kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг "Стратегия выбора профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг "Стратегия выбора профессии"

Цель: знакомство воспитанников с правилами выбора профессии и умения постановки цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Стратегия выбора профессии"»

Казенное учреждение Омской области

"Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних "Гармония"

Психолог С.В. Громова

Тренинг "Стратегия выбора профессии"

Цель: знакомство воспитанников с правилами выбора профессии и умения постановки цели.

  1. Вводная часть.

Если вы хотите добиться от жизни
чего-то значительного,
недостаточно просто действовать -
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать -
надо еще и верить.

А. Франс

Психолог предлагает воспитанникам проанализировать эпиграф занятия и высказывать собственные мнения и представления.

Упражнение "Визитка"

Детям необходимо придумать название для группы и заполнить «визитную карточку».

В «визитке» вы должны осветить свои наилучшие качества, показать сильные стороны. Время выполнения задания - 5 минут. После выполнения дети представляют свою группу.

  1. Основная часть.

Беседа "Хочу, могу, надо"

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего "Я" реального через "Я" динамическое к "Я" идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того, чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать. Действительно, какой же солдат не мечтает стать генералом, другое дело — как пройти этот путь, и что для этого надо.

Ну, а если у вас сегодняшний день еще не имеет четкого профессионального плана, определяющего пути получения буду­щей профессии, все равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические.

Вы мечтаете. Это значит, что внутри вас постоянно происходит сложная и интенсивная работа по сопоставлению себя с внешним миром. В своих мечтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Высоты, на которые вы добираетесь в своих мечтах, безграничны.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несча­стным. Ответить на вопрос "Кем быть?" фактически означает найти способ реализации собственного "Я". Однако на пути свободного поиска своего "Я" люди сталкиваются с различными неожиданно­стями, препятствиями и сложностями. Связано это с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые ими предъявляются к работникам.

При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализи­ровать и оценить свои возможности, т. е. провести проверку своего "Я" в различных видах деятельности.

Вам предоставлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя урочные занятия в школе, кружках, факультативах.

Параллельно возможен и другой путь поиска себя в профессии: активно собирать и обобщать информацию о различных профессиях и возможностях ее использования применительно к своим интересам и склонностям, способностям, состоянию здоровья и другим индивидуально-личностным качествам. Таким образом, познавая профессии, вы сможете выработать план, позволяющий осуществить профессио­нальные намерения. При составлении профессионального плана полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит - определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве, вы можете получить необходимое образование и специальность.

Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и др.

Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: "хочу", "могу", "надо". Цель его — определить "Чем я хочу заниматься", "Кем я хочу быть".

Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья всегда тесно связаны с "могу". К образу "надо" относятся знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков.

Рациональное соотношение образов "хочу" — "могу" — "на­до" обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.

Интересы и склонности в профессиональном выборе ("хочу")

Интерес - это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности. Потребностное отношение человека к миру обеспечи­вает направленность развития личности, осознанность цели выбора деятельности. Интересы различаются по содержанию, цели, широте, устойчивости. В динамике своего развития они могут перерастать в ск л о н н о с т ь, т.е. устойчивое стремление к определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые результаты труда, но и его содержание, в том числе и предмет.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Как правило, интересы означают "Хочу знать", а склонности — "Хочу делать". Вам, видимо, знакомы люди, которые проявляют склонность к живописи или музыке. Они с удовольствием покупают альбомы по искусству, ходят на выставки и концерты, эмоционально обсуждают особенности стиля того или иного мастера, им известны многие детали и биографиче­ские данные выдающихся деятелей искусства. Однако сами они совершенно не стремятся к деятельности в области живописи или музыки, не посещают занятий в художественных студиях, музыкальных школах. Такое поведение иллюстрирует наличие избирательного интереса, но отсутствие склонностей, так как интерес в первую очередь — свойство личности, а не вещи (книги, кино) или явления (спорт, искусство). Одно дело—интересоваться произведениями искусства, другое — их создавать. Можно- про­являть повышенное любопытство к техническим новинкам автомо­билестроения, но не уметь управлять автомобилем, ремонтировать его.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбо­ра — когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по широте содержания, по устойчивости, по силе, по длительности.

Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу")

В повседневной жизни человеку приходится заниматься самой различной работой. Наблюдая за деятельностью людей, можно обнаружить, что и в труде, и в учебе все они заметно отлича­ются друг от друга по темпу творческого продвижения, а также по значительности и своеобразию достигаемых результатов.

Если такого рода различия обнаруживаются при относительно ровном запасе знаний и навыков, серьезном отношении к делу, то это указывает на особенности психики человека, характеризующие его способности). Наличием хороших способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения знаний и умений. Сравнивая учащихся, преподаватели отмечают, что ученики обладают разными спо­собностями по какому-либо предмету. Это означает, что при равных условиях кто-то быстрее и прочнее, чем другой, усваивает учебный материал. Особенности внимания, памяти, мышления, воображения могут выступать в качестве способностей. Например, быстрота и прочность запоминания играют важную роль в учении и необходимы для очень многих профессий.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельно­сти. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, которые необходимо знать, усваивать и выполнять. Эти особенно­сти называются требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможно­стями, то тогда говорят о профессиональной пригодно­сти человека.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом. Другими словами, профпригодность — это гармония человека и его дела, профессии. Профессиональная пригодность не врожденное качество, она формируется в деятельности. В процессе ее развиваются и формируются профессиональное восприятие, память, мышление и другие качества личности, именно в деятельно­сти складывается определенный стиль поведения человека.

Составляющая профессионального плана "могу" указывает на свойства личности, которые являются потенциальными и актуаль­ными способностями для данной профессии. Их ослабление, неадекватность и невыраженность приводят к ошибочным действи­ям при профессиональном обучении, а в дальнейшем к снижению эффективности трудовой деятельности. "Могу" — личные каче­ства, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность; их еще называют профессионально важными качествами.

Три окружности

Эти слагаемые можно представить в виде окружностей (по ходу объяснения делаются рисунки на доске):
1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: человек хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

В опросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, на что вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?

  • Подумайте, чем можно дополнить эту схему?

Схему можно дополнить элементом ЕСТЬ.

ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Знание себя, мира профессий и рынка труда поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

• конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);

•  реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

• позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);

• ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1) главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2) цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);

3) пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги);

4) внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

5) внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6) запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

• на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?

• каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

• какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?

• какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

• хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Упражнение "Хочу, могу, надо"

Участники расписывают свои профессиональные предпочтения по формуле: хочу, могу, надо. Пункты "хочу" и "могу" необходимо прописать как можно более подробно в виде конкретных действий, стараясь избегать общих фраз типа "заниматься торговлей".

Упражнение "Стратегия выбора профессии"

Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)

 

Цепочка ближних и дальних конкретных целей

(занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы)

 

Пути и средства достижения целей (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги)

 

Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления)

 

Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)

 

Воспитанникам предлагается заполнить таблицу (вверху).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы.

На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы?

Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Упражнение " Машина времени "

  • Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед.

  • Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее?

  • Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день.

  • Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает?

  • Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом

  • Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?

  • Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?

  • Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:

  • осуществим ли этот образ будущего;

  • стоит ли тратить время и энергию на его осуществление;

  • действительно ли я хочу его осуществить.

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее – конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

3. Заключительная часть.

Подведение итогов:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Ритуал завершения занятия:

Все участники дарят аплодисменты друг другу и благодарят за занятие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг "Стратегия выбора профессии"

Автор: Светлана Владимировна Громова

Дата: 24.05.2023

Номер свидетельства: 632334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»  для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativa-zalogh-uspiekha-upravlieniie-sobstviennymi-riesursami-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "223537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437815207"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Классный час "Правила общения" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-pravila-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438683750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства