kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический практикум по развитию разных видов памяти у детей 7-11 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет протестировать детей на определение уровня развития разных видов памяти в игровой, соревновательной форме. Может замотивировать учащихся на занятия по развитию памяти. Данная разработка может быть использована в профориентационной работе для уточнения: каким профессиям какие виды памяти требуются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум по развитию разных видов памяти у детей 7-11 лет.»

Не будь тороплив, будь памятлив.

Цели:

  • развивать разные виды памяти и внимание;

  • формировать навыки запоминания и использования разных видов памяти;

  • воспитывать товарищество, взаимовыручку, терпение.


Оборудование: загадки о видах памяти, мешок с предметами для тактильной памяти, таблицы для теста «Зрительная память» - 3 таблицы 3*3 и 4 таблицы 4*4, 10 картинок для теста «Образная память», буклеты о методах запоминания.

Комментарий: в презентации после каждой таблицы идет пустой кадр – в этот момент дети по памяти воспроизводят точки в таблице на бланке.


ХОД УРОКА

Слайд 1

- Ребята, как вы понимаете значение пословицы «Не будь тороплив, будь памятлив».

- Так что же такое память? Как вы понимаете?

Слайд 2

Память бывает произвольная (когда учат специально) или непроизвольная (запоминается само)

Память бывает долговременной (информация запоминается на долгий срок), кратковременной (помнится недолго, забывается быстро)

Память бывает двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Сейчас об этом подробнее.

Слайд 3

Угадайте, к какому виду памяти относится данное утверждение?

- образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету; (зрительная)

- звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя; (слуховая)

- вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов; (вкусовая)

- запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра; (обонятельная)

- мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи. (тактильная)

Слайд 4

Слуховая память

Сорокасуслик, черепаха,

Бобер, шакал, сова, макака,

Синица, лебедь, щука и корова

Все собрались в баснях Крылова.

Ребята, внимание, вам надо написать всех животных, каких вспомните.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Слайд 5

Тактильная память.

Завяжите глаза ребенку, кладите в его руки разные предметы (3-5). Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Слайд 6

Образная память

это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира. Когда вам говорят Новый год вы вспоминаете про (….Елку?) Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок.

Слайд 7

Молоко

Слайд 8

Цыпленок

Слайд 9

Учеба

Слайд 10

Уборка

Слайд 11

Рисунок

Слайд 12

Музыка

Слайд 13

Река

Слайд 14

Сад

Слайд 15

Пирог

Слайд 16

Дверь

Показываются картинки еще раз, а дети вспоминают и записывают слова, связанные с картинками.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Слайд 17

Двигательная память

Физкультминутка.


«МЫ - КОМАНДА».

Давайте потренируемся. Дети встают со своих мест, выполняют приказы.

«Право руля!» - все поворачиваются на право.

«Лево руля!» - все поворачиваются на лево.

«Нос!» - все нагибаются и вытягивают руки вперед.

«Корма!» - все нагибаются назад.

«Поднять паруса!» - руки вверх.

«Пушечное ядро!» - все приседают.

«Адмирал на борту!» - все замирают и отдают честь.

Учитель называет команду, а дети показывают по памяти движения.

При оценивании этого задания за каждую ошибку вычитается 1 балл.

Слайд 18

Зрительная память

Детям выдаются листочки с пустыми таблицами. Потом показываются таблицы с точками по очереди, дети должны воспроизвести рисунок из точек по памяти.

Слайд 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31

Показ каждой таблицы 5 секунд. По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Слайд 20, 22, 24, 26, 28,30,32

После показа каждой таблицы идет пустой кадр – в этот момент дети по памяти воспроизводят точки в таблице на бланке.



Словесно-логическая память

Учитель читает пары слов. Потом называет лишь первое слово в каждом ряду, дети произносят второе:

ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА,

ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ,

ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД,

РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ,

РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Подведение итогов тестирования: учитель подсчитывает количество баллов у каждого ребенка и объявляет победителя.

Информацию о методах запоминания можно оформить в виде буклета и выдать каждому ребенку.


Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, подведем итог урока.

– Что мы сегодня делали на уроке?


- Сегодня очень активными на уроке были …

- Много правильных ответов в течение урока давали …

- Урок окончен. Спасибо за урок. Молодцы!



Приложение.

Слайды с 7 по 16.

Изображения на картинке

Слова

Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, наушники, рыба, яблоко, печь, замок.

Молоко, цыпленок, учеба, уборка, рисунок, музыка, река, сад, пирог, дверь.











Бланк теста 1


ФИ ученика_____________________________________________


Слуховая память

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

­­­_______________ _________________ ___________________



Бланк теста 2


ФИ ученика_____________________________________________


Образная память

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

­­­_______________ _________________ ___________________



Бланк теста 3


ФИ ученика_____________________________________________


Словесно-логическая память

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

_______________ _________________ ___________________

­­­_______________ _________________ ___________________



Бланк теста 4




1




2 3
















































































Материал для буклетов. МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Переходите от общего к частному

Наш мозг лучше воспринимает целую картину, чем ее составные части. Поэтому при изучении хода какого-либо сражения необходимо сначала прочитать его полное описание и только потом переходить к деталям – к датам, событиям, персоналиям и оценкам.

Используйте тактику чередования

При необходимости запомнить огромный объем разрозненной информации старайтесь чередовать ее. Готовитесь к экзаменам сразу по нескольким предметам? Лучше всего разделить подготовку на блоки, например по 30 минут, и чередовать материал по психологии с тестами, скажем, по физике.

Задействуйте зрительную память

Научно доказанный факт: наш мозг лучше усваивает информацию, полученную при помощи зрения. Поэтому в ваших интересах визуализировать данные. Если необходимо изучить какое-либо явление – начертите схему, выучить слова на иностранном языке – сделайте к ним зарисовки.

Используйте приемы мнемотехники

Ассоциации более эффективный способ запоминания, нежели многократное повторение. Поэтому стоит использовать приемы мнемотехники, рифмуя, проводя параллели и ассоциируя запоминаемые данные с уже известными сведениями. Например, вам нужно запомнить число 1879. Вы раскладываете его на две части и проводите ассоциации: 18 – мне 18 лет, 79 – 79 лет моей бабушке.

Подходите к изучению с позиции наставника

Процесс запоминания оказывается более эффективным, если вы объясняете полученную информацию кому-либо, возможно даже самому себе. Потому подходите к изучению с позиции наставника и эксперта.

Используйте метод желтого маркера

Пишите конспекты или выделяйте самую важную информацию в тетрадях, распечатках, книгах и методичках. Метод «желтого маркера» основан на том, что мы гораздо лучше запоминании данные, которые выделяются на фоне остальных. Он часто используется в прессе и идеально подходит для структурирования и последующего запоминания большого объема информации.

Обеспечьте дозированный прием

Не пытайтесь объять необъятное – запомнить содержание трех учебников за сутки не по силам даже чемпионам мира по памяти. Разбейте информацию на блоки и обеспечьте ее дозированный прием – организуйте поэтапное изучение, которое вы будете чередовать с отдыхом.

Повысьте концентрацию внимания

Эффективность процесса запоминания напрямую зависит от концентрации внимания. Если вы постоянно отвлекаетесь и не можете сосредоточиться, то возьмите за правило делать несколько повышающих внимание упражнений каждый день.

Сделайте акцент на ассоциации

В основу процесса запоминания большого количества информации должны ложиться ассоциации. Чем более яркими они будут, тем лучше. Проводите параллели, задействуйте мнемотехнические приемы, старайтесь увидеть в материале как можно больше сходств с тем, что вы уже знаете.

Повторяйте материал 3 раза

Изученный материал стоит повторять три раза: первый – через несколько минут после изучения, второй – спустя 3-4 часа и третий – на следующее утро. Троекратное повторение при нормальной памяти способно обеспечить практически гарантированное запоминание.

Пересказывайте изученное

После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. Старайтесь говорить как можно громче, с чувством и интонацией. Это поможет подключить эмоциональное восприятие и быстрее запомнить материал.

Добавьте впечатлений

Этот совет следует из предыдущего: чем больше эмоций у вас вызывает та или иная информация, тем быстрее она врезается в память. Именно поэтому стоит пытаться запомнить большой объем данных необычными способами и в необычных местах.

Усильте мотивацию

Мотивация может повлиять на концентрацию внимания и внутреннюю дисциплину. Вам необходимо подумать и четко осознать все преимущества запоминания материала. Лучше всего записать их в столбик на листе бумаги.

Чередуйте изучение и физическую активность

Зубрежка в четырех стенах никогда не приносит должного результата. Вам необходимо чередовать запоминание материала с физической активностью – занимайтесь не более 2-3 часов подряд, после чего прогуливайтесь, делайте зарядку или занимайтесь домом.

Откажитесь от перегрузок

Не перегружайте себя – так вы не запомните даже того объема информации, которая могла бы остаться в вашей голове. Если нужно готовиться к экзамену за сутки – акцентируйте внимание на самых главных тезисах и экономьте время на деталях. Выучить за 24 часа то, что вы должны были учить в течение целого семестра попросту невозможно.

Как помочь мозгу работать продуктивнее

Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

Как помочь мозгу работать продуктивнее:

  • высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;

  • не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;

  • правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;

  • добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;

  • не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.

Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический практикум по развитию разных видов памяти у детей 7-11 лет.

Автор: Соколова Ирина Владимировна

Дата: 11.12.2022

Номер свидетельства: 619818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства