Просмотр содержимого документа
«Занятие по песочной терапии "Дружба"»
Занятие по песочной терапии
Тема: « Дружба»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений и создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование: Игра «Театр настроения», песочница, формочки, фигурки для песка, природный материал.
Ход занятия:
«Театр настроения»
Дети рассказывают с каким настроением пришли на занятие и показывают картинку, соответствующую их сегодняшнему настроению. Затем детям предлагается внимательно рассмотреть карты с изображением персонажами и выбрать тех, у кого такое же настроение как у них. Затем выбирают персонажи с другими эмоциями.
Игра «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам?» Если у детей похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Можно подвигать руками?
- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже дети могут наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».
Игра «Отгадай загадку»
Педагог загадывает загадку, дети отгадывают ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, дети проверяют правильность ответа.
Загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж...
Что же это?.. (Карандаш)
Сели птицы.
На страницы
Знают быль и небылицы. (Буквы)
Белый камушек растаял.
На доске следы оставил. (Мел)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (лиса)
Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская. (зебра)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Маленький,
Беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Игра « Подарок для друга»
Педагог предлагает детям сделать друг другу подарки. Для этого дети делят песочницу и с помощью подручного материала на песке выкладывают сюрприз друг для друга. ( Педагог может подсказать, что это может быть сказочная страна, картина, какое- нибудь животное и т.д.) Затем по очереди рассказывают, что они изобразили.
Игра «Большая семья»
Педагог предлагает детям представить, что мы с вами это большая семья. Затем детям предлагается выбрать по одной фигурки. Это может быть животное, птица, сказочный персонаж и т.д., и представить, что эти фигурки они сами, затем назвать своего героя, рассказать почему именно выбрал этого персонажа, придумать чем он занимается, после того как дети рассказали о своих персонажах, психолог предлагает построить на песке их общий дом, так, чтобы у каждого героя было свое место и занятие, после чего психолог спрашивает у детей с кем дружит тот или иной герой.
«Подведение итогов»
Психолог спрашивает у детей:
– Дети вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Где были трудности?
Завершая работу в песочнице, ребята кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности: