«Учимся понимать своих детей». Тренинговое занятие для родителей первоклассников
«Учимся понимать своих детей». Тренинговое занятие для родителей первоклассников
Материал подготовлен для практической работы психологов с родителями первоклассников. Работа с родителями является одной из важных во время адаптации первоклассников в школе. ведь учиться начинают не только дети, но и их родители. В работе много полезного как в психологическом плане, так и в практическом. проведите данное занятие, и вы поймете, как легче стало общаться с детьми и родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Учимся понимать своих детей». Тренинговое занятие для родителей первоклассников »
Тренинговое занятие для родителей
Тема: Учимся понимать своих детей
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Содержание:
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
формирование нового типа отношений равноправия и партнерства
продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
стимулирование общения с родителями и другими участниками группы
«Первичный кодекс группы»:
предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Ход работы:
Вступление
Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?
Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.
Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.
Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы
Работа с залом. Психологический настрой
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть семья
Встаньте, пожалуйста, те, кто любит свою семью
Встаньте пожалуйста, те, у кого .... есть дети
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть дочь
Встаньте, пожалуйста, те, у кого .... есть сын
Встаньте, пожалуйста, те, у кого дети первоклассники
Встаньте, пожалуйста, те, кому интересна сегодняшняя тема – воспитание детей.
Игра «Пойми меня»
Ребенок — это изумление и вера в чудо. Ребенок — это грезы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в то же время — это ревность, зависть, агрессивность, соперничество и обиды.
Ребенок — это слабости и опасения, зависимость и разочарование, капризы, доверчивость и уязвимость, наивность, искренность и доброта. Ребенок — это беззащитность, это... коктейль. Ребенок состоит из компонентов, которые не перечесть, можно лишь только схематично их наметить. Но даже схема с трудом уместится на листе.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем.
Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.
Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.
Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.
Одобрение, благодарность, радость.
Упражнение «Принятие чувств».
Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
Разминка «Всеобщее внимание
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Мозговой штурм «Авторитет»
Упражнение с красными лентами «ЗАПРЕТЫ».
Участвуют родитель и ребенок, которым по очереди завязывают рот, глаза, уши и т.д.
Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:
Руки; Не трогай руками!
Рот: помолчи, закрой рот.
Голова, ум: Что ты 3 часа думаешь? Не умничай. Я лучше знаю, как будет…
Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.
Уши: Никого не слушай, кроме меня
Родитель:
Глаза бы мои тебя не видели
Я ничего не хочу слышать…
Ничего не поделаешь…
Я не могу понять…
Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим утлом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали.
А мы узнали много нового и важного. И надо только теперь точки расставить по местам.
Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей.
За парту садятся ваши дети. Но учиться нужно и вам, уважаемые родители! Учиться быть хорошими родителями.
Неэффективные стратегии
Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские позиции. Очень многим родителям трудно передать ребенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:
-Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался
и вел себя вполне определенным образом.
- Я обязан руководить моим ребенком, а он - следовать моим указаниям.
- Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
- Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
- Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
- Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
- Это моя обязанность - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Чтение хором вместо ДОЛЖЕН - ХОЧУ.
-Я ХОЧУ присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался
и вел себя вполне определенным образом.
- Я ХОЧУруководить моим ребенком, а он - следовать моим указаниям.
- Я ХОЧУ обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
- Если мой ребенок попадет в беду, я ХОЧУ вызволить его из этой беды.
- Я ХОЧУ жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
- Я ХОЧУ быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
- Это МОЕ ЖЕЛАНИЕ - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Завершение . Ритуал прощания
Напоследок я осмелюсь предложить и педагогам и родителям воспользоваться добрым советом:
Через несколько коротких лет малыш вырастет и уйдет в свою собственную жизнь, напоминайте себе об этом, берегите время, которое Вам отведено провести вместе. И вы вырастите счастливого и сильного человека! ( Раздать памятки)
Подводя итог вышесказанному, хочется пожелать каждому родителю, чтобы вы БЕРЕГЛИ СВОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИРОК - СЕМЬЮ. ПУСТЬ В НЕЙ ПОСЕЛЯТСЯ ТОЛЬКО - ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И МИР! И ТОГДА ВАШИ ДЕТИ ВЫРАСТУТ НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖУТ – «У МЕНЯ САМАЯ ЛУЧШАЯ СЕМЬЯ И Я СЧАСТЛИВ!»