Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.
Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, колледж ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к жизни в колледже их детей, формирование интереса к нему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в процессе адаптации к колледжу»
Роль семьи в адаптации к колледжу
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.
Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, колледж ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к жизни в колледже их детей, формирование интереса к нему. Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в колледже в виде собраний, семинаров. Используются и нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч - это эффективные направления деятельности колледжа в направлении привлечения родителей к колледжу.
Одна из нестандартных форм работы с родителями – Родительское собрание
“ День открытых дверей”. В рамках этого мероприятия проводится разнообразная работа специалистов колледжа с родителями студентов.
Цели:
Формирование активной педагогической позиции родителей.
Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Оформление:
Рисунки первокурсников на тему “Что мне нравится в колледже?”
Изображение цветка.
Плакат –памятка для родителей “Условия успешности обучения в колледже”
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.
Ход встречи
I. Упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок. 3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок. 5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете? Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
II.Ведущий:Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в колледже?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в колледже.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в колледже.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другой колледж.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о колледже с радостью.
В группе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в колледже.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в колледже.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к колледжу и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из колледжа не приходится.
6-7 баллов - В колледже дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В жизни колледжа что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к колледжу, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в колледж, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
III. Немного теории. Информация о психологической готовности ребенка к колледжу. Поступление в колледж в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Среди детей, поступающих в колледж, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.
IY. Работа с изображением цветка.
Цветок - это ваш ребенок, наш ученик. Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция. Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом, развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.
Y. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.
Разбираются особенности мотивов учения первокурсников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.
YI.Ведущий: Сказка “Колобок” на психологический лад.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Условия успешности обучения в колледже: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к колледжу, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о колледже, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию первого курса студент должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!