Просмотр содержимого документа
«Роль игры в формировании личности ребенка»
Шамсиева Гульзайра Салимовна
Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы
«Роль игры в формировании личности ребенка»
А. С. Макаренко, К.Д.Ушинский и другие ученые подчеркивали решающее влияние игры на формирование личности ребенка.
В этих высказываниях отмечается общее значение игры для развития ребёнка.
Игра готовит ребёнка к предстоящему школьному обучению, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий, формирование его мотивационной (личностной) готовности к школе. Выполнение ребёнком взятой на себя роли взрослых, в сюжетно-ролевой игре, связано с эмоциональными побуждениями. В игре формируется соподчинение мотивов, соподчинение ситуативных мотивов более, общим и высоким: т.е. выполнением взятых на себя обязанностей в процессе игры.
Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности которое, является основным моментом готовности к школьному обучению. В этом заключается основное значение игры для психического развития, в этом заключается её ведущая функция.
Игра ребёнка – важный показатель общего развития.
Таким образом, исследователями отмечается важность игры в формировании мотивационной готовности ребенка к школе.
Переход от дошкольного детства к школьному,- как указывала Божович Л.И. характеризуется решительным изменением места ребенка, в системе доступных ему отношений, и всего образа жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно
осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих его людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или не успех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности, вопросы воспитания.
Возрастной период от шести до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период, психика шестилетнего ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения. (13. с.4)
Память. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы память ребенка стала произвольной, он должен располагать эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Развитость воображения в дошкольном возрасте определяется тем, что дети все, много и разнообразно играют. Играя в дошкольном возрасте, они обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.
Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных, странах и.т.д.
Познавательное общение, переплетаясь с поисковой деятельностью ребенка, направляемое взрослым, становится условием формирования познавательных интересов, познавательной активности, без которых школьное обучение не может стать для детей увлекательным и успешным.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли, усматривая во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению, играм со взрослыми.
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое ребенком и непосредственно связано с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.
Нравственные инстанции порождают у детей нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, том числе и элементарные потребности.