Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания у педагогов: причины и пути решения проблемы.»
Синдром эмоционального выгорания у педагогов:
причины и пути решения проблемы.
Маркова Светлана Владимировна,
педагог-психолог МАОУ города Иркутска гимназии №2.
Обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов профессиональной среды. Сильнейшим негативным фактором, способным влиять на характер профессионального общения учителя, является синдром эмоционального выгорания.
Гипотезой нашего исследования послужили следующие предположения: синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога; в формировании синдрома эмоционального выгорания играют роль как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности. Целью исследования было влияние организационных и личностных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания. Среди возможных факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, рассматривались следующие: возраст педагога; стаж педагогической деятельности; условия работы; удовлетворенность материальным вознаграждением; удовлетворенность выбранной профессией и ощущение ее важности и значимости в обществе; взаимоотношения с руководством и родителями учащихся. Для исследования использовались специально разработанная анкета из 14 вопросов, относящихся к организационной сфере, и опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон. В результате проведенных исследований были выявлены 3 группы педагогов, имеющих разную степень эмоционального истощения (низкую, среднюю, высокую).
При сравнении данных по трем группам были сделаны следующие выводы: практически все педагоги отметили, что их работа часто вызывает у них высокое эмоциональное напряжение, но не у всех это приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания; прямой зависимости степени эмоционального истощения от возраста и профессионального стажа не прослеживается; у большинства педагогов всех трех групп в равной степени большая продолжительность рабочего дня; профессиональные взаимоотношения с руководством и родителями учеников примерно одинаково оценивают педагоги всех трех групп; связи между уровнем материального вознаграждения за работу и степенью эмоционального выгорания не отмечается. В то же время 100% учителей, у которых выявлена высокая степень эмоционального выгорания, отметили, что им приходится работать сверхурочно, при этом 75% из них чаще, чем опрошенные первой и второй групп (низкая и средняя степень эмоционального выгорания) выполняют работу, не соответствующую квалификации. Среди педагогов третьей группы (высокая степень эмоционального выгорания) чаще отмечается высокий уровень редукции личных достижений (68%), а удовлетворение от выбранной профессии испытывают лишь 50% педагогов, что может быть как причиной, так и следствием эмоционального выгорания.
Таким образом, можно предположить, что на синдром эмоционального выгорания влияют как внешние факторы, так и личностные особенности педагогов. При одинаково большой нагрузке не у всех развивается эмоциональное истощение. Это может зависеть от умения правильно организовать свое рабочее время, продуктивно и экономно использовать свои временные и личностные ресурсы, от уровня профессиональных компетенций, от конструктивного подхода к решению возникающих в процессе деятельности производственных задач и проблем. Большое значение, очевидно, в предупреждении возникновения синдрома эмоционального выгорания имеют такие личностные особенности, как умение справляться со стрессами, не позволяя им перерастать в дистрессы, а также общее позитивное отношение к жизни и окружающим. Сознательное развитие упомянутых качеств является важной мерой профилактики возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания.