Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе
Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития у детей произвольного внимания, восприятия, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов, осмысленного запоминания и припоминания, связной речи, творческого воображения.
Дидактическая игра является важнейшим средством интеллектуального развития дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности дидактической игры при подготовке детей к школе»
«Возможности дидактической игры в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития у детей произвольного внимания, восприятия, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов, осмысленного запоминания и припоминания, связной речи, творческого воображения.
Дидактическая игра является важнейшим средством интеллектуального развития дошкольников.
Результаты педагогических и психологических исследований (Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) позволили доказать, что формирование психических процессов и качеств в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивно в игре, являющейся ведущим видом деятельности.
Настольно-печатные игры, предлагаемые детям подготовительной группы, разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Задача старших дошкольников усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна машина легковая, другая- грузовая). Необходимо предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
В работе с детьми подготовительной группы я использую лото («Зоологическое лото», «Ботаническое лото» и т.д.). Эти игры уточняют знания детей о различных предметах окружающего социального мира, родной природы. Разрезные картинки, складные кубики, пазлы способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Увлекательные игры в шахматы, шашки, а также ребусы, кроссворды должны находить должное место в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Они не только формируют усидчивость, но и способствуют развитию мыслительной активности, произвольной памяти.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Бондаренко А.К. предлагает следующие виды дидактических игр для старших дошкольников:
Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов и явлений: «Отгадай-ка», «Радио»;
Игры, воспитывающие умение сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения: «Кто больше заметит нелепиц?», «Похожи - не похожи?»;
Игры, развивающие быстроту и гибкость мышления: «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Бывает – не бывает», «Когда это бывает?».
Словесные игры развивают у детей внимание, фонематическое восприятие, быстроту реакции, речь, умение анализировать, описывать.
Использую в работе с детьми и новые виды словесных игр, разработанные А.И. Сорокиной:
Игры – предположения «Что бы я сделал, если бы стал волшебником?», «Что было бы, если вдруг погасло электричество?»;
Игры – беседы «Что за чем наступает?», «Так у нас, а у вас?»;
Игры – путешествия «Экспедиция в Африку»; «Летим в космос».
Игры- загадки.
Таким образом, использование дидактических игр в обучении и воспитании старших дошкольников способствует их интеллектуальному развитию. Следовательно, дидактическая игра является средством формирования элементов интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведению и анализ.
В подготовку дидактической игры входят:
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний развития сенсорных способностей, активизация психологических процессов ( память, внимание, мышление, речь);
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);
Выбор места для игры, где дети могут свободно играть, не мешая другим;
Определение количества играющих( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально )
Подготовка к игре самого воспитателя; он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
Подготовка к игре детей; обогащение их знаниями, представления о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают);
Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием,);
Подведение итогов игры.
Играющим игра должна приносить моральное и интеллектуальное удовлетворение. С этой целью необходимо особо чествовать победителя игры:
Ребёнок - победитель получает приз. Это может значок, открытка, флажок;
Рекомендуется организовать для победителя небольшой концерт из ранее выученных на занятиях стихотворений и песен;
Ребенок – победитель игры может быть назначен в качестве поощрения ведущим и в других видах игр;
Родителям победившего ребенка рекомендуется сообщать о интеллектуальных способностях и успехах их ребенка.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.