kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития у детей произвольного внимания, восприятия, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов, осмысленного запоминания и припоминания, связной речи, творческого воображения.

Дидактическая игра является важнейшим средством интеллектуального развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе»

«Возможности дидактической игры в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».


Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития у детей произвольного внимания, восприятия, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов, осмысленного запоминания и припоминания, связной речи, творческого воображения.

Дидактическая игра является важнейшим средством интеллектуального развития дошкольников.

Результаты педагогических и психологических исследований (Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) позволили доказать, что формирование психических процессов и качеств в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивно в игре, являющейся ведущим видом деятельности.

Настольно-печатные игры, предлагаемые детям подготовительной группы, разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Задача старших дошкольников усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна машина легковая, другая- грузовая). Необходимо предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В работе с детьми подготовительной группы я использую лото («Зоологическое лото», «Ботаническое лото» и т.д.). Эти игры уточняют знания детей о различных предметах окружающего социального мира, родной природы. Разрезные картинки, складные кубики, пазлы способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Увлекательные игры в шахматы, шашки, а также ребусы, кроссворды должны находить должное место в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Они не только формируют усидчивость, но и способствуют развитию мыслительной активности, произвольной памяти.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Бондаренко А.К. предлагает следующие виды дидактических игр для старших дошкольников:

  • Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов и явлений: «Отгадай-ка», «Радио»;

  • Игры, воспитывающие умение сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения: «Кто больше заметит нелепиц?», «Похожи - не похожи?»;

  • Игры, развивающие быстроту и гибкость мышления: «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Бывает – не бывает», «Когда это бывает?».

Словесные игры развивают у детей внимание, фонематическое восприятие, быстроту реакции, речь, умение анализировать, описывать.

Использую в работе с детьми и новые виды словесных игр, разработанные А.И. Сорокиной:

  • Игры – предположения «Что бы я сделал, если бы стал волшебником?», «Что было бы, если вдруг погасло электричество?»;

  • Игры – беседы «Что за чем наступает?», «Так у нас, а у вас?»;

  • Игры – путешествия «Экспедиция в Африку»; «Летим в космос».

  • Игры- загадки.

Таким образом, использование дидактических игр в обучении и воспитании старших дошкольников способствует их интеллектуальному развитию. Следовательно, дидактическая игра является средством формирования элементов интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведению и анализ.

В подготовку дидактической игры входят:

  • Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний развития сенсорных способностей, активизация психологических процессов ( память, внимание, мышление, речь);

  • Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);

  • Выбор места для игры, где дети могут свободно играть, не мешая другим;

  • Определение количества играющих( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально )

  • Подготовка к игре самого воспитателя; он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

  • Подготовка к игре детей; обогащение их знаниями, представления о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

  • Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают);

  • Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

  • Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием,);

  • Подведение итогов игры.

Играющим игра должна приносить моральное и интеллектуальное удовлетворение. С этой целью необходимо особо чествовать победителя игры:

Ребёнок - победитель получает приз. Это может значок, открытка, флажок;

Рекомендуется организовать для победителя небольшой концерт из ранее выученных на занятиях стихотворений и песен;

Ребенок – победитель игры может быть назначен в качестве поощрения ведущим и в других видах игр;

Родителям победившего ребенка рекомендуется сообщать о интеллектуальных способностях и успехах их ребенка.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе

Автор: Марухнич Ирина Владимировна

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_nied"
    ["file_id"] => string(6) "359149"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217662"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_1"
    ["file_id"] => string(6) "359150"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217665"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_2"
    ["file_id"] => string(6) "359151"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217668"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(44) "didaktichieskiie-igry-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217467"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433353969"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства