Хмельницкая средняя общеобразовательная школа
Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков.
Вальцева Светлана Анатольевна
Педагог-психолог
2015г.
Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков.
Цели и задачи:
- информирование о влиянии родителей на формирование личности ребенка, повышение психолого-педагогических знаний родителей;
- обратить внимание на первостепенное значение родителей в воспитании детей, указать на основные проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки; показать важность доверительного и доброжелательного общения родителей со своим ребенком;
- организация помощи родителям: развитие умения разбираться в вопросах воспитания своих детей и правильно выстраивать психологический климат семьи; укрепление взаимоотношений между членами семьи; преодоление трудностей во взаимоотношениях со своими детьми и предотвращение конфликтов в семье;
- снижение риска суицидальных проявлений среди детей и подростков;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Ход выступления:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2.
Мы часто говорим о воспитании ребенка в школе, о том, какие качества педагоги должны привить ребенку и как помочь ребенку в становлении его личности. Но о том, что важную роль играет семья, что, в первую очередь, родители имеют значительное влияние и первостепенное значение в развитии личности ребенка мы говорим значительно реже. (Слайд 3).
Семья – главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. (Слайд 4). Именно в семье закладываются основы личности, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Формирование начинается у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. (Слайд 5).
Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. (Слайд 6). Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего "Я". (Слайд 7).
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях [1]. (Слайд 8).
Родители - первое окружение ребенка. Это авторитетные и значимые для ребенка люди. Близкие люди, которым он доверяет, которым он рассказывает свои самые сокровенные переживания, с которыми он делится впечатлениями о прошедшем дне, радостью или неудачами. Именно от родителей ребенок, в большей степени, ждет одобрения и поддержки. (Слайд 9).
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей [1]. (Слайд 10). Семья представляет собой совокупность условий для благополучного развития, является ключевым элементом оптимального психосоциального формирования ребенка. Но если она представлена в дисфункциональных формах, то она наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, источником возникновения личностных и социальных трудностей у несовершеннолетних. То есть семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. (Слайд 11).
Успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. (Слайд 12). Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. (Слайд 13).
Благоприятные взаимоотношения в семье решают многие проблемы: повышают уверенность ребенка в себе, своих способностях и возможностях; формируют устойчивый эмоциональный фон; способствуют приобретению навыков и умения выстраивать взаимоотношения ребенка с окружающими, прививают положительные нравственные качества и формируют личностные качества ребенка. (Слайд 14).
К сожалению, некоторые семьи не всегда выполняют свои функции. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, как выстроить воспитательную линию через родительские собрания, на консультациях у психолога. (Слайд 15).
Если раньше родительские собрания проходили в форме лекций и рассказов о воспитании детей, где родители прослушивали информацию и мало что брали на заметку, то сейчас очень важен переход на проведение родительских собраний в тренинговой (игровой) форме. (Слайд 16).
В нашей школе подобные собрания-практикумы начали приобретать значительную актуальность. Такая форма проведения более интересна как для родителей, так и для педагога, психолога. Так же такая форма очень информативна для педагога или психолога, когда можно увидеть взаимоотношения, которые присущи той или иной семье, в каких взаимоотношениях ребенок с родителями и какими линиями воспитания руководствуется родитель в воспитании своего ребенка. Это также позволяет психологу заметить и проработать какие-либо моменты, дать правильные и своевременные рекомендации и оказать дифференцированный подход к развитию личности каждого ребёнка. (Слайд 17). Родители, проигрывая ситуации самостоятельно, выполняя различные упражнения проживают это и начинают задумываться над многими моментами в воспитании своих детей и взаимоотношений с ними. Многие упражнения направлены на логическое мышление, что позволяет самим родителям развиваться, повышать свою самооценку и личностно расти. (Слайд 18). В данное время на интернет - порталах имеется большое количество разработанных родительских собраний, в которых чередуются мини-лекции и практические упражнения. Очень важно соотношение темы собрания с правильно подобранными практическими заданиями, которые преподнесут родителям и информацию об особенностях воспитания детей и позволят проработать некоторые моменты, прочувствовать их и наглядно их увидеть. (Слайд 19).
Проводя подобные родительские собрания в своей школе мной была замечена такая тенденция, когда родители испытывают значительные трудности в описании своего ребенка, его личностных особенностей и интересов, и чем старше ребенок, тем сложнее родителю это сделать. Также очень эффективен такой прием в практике родительских собраний, как заранее проведенная анкета с ребятами "Что я хочу сказать родителям, но боюсь". Озвучивание анонимных ответов заставляет задуматься родителей над просьбами или пожеланиями своих детей. Это дает возможность детям быть услышанными их родителями. (Слайд 20).
Всем известен факт, что именно в подростковом возрасте важна эмоциональная и физическая связь с ребенком, когда у ребенка появляется больше трудностей, когда он хочет быть самостоятельным, но ещё не знает как этого добиться. Родители в этот момент либо усиливают контроль, либо ослабеваю. (Слайд 21). Именно родители, их доверительные взаимоотношения с ребенком, помогут им преодолеть кризис возраста. Основная проблема в том, что взрослые зачастую не помогают, а начинают препятствовать ребенку, не понимая его внутренних мотивов. (Слайд 22). Родителям важно научиться понимать мотивы и стремления ребенка, прежде, чем что-то запретить. Если родитель будет знать как и в какой период взросления помочь ребенку, как создать благоприятные условия для развития личности ребенка, ребенок будет испытывать меньше трудностей, у него будут реже возникать личностные трудности, он будет расти самодостаточным, успешным и счастливым человеком. (Слайд 23).
Литература:
1. Статья Бисеновой А.К. "Роль семьи в формировании личности ребенка"/ Работа с родителями.
2. М.Хонекер "Семья как фактор формирования личности подростка", М., 1979г.
3. Ю.П.Азаров "Семейная педагогика", 1985г.
4. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.
5. Воспитатели и родители. Из опыта работы Сост. Л. В. Загик, В.М. Иванова.