Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий ''Взросление''»
АУВО”ВОДЦСРО”Золотой колос”
Программа
“Взросление”
Пояснительная записка
Особенность психологии подростка заключается в появлении “чувства взрослости”, формировании “я-концепции”, критичности мышления, склонности к рефлексии, самоанализу. Трудности связаны с переходом от детства ко взрослости, половым созреванием, сексуальными переживаниями, интересом к противоположному полу.
В своей практике я часто сталкивалась с проблемами взаимоотношений в системе отношений – симпатия, антипатия, влюблённость, отверженность. В основе многих конфликтов – не сформированность образа «Я», в частности у девушек, отсутствие знаний, умений, навыков в формировании отношений с противоположным полом(юношами). Что приводит к часто демонстрируемым лишь агрессивным реакциям, обвинениям, косвенной агрессии, уходу и др. Часто в конфликты “он – она” девушки вовлекают, как можно больше окружающих близких, расширяя тем самым конфликт. Это приводит к негативному психологическому климату в данной группе (коллективе).
Подростки нуждаются в поддержке информационной и эмоциональной со стороны взрослых – педагогов, психологов.
Актуальность программы
Нарушение взаимодействия с окружающими в микросоциуме, проблемы формирования самооценки, ценностных ориентаций, отсутствие в понимании чувств др. людей являются причинами неприемлемых вариантов направленности личности (депрессивной, эгоистичной, самоуничижительной, суицидальной и т.д.)
Социально-педагогическая программа “Взросление” – это оказание помощи подросткам в особо актуальной для них системе отношений “друг-подруга-любимый”.
Она позволяет им выработать продуктивную стратегию взаимодействия, адекватную позицию в вопросах самоориентации и самооценки.
Программа занятий ориентирована на возраст 13-15 лет.
Цель
Формирование умений конструктивного взаимодействия и личностный рост, необходимые в процессе взросления и адаптации к меняющимися формам общения, в процессе взросления, с противоположным полом.
Задачи
- побуждать к самопознанию
- помочь в осознании своей половой принадлежности; своих притязаний в отношениях с противоположным полом; принятие себя, как женщины,
-помочь подросткам(девушкам) осознать особенности “мужского” и “женского” культурных миров, определиться в рамках собственного мира.
-обучить здоровье сберегающим технологиям поведения в стрессовых и пост стрессовых ситуациях.
-углубить представление девушек о любви и дружбе, предостеречь от легкомысленного поверхностного отношения к этим чувствам.
-уметь, осознавать и принимать данные чувства.
Сроки реализации
Программа реализуется в условиях социально-реабилитационного учреждения со сроком пребывания детей 18-21 день. Контингент обновляется каждые 18-21 день. Работа по программе не имеет четких границ реализации. Продолжительность её работы варьируется реализацией отдельных блоков, рассчитанных на 18-21 день. Выбор блока обусловлен актуальностью его темы для конкретно группы подростков(девочек). Определяется актуальность темы на первом вводном занятии с помощью анкетирования или тестирования.
Форма проведения занятий
Групповая форма занятий в режиме тренинговых занятий или занятий с элементами тренинга. Используется для достижения цели и задач занятия мозговой штурм, мотивационная беседа, диспут, дискуссия, проигрывание и анализ проблем ситуаций, анкетирование и тестирование, тренировочные упражнения, мини-лекции, беседы.
Ожидаемые результаты испособы их проверки
Предполагается, что результаты прохождения подростками отдельных блоков программы найдут отражение в следующих сферах: индивидуальных особенностях коммуникативной сферы, Личностном росте, в изменении социально-психологического статуса, которые будут отслеживаться
- педагогическим наблюдением
- анализом результатов тестирования, анкетирования
- результативность каждого занятия с помощью обратной связи (опроса, выявляющего информационный и эмоциональный отклик).
Содержание программы
Блок «Дружба»
Тема
Основные задачи
Вводное занятие
Познакомить с основными задачами программы, выявить актуальность тем для данных подростков
Дружба или привязанность
Выработать вместе с подростками отличительные признаки дружбы от прочих отношений, понимания настоящий ли друг твоя подружка. Отработка навыков поведения в различных проблемных ситуациях
Твои чувства, твои подруги
Формировать образ уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и личности других людей. Уметь распознавать и принимать свои чувства и других людей
Любимый и подруги
Формировать умение видеть ситуацию глазами другого. Проигрывание возможных проблемных ситуаций и навыков поведения в них
Если дружба дала трещину
Дать представление о способах конструктивного поведения в ситуации “разрушенных отношений”, конфликтных отношений. Обучить здоровье сберегающим технологиям поведения в стрессовой и пост стрессовой ситуациях
Блок «Диагноз любовь»
Тема
Основные задачи
Вводное занятие
Познакомить с основными задачами программы; выявить актуальность тем для данных подростков
Любовь на букву «С»
Выработать вместе с подростками отличительные признаки любви от прочих чувств. Отработка и проигрывание наиболее актуальных проблемных ситуаций в отношениях, поведения в только что создающихся отношениях
Какой парень тебе подходит
Помочь подросткам определить свои индивидуальные особенности и притязание. Выработать общие отличительные особенности характеров и типов характеров, представителей противоположного пола; способов адекватного проявления чувства симпатии; поведения на первом свидании.
