kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление содержит конспект и презентацию, которая сопровождает данное выступление, но является индивидуальной. Цель выступления: информирование о влиянии родителей на формирование личности ребенка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, снижение риска суицидальных проявлений среди детей и подростков. Презентация направлена на то, чтобы обратить внимание родителей на основные важные моменты в жизни наших детей, так как возникновение трудностей в основных сферах жизни влекут за собой ряд других, более серьезных, проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал - Взаимоотношения в семье»


Хмельницкая средняя общеобразовательная школа
















Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков.








Вальцева Светлана Анатольевна

Педагог-психолог













2015г.

Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков.



Цели и задачи:

- информирование о влиянии родителей на формирование личности ребенка, повышение психолого-педагогических знаний родителей;

- обратить внимание на первостепенное значение родителей в воспитании детей, указать на основные проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки; показать важность доверительного и доброжелательного общения родителей со своим ребенком;

- организация помощи родителям: развитие умения разбираться в вопросах воспитания своих детей и правильно выстраивать психологический климат семьи; укрепление взаимоотношений между членами семьи; преодоление трудностей во взаимоотношениях со своими детьми и предотвращение конфликтов в семье;

- снижение риска суицидальных проявлений среди детей и подростков;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Ход выступления:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 2.

Мы часто говорим о воспитании ребенка в школе, о том, какие качества педагоги должны привить ребенку и как помочь ребенку в становлении его личности. Но о том, что важную роль играет семья, что, в первую очередь, родители имеют значительное влияние и первостепенное значение в развитии личности ребенка мы говорим значительно реже. (Слайд 3).

Семья – главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. (Слайд 4). Именно в семье закладываются основы личности, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Формирование начинается у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. (Слайд 5).

Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. (Слайд 6). Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего "Я". (Слайд 7).

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях [1]. (Слайд 8).

Родители - первое окружение ребенка. Это авторитетные и значимые для ребенка люди. Близкие люди, которым он доверяет, которым он рассказывает свои самые сокровенные переживания, с которыми он делится впечатлениями о прошедшем дне, радостью или неудачами. Именно от родителей ребенок, в большей степени, ждет одобрения и поддержки. (Слайд 9).

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей [1]. (Слайд 10). Семья представляет собой совокупность условий для благополучного развития, является ключевым элементом оптимального психосоциального формирования ребенка. Но если она представлена в дисфункциональных формах, то она наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, источником возникновения личностных и социальных трудностей у несовершеннолетних. То есть семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. (Слайд 11).

Успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. (Слайд 12). Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. (Слайд 13).

Благоприятные взаимоотношения в семье решают многие проблемы: повышают уверенность ребенка в себе, своих способностях и возможностях; формируют устойчивый эмоциональный фон; способствуют приобретению навыков и умения выстраивать взаимоотношения ребенка с окружающими, прививают положительные нравственные качества и формируют личностные качества ребенка. (Слайд 14).

К сожалению, некоторые семьи не всегда выполняют свои функции. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, как выстроить воспитательную линию через родительские собрания, на консультациях у психолога. (Слайд 15).

Если раньше родительские собрания проходили в форме лекций и рассказов о воспитании детей, где родители прослушивали информацию и мало что брали на заметку, то сейчас очень важен переход на проведение родительских собраний в тренинговой (игровой) форме. (Слайд 16).

В нашей школе подобные собрания-практикумы начали приобретать значительную актуальность. Такая форма проведения более интересна как для родителей, так и для педагога, психолога. Так же такая форма очень информативна для педагога или психолога, когда можно увидеть взаимоотношения, которые присущи той или иной семье, в каких взаимоотношениях ребенок с родителями и какими линиями воспитания руководствуется родитель в воспитании своего ребенка. Это также позволяет психологу заметить и проработать какие-либо моменты, дать правильные и своевременные рекомендации и оказать дифференцированный подход к развитию личности каждого ребёнка. (Слайд 17). Родители, проигрывая ситуации самостоятельно, выполняя различные упражнения проживают это и начинают задумываться над многими моментами в воспитании своих детей и взаимоотношений с ними. Многие упражнения направлены на логическое мышление, что позволяет самим родителям развиваться, повышать свою самооценку и личностно расти. (Слайд 18). В данное время на интернет - порталах имеется большое количество разработанных родительских собраний, в которых чередуются мини-лекции и практические упражнения. Очень важно соотношение темы собрания с правильно подобранными практическими заданиями, которые преподнесут родителям и информацию об особенностях воспитания детей и позволят проработать некоторые моменты, прочувствовать их и наглядно их увидеть. (Слайд 19).

Проводя подобные родительские собрания в своей школе мной была замечена такая тенденция, когда родители испытывают значительные трудности в описании своего ребенка, его личностных особенностей и интересов, и чем старше ребенок, тем сложнее родителю это сделать. Также очень эффективен такой прием в практике родительских собраний, как заранее проведенная анкета с ребятами "Что я хочу сказать родителям, но боюсь". Озвучивание анонимных ответов заставляет задуматься родителей над просьбами или пожеланиями своих детей. Это дает возможность детям быть услышанными их родителями. (Слайд 20).

Всем известен факт, что именно в подростковом возрасте важна эмоциональная и физическая связь с ребенком, когда у ребенка появляется больше трудностей, когда он хочет быть самостоятельным, но ещё не знает как этого добиться. Родители в этот момент либо усиливают контроль, либо ослабеваю. (Слайд 21). Именно родители, их доверительные взаимоотношения с ребенком, помогут им преодолеть кризис возраста. Основная проблема в том, что взрослые зачастую не помогают, а начинают препятствовать ребенку, не понимая его внутренних мотивов. (Слайд 22). Родителям важно научиться понимать мотивы и стремления ребенка, прежде, чем что-то запретить. Если родитель будет знать как и в какой период взросления помочь ребенку, как создать благоприятные условия для развития личности ребенка, ребенок будет испытывать меньше трудностей, у него будут реже возникать личностные трудности, он будет расти самодостаточным, успешным и счастливым человеком. (Слайд 23).





































Литература:

1. Статья Бисеновой А.К. "Роль семьи в формировании личности ребенка"/ Работа с родителями.

2. М.Хонекер "Семья как фактор формирования личности подростка", М., 1979г.

3. Ю.П.Азаров "Семейная педагогика", 1985г.

4. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

5. Воспитатели и родители. Из опыта работы Сост. Л. В. Загик, В.М. Иванова.











Просмотр содержимого презентации
«Взаимоотношения в семье (смеш.)»

« Отбасындағы қарым-қатынас балалар мен жасөспірімдер арасында тұлғалық қиыншылықтардың туындауының алдын алу факторы ретінде ».   «Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков».  Павлодар облысы  Шарбақты ауданы  Хмельницкий ЖОМ-нің  педагог –психологы  Вальцева Светлана Анатольевна

« Отбасындағы қарым-қатынас балалар мен жасөспірімдер арасында тұлғалық қиыншылықтардың туындауының алдын алу факторы ретінде ».

«Взаимоотношения в семье как фактор профилактики возникновения личностных трудностей у детей и подростков».

Павлодар облысы Шарбақты ауданы Хмельницкий ЖОМ-нің педагог –психологы

Вальцева Светлана Анатольевна

Ата-аналар мен балалар арасындағы түсініспеушілік бірқатар мәселелерге әкеледі: Балалардың ата-аналарға сенбеуі  баланың тұйықтығы; Тиымдар, талаптар, бұйрықтар  жанжал, араздасу, реніш; Түсіністіктің жоқтығы  жабырқаңқылық, үйден кету.

Ата-аналар мен балалар арасындағы түсініспеушілік бірқатар мәселелерге әкеледі:

  • Балалардың ата-аналарға сенбеуі

баланың тұйықтығы;

  • Тиымдар, талаптар, бұйрықтар

жанжал, араздасу, реніш;

  • Түсіністіктің жоқтығы

жабырқаңқылық, үйден кету.

Непонимание между родителями и детьми ведёт к ряду проблем: Недоверие детей к родителям  закрытость ребенка; Запреты, требования, указы  конфликты, ссоры, обиды; Отсутствие взаимопонимания  подавленность, уход из дома.

Непонимание между родителями и детьми ведёт к ряду проблем:

  • Недоверие детей к родителям

закрытость ребенка;

  • Запреты, требования, указы

конфликты, ссоры, обиды;

  • Отсутствие взаимопонимания

подавленность, уход из дома.

Ата-аналар мен балалардың түсініспеушілігіне әкелетін себептер:

Ата-аналар мен балалардың түсініспеушілігіне әкелетін себептер:

  • Ата-аналардың балалары үшін мөлшерден тыс қорқынышы;
  • Ата-аналардың балаларға мөлшерден тыс қамқорлығы;
  • Бала пікірін құрметтемеу;
  • Қажетті мөлшерде балаға назар бөлмеу;
  • Сенімді қарым-қатынастың жоқтығы;
  • Балаға қойылатын талаптардың тым жоғарылығы;
  • Мәжбүрленген мүдделер, жас мөлшеріне сай келмейтін мүдделер және т.б.
Причины, приводящие к недопонимаю между родителями и детьми:

Причины, приводящие к недопонимаю между родителями и детьми:

  • Излишний страх родителей за ребенка;
  • Излишняя забота родителей о своих детях;
  • Неуважение к мнению ребенка;
  • Недостаточное проявление внимания ребенку;
  • Отсутствие доверительных отношений;
  • Завышенные требования, предъявляемые ребенку;
  • Навязанные интересы, интересы не соответствующие возрасту и другое.
Келесі мәселелер жөнінде ата-аналар қаншалықты жиі ойланады:

Келесі мәселелер жөнінде ата-аналар қаншалықты жиі ойланады:

  • Өз баласымен қаншалықты жиі ашық әңгімелесесіз?
  • Ата—аналар мен балалардың ортақ қызығушылықтары бар ма?
  • Ата-аналары балаларымен ортақ , оған қызықты іспен қаншалықты жиі айналысады?
  • Бала өз құпиясын сеніп, бөлісе ала ма?
  • Ата-аналар өз балаларымен арасындағы қатынасты сенімді әрі игілікті дей ала ма?
  • Қиын сәттерде бала ата-аналарын көмек көрсетуге өтіне ме?
Как часто родители задумываются:

Как часто родители задумываются:

  • Как давно они разговаривали со своим ребенком по душам?
  • Есть ли у родителей общие с ребенком интересы?
  • Как часто родители с ребенком заняты общим, интересным для него делом?
  • Может ли ребенок доверить свой секрет?
  • Могут ли родители назвать свои взаимоотношения с ребенком доверительны-ми и доброжелательными?
  • Обращается ли ребенок к родителям за помощью в трудные для него минуты?
Жанұяда келесідей жағдайлар қаншалықты жиі болады:

Жанұяда келесідей жағдайлар қаншалықты жиі болады:

  • - Анашым, бірге ойнайықшы... - Ой, мен шаршап тұрмын, мүмкін ертең ойнармыз!
  • - Анашым, салған суретімді қарашы... - Көріп тұрсың ба, мен бос емеспін, кейін!
  • - Әке, көмектесші... - Қолым бос емес!
  • - Анашым келші, саған көрсетейін... - Тағы не! Мен шаршадым...
  • - Достарымды қонаққа шақырайыншы? – Бұның не? Жинауды ұнатпайсың, ал достарыңды шақырғың келеді! Сендерден кейін менің жинауыма тура келеді?
  • Және т.б.
Как часто в семье происходят подобные ситуации: - Мам, давай вместе поиграем... - Ой, я так устала, давай завтра! - Мам, посмотри что я нарисовал... - Видишь я занята, давай потом! - Папа, помоги сделать... - Я занят! - Мама иди сюда, я хочу тебе показать... - Ну что там ещё! Я так устала... - Можно я позову друзей в гости? - Ты что? Убирать ты не хочешь, а друзей приглашаешь! Потом мне убирать после вас? И т.п.

Как часто в семье происходят подобные ситуации:

  • - Мам, давай вместе поиграем... - Ой, я так устала, давай завтра!
  • - Мам, посмотри что я нарисовал... - Видишь я занята, давай потом!
  • - Папа, помоги сделать... - Я занят!
  • - Мама иди сюда, я хочу тебе показать... - Ну что там ещё! Я так устала...
  • - Можно я позову друзей в гости? - Ты что? Убирать ты не хочешь, а друзей приглашаешь! Потом мне убирать после вас?
  • И т.п.

Балаларымыздың жас мөлшерінің ерекшеліктерін, қызығушылықтары мен қажеттіліктерін ескеру маңызды!  Важно научиться учитывать возрастные особенности, интересы и потребности наших детей!

Балаларымыздың жас мөлшерінің ерекшеліктерін, қызығушылықтары мен қажеттіліктерін ескеру маңызды!

Важно научиться учитывать возрастные особенности, интересы и потребности наших детей!

Балалардың жас ерекшеліктерін ескеру: Учет возрастных особенностей детей:

Балалардың жас ерекшеліктерін ескеру:

Учет возрастных особенностей детей:

Балалардың жас ерекшеліктерін ескеру: Учет возрастных особенностей детей:

Балалардың жас ерекшеліктерін ескеру:

Учет возрастных особенностей детей:

Ата-аналардың балалары үшін дос болуы маңызды! Родителям важно стать для ребенка другом!

Ата-аналардың балалары үшін дос болуы маңызды!

Родителям важно стать для ребенка другом!

Балаңызға шыдамды болыңыз! Быть терпимее к ребенку!

Балаңызға шыдамды болыңыз!

Быть терпимее к ребенку!

Баланың өзін өзі бағалауы – балалар мен жасөспірімдерде тұлғалық қиыншылықтардың туындауына кедергі болатын негізгі факторлардың бірі! Самооценка ребёнка – один из основных факторов, препятствующих возникновению личностных трудностей у детей и подростков!

Баланың өзін өзі бағалауы – балалар мен жасөспірімдерде тұлғалық қиыншылықтардың туындауына кедергі болатын негізгі факторлардың бірі!

Самооценка ребёнка – один из основных факторов, препятствующих возникновению личностных трудностей у детей и подростков!

Әр бала – ерекше, өзгелерге ұқсамайды!!!  Біздің басты міндетіміз оның «ерекшелігін» аңғарып, жеке тұлға ретінде дамуына көмектесу! Каждый ребёнок особенный – не такой, как все!!!  В наших силах своевременно заметить его «изюминку» и помочь в развитии его индивидуальности!

Әр бала – ерекше, өзгелерге ұқсамайды!!! Біздің басты міндетіміз оның «ерекшелігін» аңғарып, жеке тұлға ретінде дамуына көмектесу!

Каждый ребёнок особенный – не такой, как все!!! В наших силах своевременно заметить его «изюминку» и помочь в развитии его индивидуальности!

Әр адам қарапайым нәрселерге қуанып, бақытты болуды қалайды!!! Егер ересек адамдар өз қиындықтарын оңай игерсе, бұған балалардың көбінесе күші жетпейді… Каждый хочет радоваться простым вещам и быть счастливым!!! Если взрослый в силах справиться со своими трудностями, то ребёнок часто не может этого сделать…

Әр адам қарапайым нәрселерге қуанып, бақытты болуды қалайды!!! Егер ересек адамдар өз қиындықтарын оңай игерсе, бұған балалардың көбінесе күші жетпейді…

Каждый хочет радоваться простым вещам и быть счастливым!!! Если взрослый в силах справиться со своими трудностями, то ребёнок часто не может этого сделать…

Біз үшін қолдау, махаббат, назар және қамқорлық көрсету қиын емес, ал бала үшін бұл өте маңызды!!! Нам не трудно проявить поддержку, любовь, внимание и заботу, а для ребенка это очень важно!!!

Біз үшін қолдау, махаббат, назар және қамқорлық көрсету қиын емес, ал бала үшін бұл өте маңызды!!!

Нам не трудно проявить поддержку, любовь, внимание и заботу, а для ребенка это очень важно!!!

Қиын сәттерде бала үшін ата-анасының болуы өте маңызды… В трудные моменты ребенку важно знать, что у него есть мы…

Қиын сәттерде бала үшін ата-анасының болуы өте маңызды…

В трудные моменты ребенку важно знать, что у него есть мы…

Олар біздің қолдауымызға зәру!!!! Они рассчитывают на нас!!!!

Олар біздің қолдауымызға зәру!!!!

Они рассчитывают на нас!!!!

Себебі, әр адам бақытты болуды қалайды!!! Ведь каждый из нас мечтает быть счастливым!!!

Себебі, әр адам бақытты болуды қалайды!!!

Ведь каждый из нас мечтает быть счастливым!!!

Бақытты балалар– бақытты отбасы! Счастливые дети – счастливая семья!

Бақытты балалар– бақытты отбасы!

Счастливые дети – счастливая семья!

Бақытты отбасы – айналадағылар үшін үлгі! Счастливая семья – пример для окружающих! Назарларыңыз үшін рахмет! Спасибо за внимание!

Бақытты отбасы – айналадағылар үшін үлгі!

Счастливая семья – пример для окружающих!

Назарларыңыз үшін рахмет!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вальцева Светлана Анатольевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Профилактика негативных проявлений в детской среде."
    ["seo_title"] => string(52) "profilaktika_negativnykh_proiavlenii_v_detskoi_srede"
    ["file_id"] => string(6) "578122"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1618348080"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде "
    ["seo_title"] => string(62) "profilaktika-dieviantnogho-poviedieniia-v-molodiozhnoi-sriedie"
    ["file_id"] => string(6) "172133"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423760032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства