Социальная ситуация развития ребенка в деформированной семье.
Социальная ситуация развития ребенка в деформированной семье.
В данной статье рассматривается социальная ситуация развития ребенка в деформированной (алкогольной) семье. Здесь выделяется несколько типов детей и предлагагается их характеристика, включающая особенности поведения ребенка, специфику межличностных взаимоотношений, личностные особенности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная ситуация развития ребенка в деформированной семье.»
Социальная ситуация развития ребенка в деформированной (алкогольной) семье
Как известно семья – это основной источник социализации ребенка. Деформированная семья оказывает специфическое влияние на развитие личности ребенка. Подобных детей достаточно много. Но не все придут и скажут о своих проблемах. Как увидеть такого ребенка, как не сделать ему хуже?
Выделяют несколько типов детей:
Проблемный ребенок или «бунтовщик»
Таких детей все ругают и «воспитывают» - от соседей и учителей до представителей полиции. Трудновоспитуемый – привычное определение таких детей. Недисциплинированность, грубость, жестокость, наглость – вот черты подобных детей. В школе они плохо учатся, отлынивают от работы, легко попадают в асоциальные группировки, где вскоре начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотики. Если это девочка, то она, как правило, рано начинает половую жизнь, у нее могут быть беспорядочные случайные связи, незапланированная беременность. Почему так происходит?
Реакцию проблемных детей на алкогольную ситуацию в семье можно кратко охарактеризовать как бунт, против невыносимых условий жизни. Переживая стыд и страх, что окружающие могут раскрыть секрет их семьи, такой ребенок пытается скрыть свои чувства под маской грубого, вызывающего поведения. Агрессией и наглостью он как бы защищается от других людей, от их возможных насмешек и подозрений.
Именно группа проблемных детей в дальнейшем дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, преступников.
Клоун или шут
Закрыть глаза на неразрешимые проблемы, свести все к шутке – это тоже защита. Жизнелюбивые, активные дети находят именно такой способ адаптации в алкогольной семье. Пожалуй, в каждом классе есть свой «клоун», то есть ученик, который привлекает к себе внимание шутовским поведением: дурачится на уроках, передразнивает учителей, всех смешит. Учатся такие ребята неровно: если нравится предмет, есть настроение, то могут учиться и на отлично, а если не хочется - то могут и вовсе забросить учебу. Учителя, как правило, таких детей не любят.
Однако, несмотря на то, внешнее поведение таких детей кажется легкомысленным, веселым, на самом деле они испытывают тяжелые переживания. За шутовской маской скрывается душевная боль, тревога.
«Кроткий или потерянный ребенок».
Это дети, которые не выдерживают эмоциональных перегрузок, они как бы отключаются от реальности, уходят в мир фантазий, мечты. Такой ребенок незаметно ведет себя в школе. Он старается никому не причинять беспокойства и становится как бы невидимкой. Учителя не могут запомнить его имя, описать его внешность. Единственно, что могут сказать педагоги про такого ребенка, что он растерянный и невнимательный. В дальнейшем среди таких детей чаще случаются суициды.