kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы преодоления конфликтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия подростки знакомятся со стадиями протекания конфликта, составляющими, причинами и способами выхода из конфликтных ситуаций. Занятие направлено на формирование коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы преодоления конфликтов»

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»
Цель – формирование у учащихся представлений о конфликтах и способах их разрешения.

Задачи:

- знакомство подростков со стадиями протекания конфликта, составляющими конфликтов, причинами и способами выхода из конфликтов;

- осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

- отработка техник выхода из конфликтных ситуаций;

- развитие коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.


Требования к организации пространства: помещение, в котором есть пространство, достаточное для активного движения группы; стулья (по количеству участников) необходимо расставить так чтобы образовался просторный круг; в помещении должна быть доска (для прикрепления листа с таблицей «Соотношение фаз и этапов конфликта»).

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход занятия

  1. Игра «Все – некоторые – только я».

Цель: раскрепощение участников, создание рабочего настроя.

Психолог: «Я буду называть некоторый признак, а те ребята, к которым он относится, будут выполнять указанные действия».

- «Все, кто сегодня чистил зубы, похлопайте в ладони».

- «Все, кто любит мороженое, потопайте ногами».

- «Все, у кого есть друг, встаньте».

- «Все, кто любит плавать, похлопайте в ладони».

- «Все, кто летом поедет в деревню, поднимите руку».

- «Все, кто хоть однажды ссорился, встаньте».

- «Спасибо!»


  1. Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях.

Учащимся предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов между подростками (2—3 высказывания). Психолог задает вопрос: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» (ответы ребят). Существование любого общества невозможно без конфликтных ситуаций. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и саморазвития, если в последующем проводить анализ конфликтной ситуации.

При обсуждении ответов внимание учащихся обращается на неизбежность конфликтов и возможность принятия конструктивного решения.


  1. Упражнение «Работа с ассоциациями к понятию «конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального отношения к понятию «конфликт».


Рассчитавшись на 1-2-3, участники разбиваются на 3 подгруппы. Каждая подгруппа подбирает к каждой букве в слове «конфликт» ассоциацию с конфликтом и записывает на листочках. Обсуждение.

Затем – выполняют это же задание, но уже подбирают положительные ассоциации. Обсуждение.

Вывод: наше восприятие конфликтной ситуации зависит от нашей установки.


  1. Мини-лекция.

Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Конфликт - противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. 

«А каковы условия возникновения конфликтов? Каково характерное поведение участников конфликта?» (ответы ребят).


  1. Упражнение «Снежинка».

Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.

Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:

  1. Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;

  2. Снова сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;

  3. Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;

  4. Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;

  5. Разверните.

Участники увидят разные «снежинки».

Обсуждение: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?» (Ответы ребят).


  1. Упражнение в режиме «мозговой штурм».

Участники в течение 3-4 минут приводят аргументы и доказывают, почему конфликты полезны. Обсуждение.

Вывод: положительную и отрицательную оценку конфликту придаём мы сами.



  1. Упражнение «Составь алгоритм».

Цель: составить алгоритм разжигания костра, актуализация личного опыта участников.

Задание - составить алгоритм: как горит костёр. Обсуждение.

Вывод: прохождение всех этих стадий характерно для конфликта.

Мини-лекция.

Стадии конфликта. Причины возникновения конфликтов.

Конфликт – это противодействие субъектов по поводу противоречия,

действительного или воображаемого.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности по его разрешению отражены в таблице.

Соотношение фаз и этапов конфликта


Фаза

конфликта


Этап конфликта

Возможности

разрешения конфликта

(%)

Начальная фаза


Возникновение и развитие

конфликтной ситуации;

осознание конфликтной ситуации.

92%


Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%


Пик конфликта


Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%



  1. Игра «Сдвинь маму с поезда».

Цель: расширение поведенческого репертуара, умения взаимодействовать с другими, использование новых стратегий поведения, тренировка гибкости мышления.

Участники разбиваются на пары.

Задание: стать напротив друг друга и попытаться сдвинуть противника с места, уперевшись ладонями друг в друга.

Какие приёмы использовались? Что помогло осуществить задуманное?


Для успешного разрешения конфликтной ситуации иногда участникам конфликта достаточно научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться её изменить. В некоторых ситуациях в группах конфликты возникают снова и снова из-за стереотипа взаимодействия, включающимся всякий раз, когда группа сталкивается с трудностями. Поэтому важно знать основные стратегии поведения в конфликте и умело их использовать в различных жизненных ситуациях.

  1. Мини-лекция.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам другого и к своим собственным. В соответствии с этой моделью существует пять способов выхода из конфликтной ситуации или пять типов поведения в конфликтных ситуациях.

Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на «задний» план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Разногласия переходят в конфликт, если стороны не проявляют гибкости; конфликт разрешается мирно, если стороны готовы пойти на уступки.
Преимущества компромисса: умение выслушать другую сторону и постараться ее понять; умение пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Делается вывод о том, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности — гарантия преодоления конфликта.


  1. Рефлексия результатов занятия.

Проходит обсуждение, что было самым трудным. При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.









Литература:

  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. СПб., 2007.


  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2006.


  1. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М., 2000.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы преодоления конфликтов

Автор: Богоявленская Светлана Валериевна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Пути преодоления конфликта между родителями и подростком»"
    ["seo_title"] => string(59) "puti_preodoleniia_konflikta_mezhdu_roditeliami_i_podrostkom"
    ["file_id"] => string(6) "618711"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1669724008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по психологии общения на тему "Конфликт и способы его преодоления""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_psikhologii_obshcheniia_na_temu_konflikt_i_sposoby_ego_preodol"
    ["file_id"] => string(6) "525803"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572970679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Разработка урока английского языка в системе Способа диалектического обучения  по теме «Present Continuous» "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-sistiemie-sposoba-dialiektichieskogho-obuchieniia-po-tiemie-present-continuous"
    ["file_id"] => string(6) "220318"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434599655"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Статья "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций""
    ["seo_title"] => string(63) "statia_konflikt_v_shkole_puti_vykhoda_iz_konfliktnykh_situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "616893"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667840171"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью "
    ["seo_title"] => string(80) "podrostkovaia-zhiestokost-i-aghriessiia-konflikty-miezhdu-ghruppoi-i-lichnost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "178576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424857323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства