля!» - все поворачиваются на лево.
«Нос!» - все нагибаются и вытягивают руки вперед.
«Корма!» - все нагибаются назад.
«Поднять паруса!» - руки вверх.
«Пушечное ядро!» - все приседают.
«Адмирал на борту!» - все замирают и отдают честь.
Учитель называет команду, а дети показывают по памяти движения.
При оценивании этого задания за каждую ошибку вычитается 1 балл.
Слайд 18
Зрительная память
Детям выдаются листочки с пустыми таблицами. Потом показываются таблицы с точками по очереди, дети должны воспроизвести рисунок из точек по памяти.
Слайд 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31
Показ каждой таблицы 5 секунд. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Слайд 20, 22, 24, 26, 28,30,32
После показа каждой таблицы идет пустой кадр – в этот момент дети по памяти воспроизводят точки в таблице на бланке.
Словесно-логическая память
Учитель читает пары слов. Потом называет лишь первое слово в каждом ряду, дети произносят второе:
ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА,
ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ,
ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД,
РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ,
РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Подведение итогов тестирования: учительподсчитывает количество баллов у каждого ребенка и объявляет победителя.
Информацию о методах запоминания можно оформить в виде буклета и выдать каждому ребенку.
Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, подведем итог урока.
– Что мы сегодня делали на уроке?
- Сегодня очень активными на уроке были …
- Много правильных ответов в течение урока давали …
Наш мозг лучше воспринимает целую картину, чем ее составные части. Поэтому при изучении хода какого-либо сражения необходимо сначала прочитать его полное описание и только потом переходить к деталям – к датам, событиям, персоналиям и оценкам.
Используйте тактику чередования
При необходимости запомнить огромный объем разрозненной информации старайтесь чередовать ее. Готовитесь к экзаменам сразу по нескольким предметам? Лучше всего разделить подготовку на блоки, например по 30 минут, и чередовать материал по психологии с тестами, скажем, по физике.
Задействуйте зрительную память
Научно доказанный факт: наш мозг лучше усваивает информацию, полученную при помощи зрения. Поэтому в ваших интересах визуализировать данные. Если необходимо изучить какое-либо явление – начертите схему, выучить слова на иностранном языке – сделайте к ним зарисовки.
Используйте приемы мнемотехники
Ассоциации более эффективный способ запоминания, нежели многократное повторение. Поэтому стоит использовать приемы мнемотехники, рифмуя, проводя параллели и ассоциируя запоминаемые данные с уже известными сведениями. Например, вам нужно запомнить число 1879. Вы раскладываете его на две части и проводите ассоциации: 18 – мне 18 лет, 79 – 79 лет моей бабушке.
Подходите к изучению с позиции наставника
Процесс запоминания оказывается более эффективным, если вы объясняете полученную информацию кому-либо, возможно даже самому себе. Потому подходите к изучению с позиции наставника и эксперта.
Используйте метод желтого маркера
Пишите конспекты или выделяйте самую важную информацию в тетрадях, распечатках, книгах и методичках. Метод «желтого маркера» основан на том, что мы гораздо лучше запоминании данные, которые выделяются на фоне остальных. Он часто используется в прессе и идеально подходит для структурирования и последующего запоминания большого объема информации.
Обеспечьте дозированный прием
Не пытайтесь объять необъятное – запомнить содержание трех учебников за сутки не по силам даже чемпионам мира по памяти. Разбейте информацию на блоки и обеспечьте ее дозированный прием – организуйте поэтапное изучение, которое вы будете чередовать с отдыхом.
Повысьте концентрацию внимания
Эффективность процесса запоминания напрямую зависит от концентрации внимания. Если вы постоянно отвлекаетесь и не можете сосредоточиться, то возьмите за правило делать несколько повышающих внимание упражнений каждый день.
Сделайте акцент на ассоциации
В основу процесса запоминания большого количества информации должны ложиться ассоциации. Чем более яркими они будут, тем лучше. Проводите параллели, задействуйте мнемотехнические приемы, старайтесь увидеть в материале как можно больше сходств с тем, что вы уже знаете.
Повторяйте материал 3 раза
Изученный материал стоит повторять три раза: первый – через несколько минут после изучения, второй – спустя 3-4 часа и третий – на следующее утро. Троекратное повторение при нормальной памяти способно обеспечить практически гарантированное запоминание.
Пересказывайте изученное
После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. Старайтесь говорить как можно громче, с чувством и интонацией. Это поможет подключить эмоциональное восприятие и быстрее запомнить материал.
Добавьте впечатлений
Этот совет следует из предыдущего: чем больше эмоций у вас вызывает та или иная информация, тем быстрее она врезается в память. Именно поэтому стоит пытаться запомнить большой объем данных необычными способами и в необычных местах.
Усильте мотивацию
Мотивация может повлиять на концентрацию внимания и внутреннюю дисциплину. Вам необходимо подумать и четко осознать все преимущества запоминания материала. Лучше всего записать их в столбик на листе бумаги.
Чередуйте изучение и физическую активность
Зубрежка в четырех стенах никогда не приносит должного результата. Вам необходимо чередовать запоминание материала с физической активностью – занимайтесь не более 2-3 часов подряд, после чего прогуливайтесь, делайте зарядку или занимайтесь домом.
Откажитесь от перегрузок
Не перегружайте себя – так вы не запомните даже того объема информации, которая могла бы остаться в вашей голове. Если нужно готовиться к экзамену за сутки – акцентируйте внимание на самых главных тезисах и экономьте время на деталях. Выучить за 24 часа то, что вы должны были учить в течение целого семестра попросту невозможно.
Как помочь мозгу работать продуктивнее
Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.
Как помочь мозгу работать продуктивнее:
высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.
Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».