Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Роль игры в жизни ребенка»»
«Роль игры в жизни ребенка»
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство - короткий, но важный период становление личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка - то же, что для взрослого его работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Все игры подразделяются на группы:
Подвижные игры. Все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Дидактическиеигры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путём многократных повторений усваивают объём знаний.
Сюжетно – ролевые.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Основные ошибки родителей в отношении к детским играм
Родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и организуют игру.
Родители слишком много внимания уделяют игре, все время в нее вмешиваются, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться и подражать; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и испытывает затруднения в своей работе, отец или мать присаживаются рядом с ним и говорят: «Ты не так делаешь, смотри, как надо». Если ребенок вырезает что-нибудь из бумаги, родители отбирают у него ножницы и говорят: «Давай, я вырежу. Видишь, как хорошо вышло?» Ребенок видит, что вышло действительно лучше. Он протягивает родителям второй листок бумаги и просит еще что-нибудь вырезать. В результате дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.
Родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки и гордятся этим. Детский уголок в таких семьях похож на игрушечный магазин. Обычно такие родители очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребенка. Их дети становятся коллекционерами игрушек, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают их и требуют новых. Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и осторожного отношения к игре детей.
Рекомендации:
Как бы ни был загружен ребёнок (уроками, тренировками, внешкольной деятельностью), необходимо сделать всё, чтобы организовать ребёнку возможность поиграть.
В структуру игры или в набор игр для малыша абсолютно необходимо включать те элементы, которые не являются для него доступными, повседневными. Это вызывает гораздо больший интерес и развитие, чем повторяющийся ход и вид игры. Решение, овладение этими новейшими элементами будет вызывать самую большую радость и удовольствие для малыша.
Если не хотите привить ребёнку чувство неполноценности, то не стоит бросаться выражениями типа «играешь целыми днями, ничем серьёзным не занимаешься». Игра имеет свою форму «серьёзности» и, непременную пользу для развития. Если хотите сделать её полезной, опять же поспособствуйте определенному подбору игр. Стоит уважать любой вид деятельности малыша.
С помощью игр необходимо формировать самостоятельность ребёнка. Включайте те виды игр, которыми он может заниматься без вашей помощи, участия (пирамидки, кубики, матрешки, конструктор, мозаика). Перед тем, как оставить ребёнка «один на один» с игрой, стоит заинтересовать его и проинструктировать. А также важно не забывать хвалить малыша за самостоятельную игру.
При знакомстве ребёнка с компьютерными играми, следует подбирать именно развивающие: логические, языковые, познавательные.