Любовь без взаимности
Формировать умение видеть ситуацию глазами другого человека. Умение понимать и принимать чувства другого
Как пережить расставание
Формировать навыки конструктивного поведения в ситуации конфликтных отношений или «разрушенных отношений». Обучение здоровье-сберегающим технологиям поведения в стрессовой и пост стрессовой ситуациях
Блок «Я и мой выбор»
Тема
Основные задачи
Вводное занятие
Познакомить с основными задачами программы; выявить актуальность тем для данных подростков
Неповторимость индивидуальности
Формировать позитивный образ “я”. Побуждать к самопознанию, помочь в осознании своей половой принадлежности
Твои чувства. (Твои друзья и твои враги.)
Обучить способам распознавания чувств, их понимания и принятия у себя и других. Обучить способам “безвредной” разрядки и контроля
Защита от жестокого обращения
Формировать умение обращаться за помощью в случаях жестокого обращения; сформировать умение и стремление избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; формировать защитные навыки, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях. Дать информацию о многообразии проявления насилия
Учебно-тематический план.
Тема
Часы
Теоретические
Практические
Вводное занятие
1 академ/ч.
25 мин.
15 мин.
Дружба или привязанность
1 академ/ч.
15 мин.
25 мин.
Твои чувства, твои подруги
1 академ/ч.
20 мин.
20 мин.
Любимый и подруги
1 академ/ч.
15 мин.
25 мин.
Если дружба дала трещину
1 академ/ч.
15 мин.
25 мин.
Любовь на букву «С»
1 академ/ч.
25 мин.
15 мин.
Какой парень тебе подходит
1 академ/ч.
20 мин.
20 мин.
Любовь без взаимности
1 академ/ч.
20 мин.
20 мин.
Как пережить расставание
1 академ/ч.
15 мин.
25 мин.
Неповторимость индивидуальности
1 академ/ч.
15 мин.
25 мин.
Твои чувства. Твои друзья и твои враги
1 академ/ч.
20 мин.
20 мин.
Защита от жестокого обращения
1 академ/ч.
1 академ/ч.
15 мин.
15 мин.
25 мин.
25 мин.
Методическое обеспечение программы.
Тема
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Формы подведения итогов
Вводное занятие
урок с элементами тренинга
мини-лекция, мотивационная беседа, анкетирование
листы, ручки на каждого участника
рефлексия в вербальной форме
Дружба или привязанность
урок с элементами тренинга
беседа, тестирование, мини-лекция, «мозговой штурм», анализ и проигрывание проблемных ситуаций
листы, ручки на каждого участника
рефлексия в вербальной форме
Твои чувства, твои подруги
урок с элементами тренинга
дискуссия, тренировочные упражнения, мини-лекция
рефлексия в вербальной форме
Любимый и подруги
урок с элементами тренинга
мини-лекция, анализ и проигрывание проблемных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссия
рефлексия в вербальной форме
Если дружба дала трещину
урок с элементами тренинга
мини-лекция, тренировочные упражнения, беседа
рефлексия в вербальной форме
Любовь на букву «С»
урок с элементами тренинга
мини-лекция, анализ и проигрывание проблемных ситуаций, «мозговой штурм», мотивационная беседа
рефлексия в вербальной форме
Какой парень тебе подходит
урок с элементами тренинга
тестирование, дискуссия, анализ и проигрывание проблемных ситуаций
листы, ручки на каждого участника
рефлексия в вербальной форме
Любовь без взаимности
урок с элементами тренинга
мини-лекция, тренировочные упражнения, беседа
рефлексия в вербальной форме
Как пережить расставание
урок с элементами тренинга
мини-лекция, тренировочные упражнения, анализ и проигрывание проблемных ситуаций
рефлексия в вербальной форме
Неповторимость индивидуальности
урок с элементами тренинга
дискуссия, мотивационная беседа, тестирование
листы, ручки на каждого участника
рефлексия в вербальной форме
Твои чувства. Твои друзья и твои враги
урок с элементами тренинга
мини-лекция, тренировочные упражнения, анализ проблемных ситуаций
рефлексия в вербальной форме
Защита от жестокого обращения
урок с элементами тренинга
мотивационная беседа, мини-лекция, тренировочные упражнения, анализ проблемных ситуаций, показ видеоматериалов
листы, ручки на каждого участника
рефлексия в вербальной форме
Используемая литература.
Александровская Э.М. “Программа сопровождения подростков в школе” М 2010 г.
Платонов К.К. “Занимательная психология” М 2006 г.
Прихожан А.М. "Психология неудачника. Тренинг уверенности" М 2007 г.