Просмотр содержимого документа
«Стили педагогического общения»
Стили педагогического общения в начальной школе
студентка группы ИП-41
Шевченко Д. А.
Научный руководитель: доцент,
к.психол.н Разумова Г. В.
Внимание к проблеме педагогических конфликтов не ослабевает с середины XX века. Среди отечественных ученых, уделявших внимание данной проблеме, можно назвать Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. С. Макаренко. В зарубежной педагогике данным вопросом занимались М. Вебер, У. Мур, А. Росс.
Содержание и причины педагогических конфликтов несколько изменилось. В XX веке причинами конфликтов являлись нарушение дисциплины на уроке, плохое выполнение домашнего задания, нездоровое отношения между учащимися, пропуск уроков. На современном этапе образования конфликты возникают из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Также конфликты происходят между субъектами учебного процесса происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что большая часть педагогических трудностей связана не столько с недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько с деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Современный век информационно-коммуникативных технологий в значительной мере изменил и усложнил роль педагога в школе: он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Можно с уверенностью сказать, что через общение в учебно-воспитательном процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система взаимоотношений между педагогом и учащимися, которая способствует эффективности воспитания и обучения.
Опыт педагогической деятельности показывает, что для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория. [3]
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.[1]
Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения:
педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов;
педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;
в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
педагогическое общение – это важное средство решения учебно-воспитательных;
педагогическое общение – это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения; задач;
педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений.
А. А. Леонтьев обосновал понятие «оптимальное педагогическое общение» как общение педагога со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для формирования мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного развития личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в учебном коллективе и позволяет максимально использовать в педагогическом процессе личностные особенности учителя.
Одной из важных характеристик педагогического общения является стиль.
В толковом словаре стиль определяется как совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека.
В. А. Кан-Калик дает следующее определение: « Стилем педагогического общения можно считать индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учеников».[2]
А.К. Маркова выделяет три стиля педагогического общения: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный и рассуждающее-имправизационный.
При эмоционально-импровизационный стиле общения педагог преимущественно ориентируются на процесс обучения. Объяснение нового материала такой строится логично, интересно, однако в процессе объяснения у учителя часто отсутствует обратная связь с учениками. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися.
Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.
Педагоги, которые придерживаются эмоционально-методичного стиля ориентируются на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. В деятельности учителя с ЭМС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
Для учителя с рассуждающе-имправизационным стилем общения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Мы провели эмпирическое исследование по выявлению стилей педагогического общения. Базой для исследования была выбрана МБОУ СОШ п. Темкино Смоленской области.
Мы предположили, что часто встречающееся напряжение между участниками педагогического процесса вызвано доминированием эмоционально-импровизационного стиля общения.
Нами было посещено по 12 уроков у каждого из пяти преподавателей. После каждого урока проводился анализ взаимодействия учителя с учениками с целью определения его стиля педагогического общения в соответствии с классификацией А. В. Петровского, Я. Л. Коломинского.
В результате исследования было выявлено, что 40% педагогов предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогического взаимодействия с учащимися. Эти учителя интересно проводят свои уроки: подбирают интересный материал, логично выстраивают его, отлично преподносят, но опрос проводят в быстром темпе, спрашивают только сильных учащихся, стимулируют высказывания учащихся.
Другие 30% преподавателей выбирают эмоционально – импровизационный стиль, ориентируясь только на результаты обучения, а не на развитие личности учеников.
30% учителей взаимодействуют с учащимися с помощью эмоционально – методичного стиля, ориентируясь на процесс и результаты обучения.
Наша попытка объяснить напряжение между учителем и учениками в начальной школе получила лишь частичное подтверждение. Не все конфликтные ситуации можно объяснить через доминирующий стиль педагогического общения.
Очевидно, что существуют и другие причины, которые вызывают наблюдаемое напряжение, но они требуют особого исследования.
Наше исследование привело нам к определенному заключение. Под педагогическим общением как феноменом педагогического процесса понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально – этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения – это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.
Список используемой литературы
Зязюн И. Я., Кривонос И.Ф. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос - М.:2005. - 231 с.
Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан- Калик. – М., 1987. – С. 97.
Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе «преподаватель – студент» / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76–2.