СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
по работе с детьми пострадавшими от жестокости, насилия,
а также предотвращение бесчеловечности в детско-подростковой среде.
Жестокость по отношению к ребенку – это серьезная, многоликая социальная проблема, связанная с нарушением его прав и интересов.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30% от общего числа умышленных убийств совершают в семье. Половина всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.
Что касается детей-жертв насилия в семье, то они находятся ещё в правовой зависимости от тех, кто совершает насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать из права и законные интересы. Дети, которые подвигаются домашнему насилию отстают в развитие, страдают различными физическим и психо - эмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают в это своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
В специальной литературе представлено три основных вида насилия: психологическое (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности), сексуальное (осознаваемое или неосознаваемое вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последним выгоды, удовлетворения или достижения корыстных целей), физическое (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание), религиозное (насильственное привлечение к религии, навязывание религиозных установок ребенку), экономическое (зависимому члену семьи выделяется только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться, его лишают права голоса при расходовании средств, принуждают к работе, которая не устраивает, запрещают делать то, что человек хочет). Специалистам нашего центра приходиться встречаться со всеми пятью видами. За последние два года по данным исследований в центр поступило 839 несовершеннолетних, из них насилие в той или иной форме наблюдается в каждой второй семье. На каждого, поступающего в центр, составляется индивидуальная карта реабилитации. Информация об особенностях семейной ситуации ребенка является основой программы для работы с семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Государственное учреждение социального обслуживания
«Находкинский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Альбатрос».
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
по работе с детьми пострадавшими от жестокости, насилия,
а также предотвращение бесчеловечности в детско-подростковой среде.
«СВЕТ В ОКНЕ»
Разработчики:
Педагог-психолог высшей
Квалификационной категории Коржановская Л.Н.
Педагог-психолог Багрий Я.Д.
г. Находка
2010г.
Теоретическое обоснование программы.
Актуальность
Жестокость по отношению к ребенку – это серьезная, многоликая социальная проблема, связанная с нарушением его прав и интересов.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30% от общего числа умышленных убийств совершают в семье. Половина всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.
Что касается детей-жертв насилия в семье, то они находятся ещё в правовой зависимости от тех, кто совершает насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать из права и законные интересы. Дети, которые подвигаются домашнему насилию отстают в развитие, страдают различными физическим и психо - эмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают в это своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
В специальной литературе представлено три основных вида насилия: психологическое (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности), сексуальное (осознаваемое или неосознаваемое вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последним выгоды, удовлетворения или достижения корыстных целей), физическое (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание), религиозное (насильственное привлечение к религии, навязывание религиозных установок ребенку), экономическое (зависимому члену семьи выделяется только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться, его лишают права голоса при расходовании средств, принуждают к работе, которая не устраивает, запрещают делать то, что человек хочет). Специалистам нашего центра приходиться встречаться со всеми пятью видами. За последние два года по данным исследований в центр поступило 839 несовершеннолетних, из них насилие в той или иной форме наблюдается в каждой второй семье. На каждого, поступающего в центр, составляется индивидуальная карта реабилитации. Информация об особенностях семейной ситуации ребенка является основой программы для работы с семьей.
Цель:
социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия и профилактика жестокого обращения с детьми.
Задачи:
Обеспечение безопасности, защита ребенка от жестокого обращения;
Защита законных прав и интересов ребенка;
Снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессовых состояний;
Первичная адаптация социально изувеченного ребенка и помещение его в социально здоровую среду;
Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности ребёнка;
Схема взаимодействия участников социально-реабилитационного процесса.
Реализация программы.
Программа рассчитана на детей с 7 до 12 лет. Регулярность проведения занятий один раз в неделю. Продолжительность программы три календарных месяца.
При разработке программы основное внимание было сосредоточено на подборке методик, ориентированных на ребёнка.
У детей, переживших насилие в семье, возникают разнообразные глобальные нарушения, затрагивающие такие жизненно важные сферы, как эмоционально-волевая и коммуникативная, и проявляющаяся в виде психосоматических расстройств. Это требует методик, которые:
- соответствуют возрасту;
- имеют широкие показания к использованию;
- активизируют собственные ресурсы ребёнка;
- охотно принимаются детьми и соответствуют их возрастным интересам и психофизиологическим возможностям;
- исключают возможности насилия и способствуют привлечению родителей к участию в коррекционной работе.
Таким требованиям соответствуют:
экзистенциально-гуманистическая модель психологического консультирования;
игровая терапия;
личностно – ориентированная модель групповой психотерапии.
Эти направления психологической практики позволяют ребенку раскрыться, создают условия для мобилизации его внутренних ресурсов при решении личностных проблем.
Помимо социально- психологической работы на базе центра программа включает социально-психологический патронаж, т.е. долговременный контакт с семьей с целью профилактики семейного насилия и предотвращение детско – родительских конфликтов.
Этапы реализации программы
Этап
Метод работы
Примечание
(используемые
методы)
Участники
реабилитационного
процесса
Методики и
упражнения
Выявление случаев жестокого обращения с детьми.
Постоянные контакты с правоохранительными органами, медицинскими и образовательными учреждениями. Помещение детей в приёмное отделение центра и оказание первичной психологической помощи. Предоставление бесплатного питания, временного проживания.
Информирование органов и субъектов, система профилактики и выявлении случаев, для принятия соответствующих мер, и обмен информации.
Социальные педагоги, специалиста по социальной работе, медицинские работника, психологи.
Клиническая беседа. Медицинский осмотр.
Диагностический (1 неделя)
Психодиагностическое обследование ребенка. Изучение социального окружения ребёнка. Экстренная психологическая помощь (при необходимости).
Проективные методики. Клиническая беседа. Анкетирование. Метод наблюдения. Психологический анализ биографических данных и настоящего положения семьи.
Разработка индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего. Обсуждение полученной информации на МППК. Формирование групп для тренинговых занятий, формирование групп психотерапии.
МППК (медико -психолого-педагогический консилиум), психолог, специалист по социальной работе, врач, воспитатель группы.
Рабочий
(2 месяца).
Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевтические сеансы с параллельным мониторингом изменений в состоянии детей. Работа тренинговых групп. Реализация программ социальной реабилитации.
Тренинги, уроки и мероприятия, индивидуальное консультирование (экзистенциально – гуманистическая модель психологического консультирования, игровая терапия, личностно – ориентированная модель групповой терапии).
Психологи, психотерапевт, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, воспитатели.
«Учим общению детей и взрослых», «Давайте жить дружно», «Может ли ложь иметь оправдания», разминка «Заяц и лиса», упражнение «Цепь добра», «Стереотипные гендерные роли в семье», «Тряпичная кукла и солдат», «Мне нравиться когда взрослые…», «Как правильно воспитать мальчика или девочку», «Ответственность за ребенка делим поровну или общение с ребенком».
Вторичная диагностика
(1 неделя).
Психологическое консультирование детей и членов их семей. Диагностика эмоционального состояния детей.
Проективные методы. Метод теста, клинической беседы, опросники.
Психологи, социальные педагоги, специальной по социальной работе.
Ослабление стрессового воздействия на несовершеннолетнего, вследствие жестокого обращения.
Гармонизация детско – родительских отношений.
Снижение числа случаев жестокого обращения с детьми.
Снижение тревожности и враждебности по отношению к взрослым.
Повышение уверенности в себе, снижение тревоги по отношению к детям.
Улучшение эмоционального здоровья.
Повышение владения навыками коммуникативного общения.
Формирование социализации и межличностного общения.
Оценка эффективности программы.
Эффективность программы оценивают, во-первых, в ходе реализации путем клинико-психологического мониторинга изменения в психическом состоянии;
во-вторых, при повторных обследованиях детей с помощью шкалы качества жизни, адаптированной для детского возраста, или личностного опросника, разработанного ГИИ им. В.Бехтерева, а также детско-родительских отношений с помощью специальных методик.
Оценка эффективности снижения тревожности и враждебности по отношению к взрослым методом наблюдения (выявляем, насколько ребенок доверяет окружающим его взрослым или считает себя зависимым от них), оценка показателей эмоционального здоровья.
Принципы работы в тренинге.
- равенство всех участников – имя как форма общения.
- активность участников (тренинг – не лекции, а общая работа). Суммарный опят группы больше опыта тренера – успех тренинга зависит от включенности каждого в процесс обучения.
- право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу.
- работа на позитив – отказ от прямой критики личностей участников.
- все оценки, которые высказываются на тренинге, не руководство к действию, а информация к размышлению.
- вся информация личного характера, поступившая от участников, строго конфиденциальна и не подлежит распространению после тренинга.
- ведущий тренинга берет на себя ответственность лишь за создание условий для восприятия новой информации, новых умений, отношений к чему – либо; ответственность за реальное восприятие новой и практическое применение полученных на тренинге ЗУНО (знания, умения, навыки, опыт) берут участники тренинга.
Разминка «Заяц и лиса».
Цель:
помогает снять излишнее напряжение, переключиться, просто разогреть группу.
Метод: работа в группе.
Все участники сидят в кругу. Перед началом разминки тренер предлагает рассчитаться по порядку.
Задание:
«Все Вы помните сказку «Лиса и заяц». Рыжая плутовка обманом заняла заячий домик. У нас будет одна лиса(ведущий), а остальные будут зайцами. Лисы выходит в центр круга, при это домик лисы (стул) убирается. Лиса называет любые два номера «зайцев». Задача называемых – быстро поменяться местами задача «лисы» - занять освободившийся домик, опередив зайца. Потерявший домик становиться лисой.
Упражнение «Цепь добра».
Цель:
стимуляция внутригрупповых контактов, создание атмосферы открытости.
Участники встают в шеренгу и берутся за руки. Задача каждого – сказать вслух комплимент, позитивное Я – сообщение или хорошее пожелание следующему участнику и поднять сцепление с ним руку.
Чувства участников: возникли ли трудности, хотелось ли побыть в другом месте цепочки, что испытывали, получая и посылая сообщение.
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» (К. Фопель).
Цель:
Научить участников расслабиться и снимать усталость, настроить их на работу.
Инструкция:
Все участники встают в удобную свободную позу, освободив вокруг себя некоторое пространство для движения руками. Им предлагается принять форму солдата: вытянуться в струнку и замереть. Нужно застыть в этой позе на 10 секунд. Затем нужно переменить позу.
Принять позу тряпичной куклы с расслабленными руками и номами, с висящей головой и застыть в этой позе 10 секунд. После этого поочередно идет смена состояний: то солдат, то кукла. Когда все участники достаточно хорошо будут выполнять упражнение, нужно предложить сделать такое движение, как будто они хотят стряхнуть капли воды с рук, со спины.
Резюме ведущего:
- Вы немного размялись и получили удовольствие. Но это произошло потому, что вам этого хотелось, вы добровольно выполняли мои команды. Ну, а если кто-то будет постоянно командовать, не считаясь с вашими желаниями? Вы начнете возмущаться, потому что у вас возникает ощущение, что над вами совершают насилие.
Упражнение «Стереотипные гендерные роли в семье».
Цель:
осознание группой гендерных корней домашнего насилия.
Работа в малых группах.
Участники разбиваются на 4 группы. Им выдаются большие листы и предлагается записать следующее:
- первая группа – образ «Настоящего мужа».
- вторая группа – образ «Настоящей жены».
- третья группа - образ «Идеального ребёнка».
- четвертая группа – образ «Порядочной семьи».
На выполнение этого задания дается 10 минут. После этого все участники возвращаются в круг и представляют свою работу. Ведущий уточняет, что эти знания участники получили через свой собственный опыт, а опыт может быть разным: как положительным, так и отрицательным.
Все члены группы приглашаются к обсуждению:
- Как наши представления, полученные из опыта жизни в родительском доме, влияют на отношение в семье?
- Что происходит, когда взгляды мужчины и женщины на «идеальную семью» не совпадают?
- Чем обычно заканчивается конфликт отношений в семье?
- С чего начинается насилие в семье? Что происходит дальше, когда кто-то в семье, что насилие - это лучший способ воспитания жены и детей?
- Что изменилось в отношениях мужи и жены на протяжении веков, стали ли они более демократичными и толерантными?
Здесь ведущий может привести цитату из «Домостроя» (конец 15- начало 16в.):
«Как научить мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий, и соблюдать чистоту телесную. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг е учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает её наедине, а наказав, пожалует доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать. Добрая жена мужа своего любит и потакает ему во всем, а злая жена мужа своего по хребту бьёт немилостью. А добрая жена очи и уста целует любимого своего мужа, а злая жена глаза сажей чернит и помелом забрасывает, чтоб ослеп муж. А добрая жена своему мужу волосы гребнем расчесывает и милует его; а злая жена по рту и по зубам палкой бьет, не переставая. А добрая жена баню готовит мужу своему часто, а злая жена недоброе всякий день против мужа своего замышляет, хочет его с камнем на шее в воде утопить, а добрая жена поистине мужу своему предана неистово и правдиво, в доме своем добра желает и детям, и внукам своим!».
Резюме ведущего:
- Как видите, прошло много веков, а отношения между полами изменились очень мало. Давайте поговорим об этом.
Вопросы для заключительного обсуждения:
- Влияют ли гендерные стереотипы на возникновение семейных конфликтов?
- Почему мужчины не очень охотно рассказывают своим друзьям о том, что дома всячески помогают своей жене?
- Обязательно ли семейные проблемы и конфликты решать насильственным путем?
- Какие существуют ненасильственные пути решения конфликтов?
- Как их выполнить практически?
- Как можно использовать эти знания практически?
Резюме ведущего:
Итак, мы с вами рассмотрели, как стереотипные гендерные роли провоцируют домашнее насилие. Поэтому, чтобы искоренить домашнее насилие, нужно начинать с правильного воспитания детей, когда мальчикам и девочкам не навязывают с детства выполнение стереотипных гендерных ролей, не приучают следовать вредным тенденциям в семейной жизни, а обучают партнерским отношениям в браке.
Упражнение «Мне нравиться, когда взрослые…»
Цель:
Рефлексия переживаний подростков по поводу психологического насилия со стороны взрослых.
Всем участникам выдаются листы А4.
Инструкция.
Предложить участникам написать на своих листочках мнение о том, что им не нравиться в требованиях взрослых (подписывать не нужно). Все листочки вывешиваются на доску. Ведущий затем сортирует эти листочки по схожести высказываний. После этого участникам предлагается почитать, что написано на этих листах.
Анализ упражнения:
- Что общего в этих высказываниях?
- Можно ли отбросить требования взрослых?
- Что нужно и важно воспринимать как полезный совет?
- Нужно ли, вообще, в чем-то ограничивать детей?
Резюме ведущего:
- очень важно, ребята, что вы извлекли полезный опыт из вашей жизни в семье потому, что, приобретая этот опыт самостоятельно, можно лишиться жизни или здоровья. Но не берите за основу те моменты в своей жизни, которые вам не нравятся, которые оскорбляют ваше достоинство. Обычно доброжелательные и ответственные родители избавляют своего ребенка от необходимости приобретать травматический опыт, так как умеют разговаривать с ним «по душам». А это помогает сделать правильный выбор стратегии поведения, поверить свои силы.
Групповая работа «Как правильно воспитывать мальчика или девочку?».
Цель:
Выявить уровень представлений участников о гендерных ролях.
Инструкция:
Всем участникам предлагается разделиться на две группы: мальчиков и девочек. Группа девочек обсуждает и пишет о том, как нужно правильно воспитывать девочку, а мальчики пишут о мальчиках. После того, как группы закончили работу, идет беседа по следующим вопросам:
Что мешает родителям воспитать в своем ребёнке желание быть свободным?
Как дети усваивают родительский опыт?
Как родители влияют на выбор профессии ребёнка?
Как психологическое и физическое насилие в детстве приводит к тому, что люди проявляют насилие, или становятся жертвами, объектом торговли?
Групповая работа «Ответственность за ребёнка делим поровну или общение с ребёнком?».
Все участники делятся на две группы: мужскую и женскую. Они образуют два круга. Девочки обсуждают, какие функции есть у матери. Мальчики, обсуждают, какие функции у отца. После обсуждения группы записывают свои мнения на бумаге (доске). Затем группы объединяются, и представитель каждой группы объясняет свою позицию. Задача ведущего – обратить внимание на те стереотипы, которые присутствуют в сознании детей по поводу родительских функций.
- МОЖЕТ ЛИ ПАПА БЫТЬ АМОЙ?
- МОЖЕТ ЛИ МАМА БЫТЬ ПАПОЙ?
- В КАКОЙ СТЕПЕНИ МАМА МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ПАПУ, И НАОБОРОТ?
Для ведущего: нужно, чтобы дети поняли, что стать мамой-папой невозможно, но стать ребёнку другом и помощником, хорошо ухаживать за ним, выполнять почти всю домашнюю работу в равной степени могут и мама и папа. Нужно подчеркнуть, что даже если родители развелись по тем или иным причинам, никто не снимает с них ответственности за ребенка. И если у ребёнка возникли проблемы, связанные с адаптацией в социуме, то родители оба должны помочь ему преодолеть эти трудности.
Занятие на тему: «Может ли ложь иметь оправдания?».
Цели:
- (обучающая) определить насколько ценными для каждого является проявление честности (правдивость, искренность) во взаимоотношениях с окружающими.
- (развивающая) развить умение аргументировать свои высказывания и быть терпимым к взглядам и мнениям других.
- (воспитательная) воспитать смелость в отстаивании своего мнения.
Ход занятия.
Разминка. Упражнение «Ассоциации». Мячик передают друг другу называя слово – ассоциацию на сказанное предыдущим игроком.
Основная часть. Упражнение – дискуссия «Да. Нет. Не знаю». Помещение делиться на два сектора, обозначенные словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ». Педагог высказывает какие – либо утверждения, те кто согласен переходит в сектор «ДА», кто не согласен – в сектор «НЕТ», остальные в сектор НЕ ЗНАЮ». Вопросы для дискуссии:
Вы уверенный в себе человек?
Обман – действие умышленное?
Может ли лжец быть хорошим человеком?
Можно ли человека, утаившего правду, назвать лжецом?
Можно ли оправдать ложь?
Игра «Волк и семеро козлят». Часть детей получают карточки с указанием «Волк» или «Коза», но не показывают никому. «Козлят» пытаются убедить, что все они «козы», а те должны уличить обманщиков.
Тема занятия: «Давайте жить дружно!».
Цели:
- (обучающая) информирование об эмоциональной составляющей общения, о способах решения конфликтов.
- (развивающая) развитие у воспитанников чувства дружелюбия и уважения друг к другу.
- (воспитательная) формирование социальных мотивов общения.
Ход занятия.
1. Вступительное слово педагога.
2. «Мозговой штурм»: что означает слово дружба? Высказываются все участники занятия в произвольном порядке.
3. Упражнение «Ругаемся овощами». Есть слова – оскорбления, а есть слова - сравнения, на которые трудно обидеться. Это слова помогают поссорившимся не обидеть друг друга в момент ссоры. Давайте попробуем поругаться овощами или фруктами.
4. Игра «Ласковые слова». Дети передают друг другу по кругу красивый предмет (шарик, цветок, игрушку и т.п.) сопровождая его ласковым словом, которое придумал сам. Не повторяясь! Групповая рефлексия:
Вам понравилось играть в эту игру?
Какие слова были самыми приятными?
Что труднее – произносить приятные слова или неприятные?
А что приятнее слышать?
5. Работа в микрогруппах. Дети делятся на подгруппы по два человека. Один работает синим цветом, другой желтым. Одновременно закрашивают лист с двух сторон, постепенно смешивая их, накладывая один на другой. По окончании работы рассматривают полученные оттенки, подбирают им названия и сравнения.
6. Упражнение на снятие напряжения. Любая физкультминутка.
7. Коллективная работа: рисунок на тему «Городок дружбы». Мы сегодня ссорились посредством названий овощей и фруктов. Давайте поселим их в нашем «Городе дружбы». Пость каждый нарисует свой овощ или фрукт, живущий в домике.
По окончании работы рассматривают полученный рисунок и педагог подводит детей к выводу, что каждый овощ или фрукт красив, но особенно красивы они все вместе, поэтому не надо ругаться, надо дружит!
8. Игровые упражнения «Я хочу всем пожелать…». Каждый участник занятия, стоя в общем кругу, должен пожелать всем присутствующим что-либо доброе.
Упражнение «Бумажные шары».
Цель:
Показать, что агрессивность 2-х партнеров не может привести к разрешению конфликта; развенчать миф о том, что «К агрессии больше склонны мальчики, юноши, мужчины».
Метод: командная игра.
Необходимые материалы: бумажные салфетки 2-х разных цветов, скомканные шарики. Одинаковое количество для каждой команды.
Описание проведения упражнения:
Рассчитаться по порядку. Четные номера образуют одну команду. Нечетные другую. Определяется граница между командами. Получилось 2 команды, вооруженные шариками «Аргументами». Задача команд – забросать соперника шариками – своими «аргументами». Время: 3-5 минут.
Процедура проведения:
Ведущий заранее готовит бумагу, определяет место разминки. Затем дает инструкцию и сигнал к началу. Во время разминки ведущий подбадривает команды и оповещает о том, сколько времени осталось до окончания разминки. После окончания разминки благодарит участников и проводит анализ результатов.
Вопросы участникам:
- Какими способами вы старались победить?
- какую тактику можно было применить?
- Что означает, что шариков – «аргументов» много с обеих сторон?
- Можно ли какими-то способами достичь победы одной из сторон?
Вывод ведущего:
Агрессивность 2-х партнеров неконструктивна, т.е. она не может привести к разрешениям конфликтной ситуации.