В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в дошкольном общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
Включение, или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в работе с детьми ОВЗ »
Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ.
Ещё каких-то лет двадцать назад в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными заболеваниями. Но государство взяло курс на интеграцию таких учащихся в общеобразовательные школы. Это внесло, конечно, свои трудности в образовательный процесс, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями. Замечательно, когда в школе формируется отдельный класс, где обучаются дети с интеллектуальными затруднениями в учёбе.
Классный руководитель в таком классе имеет особый статус в школе. На мой взгляд, кроме своего основного образования по предмету он должен получить ещё и дополнительныё знания по психологии и олигофренопедагогике. И это одно из самых важных условий работы в подобном классе. В средней школе на основной ступени это может быть класс, где обучаются дети и 6 класса, и 8 класса.
Знания особенностей возраста обучающихся поможет избежать многих ошибок в работе с детьми. Кроме этого педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в его класс. А самое главное – видеть хорошие качества ребёнка, верить, что каждый ребёнок в чём-то талантлив.
Первые месяцы после формального формирования класса можно считать адаптационными для всех участников образовательного процесса. Этот период, наверно, самый сложный, потому что выявляется неформальный лидер, появляются предпочитаемые и изгои среди детей. Классный руководитель чутко отслеживает ситуацию, используя такие виды диагностической работы, как наблюдение, тестирование, индивидуальные беседы. Изучение индивидуальных особенностей детей в классе потребует достаточно много времени, особенно если в школе нет психолога. Рекомендуется завести «Индивидуальную психолого-педагогическую карту обучающегося», где классный руководитель будет фиксировать, по сути, каждый шаг ребёнка в развитии. На первом этапе после необходимой диагностики записывается характеристика ребёнка. Затем в течение учебного года фиксируются все проблемы, с которыми встретился ребёнок, достижения в учёбе, в труде, в общении. В конце учебного года проводится снова диагностика, и классный руководитель, сравнивая результаты, проводит анализ своей работы за год, делает выводы и ставит цели на следующий год. Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей помогает и в построении программы работы с классом. Программа должна учитывать диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское направление в работе с классом, а также учитывать целевые установки по работе с коллективом, адаптацию учащихся. В блок просветительской работы необходимо включать классные часы, беседы, игры, тренинги по сохранению и сбережению здоровья учащихся.
Педагогический консилиум в классе можно проводить, когда все особенности детей выявлены, и классный руководитель может дать малому педагогическому коллективу по каждому ребёнку класса особые рекомендации в обучении, в особых педагогических подходах к классу. Следует также указать на особенности урока в таком интегрированном классе:
1. Индивидуальная работа с учащимися.
2. Смена видов деятельности на уроке каждые 20 минут
3. Использование физкультурных пауз .
4. Поэтапное разъяснение заданий.
5. Использование игровых технологий на уроке.
6. Использование технических средств обучения
7. Ежедневная оценка за выполненное задание.
Педагогический консилиум в таком классе может проводиться неоднократно в течение года. Это может быть консилиум по отдельному ребёнку, который плохо адаптировался в классном коллективе, может быть по отдельной группе учащихся, может в конце года по анализу результатов достижения учащихся.
Особо хочется сказать о работе классного руководителя с родителями учащихся. Это могут быть как благополучные, так и неблагополучные семьи.
С благополучными, конечно, проще. Очень часто такие родители обращаются с просьбой дать совет, как общаться с детьми подросткового возраста, какие методики использовать при изучении программного материала. Классный руководитель в работе с родителями старается использовать разнообразные формы работы: лекции, тренинги, круглые столы, которые носят просветительский характер и учат находить правильное решение в педагогических ситуациях. С неблагополучными семьями намного сложнее. Здесь нужно подключить к работе социального педагога, у которого все эти семьи на учёте. Если эта работа ведётся в системе, то можно добиться каких-то, пусть небольших, но результатов, которые влияют на общее самочувствие детей, как дома, так и в коллективе.
Работа классного руководителя в интегрированном классе с детьми с ОВЗ — особая работа. Она требует аналитических, координационных, организационных навыков. Она требует глубоких знаний общей психологии, специальной психологии, личностных свойств характера – гибкости, терпимости, наблюдательности. Если в этом ещё помогают школьные службы, то в такой класс учителя-предметники идут на урок как на праздник.
Использованная литература:
1. «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005г
2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» – М.: Изд-во «Аркти», 2005г
3. «Система образования для детей с проблемами в здоровье» Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008г.