Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия, как один из методов психотерапии»
Сказкотерапия, как один из методов психотерапии
Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми. Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:
1. Вызывают эмоциональный резонанс. Обращаются к двум психическим уровням: сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
о жизненно важных явлениях,
о жизненных ценностях,
о постановке целей,
о внутреннем мире автора (авторская сказка).
3. В сказке содержится информация о том:
как устроен этот мир, кто его создал,
что происходит с человеком в разные периоды его жизни,
какие этапы самореализации проходит женщина,
какие этапы самореализации проходит мужчина,
какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолеть,
как приобретать и ценить дружбу и любовь.
Р.М.Ткач считает, что для обретения сказкой силы и оказания помощи, необходимо придерживаться определенных правил создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка, но не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, который используется для решения проблемы.
3. Сказка должна разворачиваться в определенной последовательности:
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;