Создание здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств
В связи с ухудшением состояния здоровья детей в последние годы, создание здоровьесберегающей среды – одно из наиболее востребованных и перспективных направлений национального проекта «Образование»
Модернизация дополнительного образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, что позволяет школе искусств выйти на качественно новый уровень. Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов, форм и методов обучения, которая помогает эффективно научить ребенка чему-либо без стресса и, следовательно, без ущерба для его здоровья.
В руках любой школы искусств изначально сосредоточены все инструменты для сохранения и укрепления здоровья учащихся: индивидуальное, удобное для ребенка расписание, творчество, как ведущий вид деятельности на уроке, личностный подход, развитие одновременно духовного и физического начала учащегося.
В нашей школе мы работаем в том числе с неблагополучными семьями, и иногда школа искусств является единственным «прибежищем» для ребенка, где он может получить психологический комфорт, признание и защиту.
Наша школа искусств является не просто ретранслятором знаний, а культурообразующим фактором, фактором формирования духовных ценностей, а главное – фактором оздоровления социальной среды. Таким образом, школа искусств имеет высокий социальный статус. Мы создаем воспитательное пространство и несем ответственность за развитие личности ребенка, следовательно, необходимо создать здоровьесберегающую среду в учебно-педагогическом пространстве школы искусств. Поэтому управленческая деятельность администрации школы направлена на создание именно этой среды.
Цель:
1.Создание здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств.
Задачи:
Найти и применить здоровьесберегающие технологии в учебном процессе по каждому предмету
Повысить эффективность обучения
Нивелировать стрессогенные факторы в воспитательно-образовательном процессе
В рамках данной темы мы ставим перед собой следующие задачи:
- привлечь внимание педагогического сообщества к проблеме здоровья детей;
- познакомить с опытом работы в нашей школе искусств;
- способствовать распространению имеющегося опыта.
Использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии – значит основной своей задачей видеть подачу знаний без стрессов. Мы, педагоги, можем облегчить детям сложный путь в мир музыки. Как хочется, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не досаду.
Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы _________________________________________17
Введение
«Педагогика — это гипертрофированное материнство.»
В. Горностаева
В связи с ухудшением состояния здоровья детей в последние годы, создание здоровьесберегающей среды – одно из наиболее востребованных и перспективных направлений национального проекта «Образование»
Модернизация дополнительного образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, что позволяет школе искусств выйти на качественно новый уровень. Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов, форм и методов обучения, которая помогает эффективно научить ребенка чему-либо без стресса и, следовательно, без ущерба для его здоровья.
В руках любой школы искусств изначально сосредоточены все инструменты для сохранения и укрепления здоровья учащихся: индивидуальное, удобное для ребенка расписание, творчество, как ведущий вид деятельности на уроке, личностный подход, развитие одновременно духовного и физического начала учащегося.
В нашей школе мы работаем в том числе с неблагополучными семьями, и иногда школа искусств является единственным «прибежищем» для ребенка, где он может получить психологический комфорт, признание и защиту.
Наша школа искусств является не просто ретранслятором знаний, а культурообразующим фактором, фактором формирования духовных ценностей, а главное – фактором оздоровления социальной среды. Таким образом, школа искусств имеет высокий социальный статус. Мы создаем воспитательное пространство и несем ответственность за развитие личности ребенка, следовательно, необходимо создать здоровьесберегающую среду в учебно-педагогическом пространстве школы искусств. Поэтому управленческая деятельность администрации школы направлена на создание именно этой среды.
Цель:
1.Создание здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств.
Задачи:
Найти и применить здоровьесберегающие технологии в учебном процессе по каждому предмету
Повысить эффективность обучения
Нивелировать стрессогенные факторы в воспитательно-образовательном процессе
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих
технологий можно выделить следующие:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
- рациональная организация двигательной деятельности;
- смена видов деятельности;
I. Почему нужно использовать здоровьесберегающие технологии в своей работе:
Это универсальный подход, помогающий одновременно педагогу и ученику
Позволяет облегчить работу
Страхует от синдрома «выгорания»
Повышает эффективность обучения
Помогает налаживанию контакта с учеником
Энергозатраты педагога на урок уменьшаются
Ученик мотивирован за дальнейшее обучение, идет на урок с радостью и меньше устает
ЗТ оказывают видимую пользу физическому здоровью учащегося
Позволяют избавить ребенка в будущем от профессиональных заболеваний (у инструменталистов)
Лечат психосоматические заболевания
Лечат заикание, бронхиальную астму, ринит, заболевания опорно-двигательного аппарата
Развивают речь, мышление
Оказывают общеукрепляющее действие на организм ребенка, дети реже болеют
ЗТ повышают работоспособность учащегося.
Лонгэтюдные исследования показали улучшение по таким параметрам, как эффективность работы, врабатываемость, психическая устойчивость, уровень дефицита внимания, гиперактивность, стрессоустойчивость , что позволяет облегчить работу даже с быстро устающими или очень активными детьми
II. Модель здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств
Модель здоровьесберегающей образовательной среды в детской школе искусств состоит из следующих компонентов: управленческого, образовательного, гигиенического, диагностического, оздоровительного, социального, воспитательного, консультационного.
Административное управление осуществляет директор и его заместитель.
Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет, общешкольные собрания, родительский комитет.
Заместитель директора реализует прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Организация методической работы в школе строится на проблемно- диагностической основе, отслеживании и непрерывном анализе результатов деятельности школы.
Работа методической службы ориентирована на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие личности учащегося.
К нам поступают дети с различными физическими данными, в том числе дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Поэтому мы занимаемся не только развитием способностей, но и коррекцией недостатков и с учетом этого формируем программу в целом и урок в частности.
В рамках создания здоровьесберегающей среды в нашей школе искусств мы успешно применяем нижеперечисленные технологии, способствующие диагностике, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Академическое и эстрадное пение:
Используемые методики:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ЛИЦА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ВОКАЛОТЕРАПИЯ РИТМОТЕРАПИЯ
УЛЫБКОТЕРАПИЯ
позволяют педагогам добиться результата даже при небольшом даровании у ученика, одновременно сохраняя его здоровье и желание заниматься в школе искусств.
Педагогами на каждом занятии используются разминки и массаж речевого аппарата, дыхание во время движения, распевки сидя и стоя, логопедическая гимнастика, расслабляющие физминутки, дыхательные упражнения лечебной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом А.Н.Стрельниковой. Благодаря эффективности дыхания по А.Н.Стрельниковой все органы и ткани нашего тела увеличивают максимальное потребление кислорода и одновременно поднимают процент углекислоты до нормы, оказывая благотворное оздоравливающее влияние. Перечень заболеваний, при которых эта гимнастика оказалась эффективной, достаточно велик: бронхиальная астма, хроническая пневмония, хронический ринит (насморк), хронический гайморит, грипп, заикание, болезни голосового аппарата, сердечная недостаточность, аритмия, гипертония. Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
1. восстанавливает нарушенное носовое дыхание и голос певцам;
2. улучшает дренажную функцию бронхов;
3.положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль
в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
4. повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
5. улучшает нервно - психическое состояние.
Класс хореографии
Все учебные дисциплины класса хореографии изначально имеют в своей основе здоровьесберегающие упражнения, формирующие двигательныенавыки учащихся, учат сознательно управлять мышечным аппаратом и одновременно корректируют имеющиеся физические недостатки.
С 2011 года на уроках хореографии в нашей школе с успехом реализуется здоровьесберегающие технологии «Логоритмика» и партерная гимнастика «Поющий партер». Особенность этих методик в том, что в них используется прием интеграции хореографии и логопедических упражнений. Т.е. во время ритмических движений дети пропевают/проговаривают специально подобранные слова и слоги, добиваясь таким образом координации слуха, речи и движения. Связь музыки, ритма, движения и слова помогает коррекции заикания, звукопроизношения, гиперактивности, психосоматических заболеваний, снимают нервно-психическое напряжение.
3.Преподаватели инструментальных классов, класса изо, музыкально-теоретических дисциплин нашей школы создают здоровьесберегающую среду с помощью профилактики утомления и стресса на уроке, соблюдая следующие обязательные условия.
1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) соответствующие СанПиН: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей, ростовая мебель и т.д.
2. Подстройка и ведение. Подстраивание под ученика (группу): синхронизация дыхания, повторение позы, движений, применение слов соответствующих репрезентативной системе учащегося. После подстройки вся информация от педагога становится для ученика (группы) значимой и запоминающейся (таким образом осуществляется ведение).
3. Смена доминанты примерно 1 раз в 10-15 мин, предупреждая монотонность и как следствие снижение эффективности восприятия материала у учащегося и усталости у педагога.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Применение на уроке игровых методов, которые позволяют ученику из пассивного потребителя информации стать инициатором, творцом собственного урока.
6. Контроль позы учащихся, чередование позы в соответствии с видом работы, гимнастика, укрепляющая осанку.
7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%.
9. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма для здоровых детей: не ранее 25-30 минут в 6-7 лет, 35-40 минут в 8-10 лет, 40 минут в 10-14 лет.
10. Темп окончания урока:
- спокойное завершение урока, отсутствие «скомканности»/ задерживания учащихся в классе. Учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
Большая роль в организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе искусств отводится психологической службе. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в нашей школеорганизовано таким образом, что преподаватель всегда может получить информацию об особенностях восприятия, памяти, типе и скорости мышления, сроках утомляемости каждого своего ученика, что обеспечивает сохранение полезного времени преподавателя и помогает выбрать эффективный прием подачи материала, репертуар, выстроить план урока.
Это возможно благодаря тому, что по запросу педагога на учащегося заводится диагностическая карта, в которой фиксируются следующие показатели:
- уровень развития кратковременной и долговременной памяти
- уровень развития и качество восприятия
- уровень развития и особенности мышления
- уровень эффективности работы (какое количество работы учащийся может выполнить за определенный срок), врабатываемости (насколько быстро он осваивает задание, скорость перехода информации «от головы к рукам»), психической устойчивости (утомляемости)
- репрезентативная система (кинестетик, аудиал, визуал)
- самооценка
- стрессоустойчивость
- личностные особенности, акцентуация характера
- уровень тревожности, агрессивности
- особенности детско-родительских отношений
и пр.
Психодиагностика проводится согласно годовому плану психолого-педагогического сопровождения, а также по запросу педагога, родителя.
По результатам психодиагностики, запросу педагогов формируются группы тренинговой работы, которые подразделяются на проблемные группы (где участники объединены для решения какой-либо психологической проблемы), группы тренинга умений (где участникам группы нужно научиться чему-то) и группы личностного роста.
Кроме того с целью улучшения психологического здоровья учащихся и повышения уровня их исполнительского мастерства с 2012 года внедрена программа психологической помощи тревожным учащимся для снятия страха публичных выступлений, концертов, экзаменов «Больше не боюсь!»
На данный момент апробируется новое направление работы с детьми и взрослыми"Театр в чемодане", в основе которого лежат методы психодрамы и куклотерапии.
Программа представляет разработанную методику в рамках арттерапии, где инструментом развития и коррекции служит кукла, театральная и народная игра. Широкий выбор приемов, упражнений позволяет моделировать занятия, исходя из проблем конкретных детей. В программе используются элементы народного фольклора. Работа с природными материалами помогает снятию стресса и раскрепощению участников (при желании ее можно совместить с уроками изобразительного искусства).
С целью повышения профессиональной компетенции педагогического состава в области здоровьесберегающих технологий планируются семинары для преподавателей : «Секреты бесконфликтного взаимодействия», «Как не «сгореть» на работе», «Методы быстрого восстановления» .
С целью просвещения и внедрения психологической грамотности в родительскую среду организуются лекции для родителей, работает тренинг детско-родительских отношений, вывешивается информационный листок на актуальные темы, проводится «Неделя психологии в школе искусств»
Работает кабинет психологической разгрузки, в котором с помощью специальных упражнений, медитаций, музыкальной терапии, сказкотерапии, ароматерапии, арттерапии оказывается благотворное влияние на здоровье учащихся и педагогов.
Индивидуальное консультирование учащихся, педагогов, родителей позволяет решить педагогические проблемы, расширить зону ближайшего развития ребенка, найти пути выхода из проблемных ситуаций.
III.Здоровьесберегающая деятельность педагога – психолога в детской школе искусств:
Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся и педагогического состава.
Способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Определение факторов, препятствующих развитию личности учащихся и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
Оказание помощи учащимся, родителям (лицам, их замещающим) и педагогическому составу в решении конкретных проблем.
Проведение психологической диагностики различного профиля, уровня и предназначения.
Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личного и социального развития учащихся.
Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся. Способствование развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Осуществление психологической поддержки творчески одарённых учащихся, содействие их развитию и поиску.
Определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся, а также различного вида нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции.
10) Формирование психологической культуры учащихся, родителей
(лиц, их замещающих) и педагогического состава.
11) Консультации работников образовательного учреждения по
вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на сохранение здоровья учащихся, повышение их социально-психологической компетентности, родителей (лиц, их замещающих) и педагогического состава.
IV.Критерии эффективности создания здоровьесберегающей образовательной среды в школе искусств
Изменение состояния здоровья учащихся
Снижение уровня утомляемости, тревожности, гиперактивности
Повышение работоспособности
Уменьшение числа пропусков по болезни
Улучшение состояния здоровья по имеющимся функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
Повышение физической и умственной работоспособности;
Повышение стрессоустойчивости.
Изменение состояния здоровья педагогов
Снижение уровня утомляемости
Снижение риска профессионального выгорания
Уменьшение дней нетрудоспособности за исследуемый период
Повышение стрессоустойчивости.
Организационные изменения
Совершенствование используемого комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей среды в детской школе искусств (по каждому направлению)
Организация текущего контроля внедрения здоровьесберегающих технологий, анализ ошибок и корректирование системной работы с их учетом
Корректирование образовательных программ и методов преподавания с целью адекватизации нагрузки в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
Подготовка педагогического состава школы по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий (на курсах, семинарах, прохождение профессиональной переподготовки и т.п.).
Заключение
В рамках данной темы мы ставим перед собой следующие задачи: - привлечь внимание педагогического сообщества к проблеме здоровья
детей; - познакомить с опытом работы в нашей школе искусств; - способствовать распространению имеющегося опыта.
Использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии – значит основной своей задачей видеть подачу знаний без стрессов. Мы, педагоги, можем облегчить детям сложный путь в мир музыки. Как хочется, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не досаду.
Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
В Детской школе искусств с.Новоалександрово активно применяется система комплексного взаимодействия по внедрению здоровьесберегающих технологий обучения, направленная на рациональную организацию учебного процесса, обеспечение условий успешного обучения воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья.
Определяя основные концептуальные подходы к проектированию создания здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды нашего учреждения, мы ориентируемся на понятие здоровья в широком смысле: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, психологическое и физическое.
Основанный на здоровьесберегающих принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, творческому, образованному человеку.
Подобный подход требует от преподавателя пересмотра отношения к уроку, качественно другого подхода к обучению. Возможно, сначала это покажется непростым, но в конечном итоге уроки начнут проходить более эффективно, а обучающийся и педагог будут избавлены от изрядной доли стресса и синдрома накапливающейся усталости.
Список литературы:
http://www.strelnikova.ru/book.phtml
Боренбойм. Путь к музицированию - М.: Советский композитор, 1979.
Исаева Л.Г. Создание здоровьесберегающей образовательной среды. Научно-методический журнал « Все для администратора школы». – 2012.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии - Москва, «ВАКО», - 2004
Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. М., 1993.
Петрушин В.И. Музыкальная психология - М.: Таланты-XXI век, 2009.
Рушель Блаво. Музыка здоровья. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2002.
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. - Москва, 2008.
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. - Москва, 2012