kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг "Искусство самовыражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение искусством быть довольным самим собой, осознание своих лучших качеств и умение выгодно представить себя в среде сверстников и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Искусство самовыражения"»

Короткова Виктория Анатольевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска



Тренинг «Искусство самовыражения»


“Осла можно притащить к реке,

но ни один шайтан не заставит его напиться,

пока он не захочет сам”


Участники: 12 учащихся параллели 5-х классов, которые вошли в группу риска по результатам исследования адаптации (окт 2019г).

Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в стрессовой ситуации публичного выступления, формирование образа человека, уверенного в себе.

Оборудование: 

        1. Правила группы

        2. Музыка для сказки (звуки природы)

        3. Цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, карандаши

        4. Рабочая тетрадь участника тренинга, сердечки

        5. Колокольчик

        6. Мягкая игрушка Лев

        7. Клей, степлер

        8. Анкета обратной связи


Время проведения: 90 минут. 
Возраст: 12-13 лет.

Ход тренинга: 

  1. Приветствие участников тренинга. Сообщение о целях встречи. Знакомство со Львом Храброе сердце (по мотивам Волкова «Волшебник Изумрудного города»), помощником и источником храбрости для выступлений перед группой.

Развитие уверенности в себе начинается с  устранения страха, который сидит у человека на плече и нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…» 

  1. Психогимнастическая игра «Путаница»

Цель: снятие напряжения в начальной стадии тренинга.

В кругу все берутся за руки, образуя цепочку. Участники начинают двигаться под руками играющих, запутывая цепочку. Ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не расцепляя руки участников.


  1. Выработка правил работы в группе.

«Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на ведущего. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила».

ПРАВИЛА ГРУППЫ: Здесь и теперь; Искренность и открытость; Принцип Я; Активность. (Приложение 1)

На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

  1. Подготовка к упражнению «Контраргументы»

Инструкция: Напишите на отдельных листочках (А6) собственные слабые стороны и сдайте их ведущему. Во время подготовки упр.4 ведущий выписывает контраргументы на левой стороне доски.

  1. Упражнение "Что в имени моём?" (упр.1 в рабочей тетради)

Цель: самопрезентация, формирование позитивного образа Я. 
Оборудование: рабочая тетрадь, фломастеры, ручки. 
Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышление даётся 4-5 минут. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать. 
Вот как, например, может выглядеть имя "Виктория": 
В - вежливая 
И - интересная 
К - красивая 
Т - таинственная 
О - обаятельная 
Р - разная 
И - изобретательная 
Я - яркая 
Обсуждение в кругу: 
1. Трудно ли было искать характеристики? 
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?


  1. Упражнение «Контраргументы» (упр.2 в рабочей тетради)

Психологический смысл упражнения: создание условий для совместного поиска своих сильных сторон.
Материал: листы бумаги А6, карандаши. 
Инструкция: Напишите на отдельных листочках собственные слабые стороны и сдайте их ведущему. Ведущий впишет их на левой половине доски. На правой, напротив каждого пункта, общим обсуждением найдите и впишите те позитивные моменты, которые можно противопоставить негативным. Например:

Слабости

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь.

Во мне почти нет привлекательных черт.

Контраргументы

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

Во мне масса привлекательных черт.

Расширьте и обоснуйте контраргументы, найдите подходящие примеры.


Начните думать о себе в  положительном ключе и запишите контраргументы в рабочей тетради. Кто хочет поделиться с нами?


  1. Упражнение «А это ты молодец!» 

Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса. 
«Вам необходимо разделиться на две группы и образовать внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает (из внутреннего круга) - загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. 
Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. 
По звонку колокольчика внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается по кругу, далее круги меняются местами. 
Обсуждение в кругу:  
1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя? 
2. Чему вы научились у своего партнера?


Заполните страничку «Это у меня хорошо получается» в рабочей тетради. (упр.3 в рабочей тетради)

  1. Упражнение "Рекомендательное письмо" (упр.4 в рабочей тетради)
    Психологический смысл упражнения: создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации. 
    Материал: рабочая тетрадь, карандаши. 
    Инструкция: Участникам нужно подготовить и предоставить рекомендацию, чтобы быть принятым в закрытый элитарный клуб. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в "элитарном клубе". На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах. 
    Анализ:

  1. Какие рекомендации лучше всего запомнились, чем именно? 

  2. Если у кого-то возникли затруднения, то с чем они связаны, как их можно преодолеть?

  3. Каковы внешние признаки уверенного в себе человека?

  • выглядит спокойным

  • держится с достоинством 

  • открытый взгляд 

  • ровная осанка

  • спокойный и уверенный голос

  1. Как презентует себя уверенный в себе человек?

  • отстаивает свою позицию мирно

  • откровенно высказывает свое мнение без враждебности и самозащиты 

  • отстаивает свои права, не попирая при этом прав других


Вывод: Уверенное поведение - это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.


  1. Упражнение "Пожелай мне уверенности" 

Цель: формируется уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда. 
Оборудование: сердечки, цветные карандаши, мелки, фломастеры. 

Инструкция: написать на сердечке слова, которые являются для тебя поддерживающими в ситуации публичного выступления.

Заполненные сердечки приклеить на титульный лист рабочей тетради.


11. Сказка на дорожку

Снежинка

Жила-была снежинка. Обычная такая, ничем не примечательная. Жила она в облаке с сотней других капелек, льдинок, снежинок. И очень ей хотелось быть самой замечательной, чтобы все ее любили и играли только с ней. И делала она для этого все, что могла: то растает и станет капелькой, чтобы другие капельки веселились вместе с ней. То увидит, что льдинки играют, и сама станет льдинкой. А то начнет разрываться и пытаться играть со всеми. И так это ей тяжело давалось, что ни те, ни другие все равно не любили ее. Уж больно она хотела быть похожей на всех, кто ей нравился. Как-то раз все капельки собрались вместе и пролились на землю, и снежинка хотела с ними, но они не взяли ее с собой. В другой раз льдинки просыпались на землю, но снова не позвали с собой снежинку. Очень было ей обидно смотреть, как веселятся они. Расстроилась снежинка, совсем головой поникла и пошла к маме-туче жаловаться.

— Я так стараюсь быть и веселой, как льдинки, и милой, как капельки, а у меня ничего не получается. Никто меня не любит.

— Не расстраивайся, — сказала ей мама-туча. — У тебя ничего не получается, потому что ты не пробовала быть снежинкой. Попробуй, и ты обязательно всем понравишься.

Задумалась маленькая снежинка, прихорошилась, распушила свои веточки. А тут пришла новогодняя ночь.

Прилетела вьюга и сказала: «Пора, снежинка, сегодня твоя очередь спуститься на землю. Тебя там давно уже ждут».

Маленькая снежинка обрадовалась, невероятное счастье захлестнуло ее, и она полетела… Долго кружилась она в волшебном танце, то быстрее, то медленней. Все ее грани сверкали в лучах фонарей. И множество восторженных людских глаз смотрели на нее. Эти люди радовались и летнему дождю, и весеннему граду, но больше всего они любили новогодний снег.
В эту ночь маленькая снежинка поняла, что каждый может нравиться и быть любимым, если будет самим собой.


  1. Обсуждение.

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание, которое необходимо выполнить вместе с родителями «Коллаж из достоинств».

«Уважаемые родители! Сегодня ваш ребёнок принял участие в психологическом тренинге «Искусство самопрезентации». Для закрепления и дальнейшего развития этого умения предлагаем вам создать «Коллаж из достоинств». Каждый из нас, что-то умеет делать лучше других — хотя бы жарить омлет, чистить ботинки или рассказывать анекдоты. А ваш ребёнок? Что может делать лучше всех? Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие достоинства вашего ребёнка, и вместе с ним сделайте из них коллаж».

Получившуюся "картину" принесите 30 октября в 10 часов в кабинет психолога».

Напутственные пожелания всем присутствующим.

  1. Анкета обратной связи

Тема тренинга: «Страх самовыражения»

Дата проведения: « » ___________ 2019 г.

Уважаемый участник тренинга!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.

Подчеркните ту оценку , которая соответствует вашему мнению.

1) Насколько вы довольны тренингом?

Не доволен Не очень доволен Доволен Очень доволен

2) Насколько полезен для вас этот тренинг?

Бесполезный Не очень полезный Полезный Очень полезный

3) Будете ли применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет Не уверен Буду Обязательно буду


Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:____________________________________________________________

Если хотите, подпишитесь ______________________

Спасибо!

Приложение 1

Правила группы

1. Здесь и теперь

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.


2. Искренность и открытость

Самое главное в группе — не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

3. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: “я чувствую...”, “мне кажется...”. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно “отсидеться”. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.








Приложение 2

Тема тренинга: «Страх самовыражения»

Дата проведения: « » ___________ 2019 г.

Уважаемый участник тренинга!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.

Подчеркните ту оценку , которая соответствует вашему мнению.

1) Насколько вы довольны тренингом?

Не доволен Не очень доволен Доволен Очень доволен

2) Насколько полезен для вас этот тренинг?

Бесполезный Не очень полезный Полезный Очень полезный

3) Будете ли применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет Не уверен Буду Обязательно буду


Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:____________________________________________________________

Если хотите, подпишитесь ______________________

Спасибо!




Тема тренинга: «Страх самовыражения»

Дата проведения: « » ___________ 2019 г.

Уважаемый участник тренинга!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.

Подчеркните ту оценку , которая соответствует вашему мнению.

1) Насколько вы довольны тренингом?

Не доволен Не очень доволен Доволен Очень доволен

2) Насколько полезен для вас этот тренинг?

Бесполезный Не очень полезный Полезный Очень полезный

3) Будете ли применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет Не уверен Буду Обязательно буду


Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:____________________________________________________________

Если хотите, подпишитесь ______________________

Спасибо!



Домашнее задание, которое необходимо выполнить вместе с родителями


«Уважаемые родители! Сегодня ваш ребёнок принял участие в психологическом тренинге «Искусство самовыражения». Для закрепления и дальнейшего развития этого умения предлагаем вам вместе создать «Коллаж из достоинств».




Каждый из нас, что-то умеет делать лучше других — хотя бы жарить омлет, чистить ботинки или рассказывать анекдоты. А Ваш ребёнок? Что может делать лучше всех? Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие достоинства Вашего ребёнка, и вместе с ним сделайте из них коллаж».

Получившуюся "картину" жду 30 октября в 10 часов в кабинете психолога.

С Уважением,

Короткова Виктория Анатольевна,

педагог-психолог













Рабочая тетрадь

участника тренинга

«Искусство самовыражения»

……………………….

Октябрь 2019г









место приклеивания

сердечка с пожеланиями











Упражнение 4. «Рекомендательное письмо»




























Упражнение 1. «Что скрыто в имени моём?»




































Упражнение2. «Контраргументы»

Поиск моих сильных сторон





Упражнение 3. «А это ты молодец!»

Это я умею делать хорошо!

































«Осла можно притащить к реке,

но ни один шайтан не заставит его напиться,

пока он не захочет сам»

(восточная мудрость)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг "Искусство самовыражения"

Автор: Короткова Виктория Анатольевна

Дата: 16.01.2020

Номер свидетельства: 535990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства