Цели жизни человека: первая жизненная цель — создание своей личности; вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми; третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Социологи и психологи провели исследование большого количества семей. И по результатам все семьи были разделены на группы по такому признаку, как психологический климат в семье и последствия.
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник советов для родителей »
ЕС
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ.
Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей: восприятие и запоминание сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп; формирование зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); выделение и различение геометрических фигур; копирование; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; очень медленный темп письма.
Подробнее остановимся на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений. Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность. Встречается и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз. У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
Рекомендации, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.
Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.
Подготовка руки ребенка к письму в школе.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка их пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка держать пишущий предмет, это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования., письма печатными буквами, штриховки.
Казалось бы, пусть пишет как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранения зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится 4 года, чтобы иметь запас времени исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься 6-летний ребенок может не более 20 минут.
Как распознать неправильный навык?
- неправильное положение пальцев
- ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему концу, или слишком далеко
- кисть жестко фиксирована
-слишком сильный или слабый нажим при рисовании и письме
-ребенок рисует слишком мелкие детали, значит жесткая фиксация кисти руки
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
- на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке
- нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец
- если жестко зафиксирована рука, то может помочь обведение крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки
-если ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
- конструировать из бумаги, шить, вязать, вышивать
- рисовать узоры по клеточкам
- делать пальчиковую гимнастику.
Развитие психических процессов детей через игровые упражнения .
Развитие памяти.
Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:
Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.
Дети очень любят соревнование, игру.
Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.
Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.
Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать
вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.
Предлагаю вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.
Игра «Слово за слово».
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря
Взрослый начинает игру и говорит:
«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.). Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.
Игра « Два предмета».
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:
Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить: а) увеличить количество игрушек; б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).
Переверни страницу.
Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке
- сколько мячей было в комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.
Развитие восприятия.
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу. Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр. Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать. 1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета. Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор, игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений.
2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.
Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.
Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные неправильно.
Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
Найди точно такую же группу букв среди остальных
Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
Какие буквы написаны? Сколько их?
Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Срисовывание по образцу фигуру или букву;
Складывание из палочек фигуру (по образцу);
Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы.
Развитие внимания.
Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Что же такое – ВНИМАНИЕ? Внимание это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект.
У малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно. У вашего ребенка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребенка.
1. «Найди игрушку»
Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
2. «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Задание: ребенок рисует любую не сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
3. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.)
и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало. По
такому же принципу проводится игра .
4. Домино, лото, шашки, мозаика.
5. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.
6.Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.
7. Списывание, спечатывание текстов.
8.Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу?» (отвернувшись, ребенок должен узнать, кто его позвал: мама, папа, бабушка или дедушка); «Слушай хлопки» (ребенок должен повторить ритмический рисунок хлопков, который только что слышал от взрослого).
9. Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.
Для того чтобы ребенок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение или самостоятельно играя проговаривать порядок действий.
Развитие мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками. Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.
Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать
мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.
Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.
1.Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы и т.д.)".
2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.
3.Игра «Угадай по описанию».Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
4.Игра «Закончи слово»
Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.
5.«Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.Ребенок должен определить какое слово лишнее и почему. Например:
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?
У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для
замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.
Очевидная надпись
Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного восприятия.
Ход игры
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
Что я делаю?
Цели: развитие любознательности, воображения.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
Ход игры:
Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве
чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Цели: развитие воображения, любознательности.
Ход игры
Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.).Отгадавший становится ведущим.
Воспитание воли у школьников
Есть люди, которые при возникновении преград отказываются от поставленной ранее цели. Таких людей мы называем безвольными. Безвольный человек обладает внушаемостью, податливостью. Он отказывается от самостоятельности в разрешении жизненных проблем, в выборе поступка, предпочитает быть ведомым, слушать того, чья воля сильнее.
В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобранны, забывают дома тетради, дневник, учебники, ручки. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно, что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это трудное дело, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.
Развитие воли – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Достаточно сегодня проанализировать причины правонарушений, малой трудоспособности значительной части юношей и девушек – всюду мы столкнемся с недостатком воли, трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели. Безвольный человек страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил обещание, не сделал намеченного в срок, не довел до конца важное дело.
Волевые качества – целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, организованность, дисциплинированность. Если эти качества развиты недостаточно, человек достигает весьма скромных результатов в своей деятельности, даже если у него были явные незаурядные способности. Он привыкает делать только то, что его увлекает. В начальных классах школьник может справляться с учебной программой, не проявляя особой работоспособности. Но привычка достигать успеха без особого труда позже может обернуться отставанием в учении.
Чем старше ребенок, тем больше требуется от него воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Если он выполняет задания без особого труда, надо дать ему работу, которая потребует от него трудового усилия. Воля может развиться лишь при условии, что у ребенка есть препятствия, которые необходимо преодолевать. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется.
Давайте одаренным детям задачи повышенной трудности. Не допускайте, чтобы они работали вполсилы. Вместе с тем, если ребенок опережает остальных детей в умственном развитии, это не значит, что можно загрузить его только интеллектуальной деятельностью. Например, музыкальная одаренность не дает оснований все свободное время ребенка без остатка посвятить только музыке. Если взрослые слишком форсируют деятельность детей в том направлении, в
каком у них обнаружены особые способности, это грозит дисгармоничностью, односторонностью развития. Опасна и перегрузка детей. Чрезмерные нервно-психические и физические затраты недопустимы, переутомление опасно для здоровья ребенка и всего хода его развития.
Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности); к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях; к обязательности в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизованности, к напряженной деятельности. Родители приучают ребенка убирать свои книги, вещи на место, делать зарядку по утрам, чистить зубы, убирать постель, вовремя вставать и ложиться, готовить домашние задания. Они продумывают постоянные обязанности ребенка по дому и контролируют их выполнение. Учитель добивается, чтобы ребенок добросовестно выполнял правила для учащихся, прилежно учился.
Сначала ребенку приходится напоминать о правилах поведения в школе и дома. Потом начинается следующий этап формирования волевых привычек – этап «втягивания». На третьем этапе у ребенка появляется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него возникла волевая привычка. Установлено, что для выработки привычки и соблюдению правил гигиены достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следует, что учителю и родителям нельзя ослаблять внимание к воспитанию упорства в интеллектуальном труде на протяжении всех лет обучения детей в школе. Но зато, если удалось эту привычку создать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни ученика. Большое счастье иметь таких педагогов и родителей, которые терпеливо и умело формируют у детей волю.
Развитие личности невозможно без самовоспитания, а развитие воли особенно. Можно порекомендовать детям вести дневник. Это помогало многим выдающимся людям в выработке нравственных и волевых качеств. Прочитайте детям, например, отрывок из юношеского дневника К. Д. Ушинского, где он намечает для себя правила «поведения»:
1. «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее».
2. «Прямота в словах и поступках».
3. «Обдуманность действия».
4. «Решительность».
5. «Не говорить о себе без нужды ни одного слова».
6. «Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится».
7. «Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать».
8. «Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках».
9. «Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Л. Н. Толстой составил для себя правила в дневнике: «Что назначено, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум твой действовать со всею… возможною силою…». При этом он подчеркивал: «Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». В дневнике Л. Н. Толстой подвергал себя резкой критике: «…Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой…».
Эта огромная работа по самовоспитанию принесла свои плоды. Не будь ее, возможно, не стал бы Л. Н. Толстой великим русским писателем, которым гордится наш народ.
Научите детей мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», «Подъем!». Убеждать себя: «Я справлюсь», «Я смогу». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»: надо сделать что-то – он найдет в себе на это силы, хочет чего-то достичь – сумеет мобилизовать себя, осуществить свое намерение, не отвлекаясь на второстепенное. Научить ребенка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достигать поставленной цели, – значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.
Воля вступает в действие особенно активно, если преграда непреодолима, а стремление превозмочь препятствие сильно. Ребенку многое нужно преодолеть. Разбивайте цели, стоящее перед ним, на ряд последовательных задач, посильных ему на данном этапе его развития. Преграда становится преодолимой, и ребенок прилагает усилия, чтобы с ней справиться.
Не забывайте, что:
– нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка;
– если ребенок выполняет задания без особого труда, необходимо давать ему задания, которые потребуют от него усилий;
– если перед детьми ставятся лишь очень легкие для них задачи, воля не тренируется; необходимо искусственно создавать препятствия, которые необходимо преодолевать;
– необходимо сочетать интеллектуальные и физические нагрузки;
– нельзя перегружать детей, чтобы не получить обратного результата (нервные расстройства и, как следствие, безразличие и т. д.).
«Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»
Как вы думаете, кого воспитывать труднее, мальчиков или девочек? Некоторые конецформыначалоформыНекоторыеН?YyYYYtrjnjhst l;;;kkkk;;;YYродители уверены: «Мальчиков воспитывать проще, чем девочек». Возможно, если относиться к воспитанию формально, это и так, но воспитать мужчину куда труднее, чем вырастить женщину. Если девочке биологически определено стать матерью, то мальчик в большей степени воспитывается социумом. Настоящие идеалы женственности и мужественности изменились в связи с изменившимся жизненным укладом. Изменение социума изменило и отношение к полоролевой идентификации.
Как же воспитывать мальчика или девочку?
Воспитание мальчика или девочки, прежде всего, зависит от того, как родители представляют полоролевое предназначение своего ребенка. Изменение семейных традиций сказывается на воспитании сына или дочки. Многие мамы воспитывают своих детей без поддержки отца, а зачастую в неполных семьях.Изменения быта, происшедшие за последние десятилетия, привели к тому, что «мужских дел» почти не осталось, и у мальчика нет возможности проявить себя настоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенком половой роли.
Трудности в становлении половой идентификации отмечаются больше у мальчиков, т.к. и в социуме врач, воспитатель, учитель это женщины.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду и школе чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: мама, бабушка, воспитатель, учитель. В результате для многих мальчиков мужественность формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми.
В жизни мальчика не хвалят за мужские проявления, а ругают за немужские. «Что ты плачешь как девочка», - говорят взрослые, но как по - другому проявить чувства не учат. Или: «Драться плохо». Мальчики ассоциируют мужественность с ростом и силой, всячески подчеркивая отличия от девочек (таким образом, юношеская грубость оправдана).
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.
Взрослый, который играет с ребёнком, учит его, помогает понять и почувствовать окружающий мир, показывает и объясняет, сопереживает и поддерживает, – часто не задумывается о том, что он развивает мозг ребёнка.
Научно доказано, что у девочек лучше развиты вербальные способности (любят повествовать, воспитывать), но мышление однотипное. Поэтому им надо показывать выполнение заданий на примерах, т.к. девочки склонны к шаблону, а так же приводить примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.
У мальчиков развиты пространственные и математические способности, нестандартное мышление. При подаче нового материала им надо приводить доказательства, в подаче материала использовать исследовательскую деятельность (мальчики любят до всего додумываться сами), дать возможность подискутировать. Мальчики интересуются дальними странами, предпочитают точные науки, спорт, но беспомощны в быту, самообслуживании.
В подсознании любого человека присутствуют архетипы, т.е. образы. Они различаются у мальчиков и девочек и проявляются в сновидениях и рисунках. У мальчиков это символы: свободы и путешествий - ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, транспорт; врага - драконы, роботы, монстры, змеи; силы и борьбы - меч, копье, лук, стрелы, крепость; победы - флаг, горн, крики “ура!”.У девочек совсем другая система символов: материнства - куклы, невесты, детские кроватки или коляски; женственности, изящества, легкости, нежности - воздушные шарики, птички, принцессы; очага и домашнего уюта - дом, стол, занавески, посуда; достатка в доме - ягоды, фрукты, овощи, грибы; женской красоты - цветы, яркие губы, глаза, наряды. Девочки рисуют существительные, а мальчики глаголы.
Игровая деятельность мальчиков и девочек выстраивается тоже по - разному.
Мальчики любят играть в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Они осваивают большое пространство. Их игры связанны с борьбой, бегом.
Девочки же собираются маленькими группками, раскладывают игрушки рядом.
Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам больше заботы. Это формирует позитивное отношение к себе.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям. Они готовы понять ее чувства, желания, нужды. Так проявляется потребность оставаться слабой, что является женским качеством.
Для мальчика важна мотивация к действию. Если ее нет, то мальчик начинает плохо учиться, появляется депрессия, гиперактивность. Мальчик счастлив, если в нем нуждаются, высокая оценка его поступков вызывает желание
действовать.
Воспитывая мальчика, проявляйте к нему доверие, принятие, одобрение. Девочке нужна забота, понимание, уважение.
Таким образом, признавая важность формирования адекватных полоролевых признаков, крайне важно учитывать особенности развития мальчиков и девочек, поскольку знание таких особенностей поможет в организации воспитательного процесса.
Как научить ребенка чувству времени
Представьте, что существует банк, который каждое утро кладет на ваш счет 86 400$. Он не хранит ежедневный остаток – каждую ночь он приравнивает к нулю все до последней копейки. Что вы сделаете? Конечно, будете тратить абсолютно все каждый день! У каждого из нас есть этот счет в банке. Его имя? Время! 86400 секунд в день- часовая стрелка продолжает описывать дугу, инвестируй в здоровье, в успех, в радость, достигни максимума за день!
Дети до пяти лет вообще не задумываются, если им во время не подсказать, что выполнение любого действия измеряется временем. И научить ребенка чувствовать время, ценить его – важная родительская задача, чтобы потом не ругать ребенка за вечные опоздания и не возмущаться, что он опять ничего не успел во время. Чувство времени побуждает ребенка быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Доказано также, что пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления.
А как научиться чувствовать время, если тебе не дают им распоряжаться? В большинстве случаев право распределять время ребенка находится у родителей. Мамы и папы решают, во сколько ему вставать, играть, идти на прогулку и смотреть мультики. Когда весь распорядок дня спланирован за ребенка, у него нет ни возможности, ни потребности учиться ценить время. Но есть и другая крайность – режима дня нет вовсе, и временные рамки никак не ограничиваются. Захочет, проснется, захочет, поест, сколько хочет, столько и играет, и живет ребенок в стране под названием «Безвременье».
Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: или он увлечен любимым занятием и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться, слоняется без дела, ждет мультфильм, и тогда время для него время, как бы останавливается.
Что поможет?
1. Если ребенок увлечен чем-то, подойдите к нему и вникните в его мир игры, задайте вопросы, а затем переключите игру на ее окончание. Регламентируйте время занятий ребенка: «Вот давай дорисуем здесь и идем одеваться», «Досматривай, эту серию и идем ложиться спать». Да на это уйдет 3-10 минут, но зато спасет от конфликта вас и Вашего ребенка.
2. Предлагайте ребенку, хотя бы иногда, засекать, сколько времени у него уходит на умывание, одевание, игру и т.д., а затем вместе анализируйте, почему вчера на уроки было потрачено столько, а сегодня столько времени, фиксируйте
«отбросы времени», когда время было «убито».
3. Для того, чтобы ребенок рационально использовал свое время, памятуя о том, как оно быстротечно, во время выполнения какого-л. дела можно использовать песочные часы. В этом случае ребенок наглядно видит, как «утекает время».
4. Помогите ребенку наметить план дел на день. Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Обсудите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты.
5. Постепенно отказывайтесь от строгого пошагового контроля - ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самоконтролю. Проконтролируйте только итог, обсудите, что удалось, что не удалось и почему. Сначала делайте это иногда, постепенно приучая ребенка нести ответственность за расход своего времени самому.
6. Домашние обязанности, приучение к самообслуживанию также координируют действия ребенка, учат регламентировать свое время.
7. Воспитывайте чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность – поощряйте ребенка, если он сумел качественно и быстро сделать что-то, указывайте ему на преимущества: «Посмотри, сколько у тебя теперь свободного времени на прогулку!»
8. Приводите примеры того, что ценного может человек сделать за 1 минуту. Спросите, что ребенок сможет сделать за это время. Попросите его сделать это. Повышайте в сознании ребенка ценность каждой минуты.
Семья и жизненные цели подростков.
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Цели жизни человека: первая жизненная цель — создание своей личности; вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми; третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Социологи и психологи провели исследование большого количества семей. И по результатам все семьи были разделены на группы по такому признаку, как психологический климат в семье и последствия.
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков изсемей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие
Третья группа семей.Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.
Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Как избежать конфликтов в семье. Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание?
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.
Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Это, скорее всего человек, который знает и чувствует нравственные нормы общества, которые приняты людьми внеглассно и могут со временем меняться, хотя «костяк» всегда сохраняется. И эти нормы он начинает познавать в первом социальном институте – семье.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.