kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрастные различия в агрессивном речевом поведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном реферате классифицированы возрастные различия агрессивного поведения подростков.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные различия в агрессивном речевом поведении»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

















РЕФЕРАТ

Возрастные различия в агрессивном речевом поведении




Выполнил:

Студент группы 4.059.2.15

Направления «Филология»

Очной формы обучения

Личная И.А.


Проверил:

Канд. филол. наук, доц. Лаппо М. А.











Новосибирск, 2016





Понятие агрессии

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В Психологическом словаре дается следующее определение агрессии: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [Зинченко 1996: 35].

Иными словами агрессия – это поведение, направленное на нанесение вреда, вызванное какими-либо мотивами.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния.

Структура агрессии

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Н. Д. Левитов [1964], С.Н. Ениколопов [2002]:

Структура агрессивного проявления

По направленности:

Агрессия, направленная вовне;

Аутоагрессия - направленная на себя.

По цели:

Интеллектуальная агрессия;

Враждебная агрессия;

По методу выражения:

Физическая агрессия;

Вербальная агрессия (или речевая агрессия).

По степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

По наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная агрессия.


Речевая агрессия

Речевая агрессия, чрезвычайно распространенная сегодня в различных видах общения, является серьезным препятствием па пути к эффективной коммуникации. Термин "речевая агрессия" в современных лингвистических и психологических исследованиях употребляется применительно к разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации участников коммуникативного акта, ситуациям проявления, формам словесного воплощения и целям, которые преследуют собеседники. В. Ю. Апресян в работе «Имплицитная агрессия в языке» так определяет термин: «Под «языковой агрессией» понимаются все типы негативного или критического отношения говорящего к адресату, выраженные при помощи языковых средств». В словаре «Культура русской речи» указано следующее определение: «Речевая (языковая, вербальная) агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом» [Апресян 2003: 34].

В самом общем виде под речевой агрессией понимают: 1) грубое, оскорбительное, обидное общение и 2) словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке. Агрессивные намерения скрыто или косвенно могут выражаться в разнообразных формах: от ерничества и брани до доносов и сплетен.

Ю. В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:

- по интенсивности: слабые ("стертые", "размытые") и сильные ("максимальные", "предельные");

- по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;

- по способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;

- по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная) [Щербинина 2004: 56].

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [Аликина 2002: 67].

Рассмотрим некоторые особенности агрессивного речевого поведения некоторых возрастных групп.

Речевая агрессия детей дошкольного и младшего школьного возраста

В последнее время существенно возрос интерес именно к детской агрессии. Однако если раньше тревожили в большей степени ее физические проявления (ребенок дерется, толкается, кусается, щипается, портит вещи), то в настоящее время настороженность вызывает именно агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается).

Ю. В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей:

У детей первого типа агрессивность приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.

Второй - гораздо более многочисленный - тип детей использует речевую агрессию преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты) [Щербинина 2008: 234].

Речь детей школьного возраста отмечена самыми разными типами агрессивных высказываний:

Оскорбления - слова и выражения, содержащие обидную характеристику адресата. Прибегая к оскорблениям школьники чаще всего просто воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей.

Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «безбашенный», «сбежал из психушки», «сорвало крышу»). Именно детские оскорбления, часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников (например, «малявка», «коротышка», «козявка», «червяк», «сопляк», «салага»).

В речи детей проявляются «обзывательства», направленные на осуждение действий, поступков, противоречащих кодексу поведения в детской среде (например, «рева-корова», «ябеда-корябеда», «жадина – говядина», «воображала – хвост поджала»).

Враждебные замечания - отрицательные суждения о собеседнике, выражения негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом. Содержание такого замечания сводится к словесному обозначению агрессивной позиции (например, «Ненавижу тебя!»; «Твое присутствие мне противно!»; «Ты меня бесишь!»; «Как вы меня достали!»).

Насмешка - колкость, шпилька, издевка, язвительное замечание - так можно определить насмешку. Она предполагает не только преднамеренность и целенаправленность речевого воздействия, но и искусность воплощения, особую словесную изощренность, этим она отличается от оскорбления (например, «дурак» (оскорбление) - «твоя башка, как у Винни-Пуха»- аналогичная по смыслу насмешка «голова, набитая опилками»).

Грубое требование – воплощает намерение ребенка избавиться от адресата (например, «Пошел вон отсюда!») или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах (например, «Быстро освободил мое место за столом!»).

Агрессивный протест, возражение, отказ. Грубым требованиям противостоят агрессивные протесты, возражения и отказы (например, «Сколько можно повторять одно и то же!!!», «Сами убирайте эти дурацкие игрушки!», «Ни за что не стану есть твою гадкую кашу!»).

Угроза (запугивание, устрашение). Для детских угроз характерно наличие обещаний каких- либо действий со стороны третьих лиц (например, « Если не уступишь место, тебя побьют мои друзья», «… то мои родители пожалуются твоим»). Особенностью детских угроз является то, что дети угрожают «просто так», испытывая неприязнь к самой личности адресата.

Упрёк, обвинение. Многие дети склонны к упрекам, обвинениям (например, «Ты меня не любишь!»; «Это вы во всем виноваты!»; «Они все плохие!»).

Жалоба - предполагает «переадресацию наказания» полномочному или влиятельному лицу (более старшему, сильному, опытному и т. д.) Агрессивное содержание подобных высказываний можно разделить на следующие составляющие:

-сообщение неизвестной адресату информации о действиях, словах, поступках обидчика (например, «А Петька меня обозвал!»; «Знаете, Марина грозится не дружить со мной!»);

-выражение отрицательной оценки излагаемой информации - демонстрация неудовольствия по поводу действий (слов, поступков) обидчика (например, «Я на него обиделась!»; «Сколько можно терпеть!»);

-побуждение к воздействию на обидчика - замечание, выговор, наказание (например, «А скажите ему...»; «Накажи его!»; «Пусть он больше не обзывается!») [Щербинина 2008: 145].

Речевая агрессия детей подросткового возраста

Согласно предложенной А. Н. Леонтьевым классификации, можно гипотетически предположить, что основными мотивами проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут мотивы, связанные со следующими потребностями детей:

-потребность в самореализации: возможная экспансия в чужое личностное пространство; стремление к достижению целей через ущемление интересов другого человека, нанесение вреда другим участникам ситуации общения и т. п.;

-потребность в самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др.; -

-потребность в самозащите: стремление оградить себя от вербальной агрессии со стороны других участников речевой ситуации — осмеяния, унижения и т. п. [Леонтьев 1974: 93].

В. И. Жельвис выделяет «желание понизить социальный статус адресата»; «стремление понизить его уровень самооценки»; «попытку нанести моральный урон»; «повышение своей самооценки (или демонстрация силы)"; «желание добиться изменения поведения адресата». [Жельвис 1997: 272]. Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Стремление подростка привлечь к себе внимание сверстников, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. В качестве мотивов нарушения подростками норм общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением. Не менее насыщено проблемами и общение подростков со взрослыми. Один из источников этих проблем — непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п. Мы знаем, что ведущим мотивом деятельности в подростковом возрасте становится — стремление к независимости. Часто используются внешние, демонстративные формы отстаивания своей независимости, например, такие, как дерзость в общении. Сам факт дерзости становится символом его личной свободы, некой взрослости. Проявление дерзости может осуществляться не только в тоне и содержании речи, но и в использовании характерных для них речевых единиц, которыми нередко оказываются именно бранные слова. Во-первых, очень распространена практика «двойного стандарта». Родители разговаривают с подростком грубо, постоянно кричат, используют обидные и унижающие реплики («ничего не понимаешь!»; «ты тупой?»). Но при этом строго наказывают ребенка за попытки отвечать в той же манере, заявляя: «Да, нам можно, а тебе нельзя!». Так взрослые иногда и не осознают собственной вербальной агрессии и удивляются: «Как он может? Мы ему слово, а он нам десять!». Делая акцент на грубость ребенка, не замечают, что сами подают ему пример оскорбительного агрессивного поведения. Во-вторых, родители иногда сознательно, но и иногда сами того не понимая дают ребенку понять, что словесная агрессия вполне допустима, в какой-то мере разрешая ее и в тот же момент запрещая: дома со взрослыми — нельзя, а с друзьями и одноклассниками, на улице — можно. В-третьих, родители сами того не замечая, буквально подталкивают подростка на словесную атаку — допросами, подозрительно-обвинительными суждениями и постоянными замечаниями: Ты опять… ты вечно… у тебя всегда…чего от тебя ждать…». В результате бурная ответная реакция и вал дерзости: «Сами…! Отстаньте! Отвяжитесь!» [Волков 2002: 48]. Всплеск негативных эмоций и переживаний — характерная, но далеко не единственная причина вербальной агрессии подростка. Мы сталкиваемся с тем, что, подростковая речевая субкультура очень груба и для них характерна способность «огрызаться». Всякий ребенок, а в частности, подросток, рано или поздно сталкивается с враждебным настроем, оскорблениями в ходе коммуникативного акта и отвечает ему тем же. В этом и заключается сущность обороны, своеобразной защиты, исходящей от подростка. На наш взгляд еще интересна причина речевой агрессии — самоутверждение. Часто встречаются подростки, которые не научены конструктивно решать проблемы общения, часто используют грубость, угрозы, насмешки, для того чтобы самоутвердиться за счет адресата. У подростка начинается формироваться особое, своеобразное сознание — «быть не как все» и корпоративное — «быть подобно своим». Именно поэтому создается специфическая лексика подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни, способствующая полноценной социализации их в обществе.

Речевая агрессия в юношеском и зрелом возрасте

Проявление вербальной агрессии в юношеском возрасте связано с психологическим приобретением ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он не осознает собственных психических состояний. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей опыта, средоточием которого является он сам. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, для того чтобы услышать свой внутренний голос.

За основу отклоняющегося поведения молодежи Г. Паренс берет кризис в отношениях общества и молодого поколения и выделяет такие приметы этого кризиса, как:

Отчуждение. Многие молодые люди чувствуют себя чужими в мире взрослых, они категорически отвергают все, что им предлагается старшим поколением, создавая субкультурные группы со своими правилами и нормами, которые устраивают членов этих групп. Во многих из существующих субкультур, человеческая жизнь не обладает большим приоритетом, формируется не традиционное отношение подрастающего поколения к ней. Кроме того в таких коллективах, как правило, очень сплоченных, ответственность групповая, это влечет то, что каждый конкретный человек не отвечает за свои поступки, а за них отвечает вся группа, вследствие чего индивид легче переступает рамки дозволенного. Так же очень важна степень одиночества молодого человека, если эта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт самосохранения и угасает чувство сострадания к ближнему.

Массовость. В современном обществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемых предыдущими поколениями.

Неблагополучие благополучных. Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает проблемы ни родителям, ни школе. Но он, также как и все его сверстники, разочаровывается в окружающих его людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и, что они делают на самом деле. «Если такой человек сам не становится проблемным, то создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастают его дети» [Паренс 1997: 24].

Растерянные взрослые. Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания, которая была бы убедительна для достаточного числа людей и могла стать основой конструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики» [Паренс 1997: 25].

У взрослых людей проявления агрессивного речевого поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями. По мнению В.И. Андреева, во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации [Андреев 1995: 76]. Что касается агрессии «нормальных» (то есть не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

Согласно современному американскому психологу П. Эвансу существуют определенные «категории вербальной агрессии» в речи взрослых людей [Эванс 2004: 10]. К ним относятся: 

-Замкнутость. Агрессор, использующий данную стратегию, отказывается слушать своего партнера, отрицает его переживания, отказывается делиться своими мыслями и переживаниями, проявляет сдержанность в словах и действиях.

- Блокировка. Основная цель блокировки - остановить обсуждение, прекратить общение и скрыть информацию.

- Стремление возражать. Поскольку для агрессора партнер - это враг, точка зрения, не совпадающая с собственной, является неверной. Практически на любое утверждение агрессор будет возражать. В данной категории четко разделяются ментальные схемы «свой мир - чужой мир».

Вербальная агрессия – сложное и многоаспектное явление речи, которое, будучи до сих пор недостаточно исследованным в отечественной науке и на российском речевом материале, широко распространено в современном обществе и особенно в детской и подростковой речевой среде. Возникая на разных уровнях речевого взаимодействия, словесная агрессия представляет реальную угрозу осуществлению полноценных коммуникативных контактов, нарушает гармонию общения, препятствует эффективному учебно-воспитательному процессу.













Список литературы

  1. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140 с.

  2. Андреев В. И. Конфликтология. – М.: 1995. – 345 с.

  3. Апресян В.Ю. Имплицитная агрессия в языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Тр. Междунар. конференции «Диалог 2003». – М.: 2003. – 35 с.

  4.  Волков Б. С. Психология подростка. – М.: 2002. – 160 с. 

  5. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.:2002. – 127 с.

  6. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. – М.: 1997. – 453 с.

  7. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.:1964. – 167 с.

  8. Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. – М.: 1974. – 245 с.

  9. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: 1997. – 160с.

  10. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. – 637 с.

  11. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия в школе и способы её преодоления. – М.:2004 – 234 с.

  12. Эванс П. Как справиться с вербальной агрессией. – М.: 2004. – 140 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Возрастные различия в агрессивном речевом поведении

Автор: Личная Ирина Анатольевна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430406

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства