Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Чтобы быть успешным в современном обществе, ребёнок с ОВЗ должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом. Повышение уровня социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе позволяет улучшить качества жизни ребенка с ОВЗ.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении. Не секрет, что школа для очень многих детей с ограниченными возможностями здоровья становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми.
С детьми с ОВЗ я работаю, четвертый год, как классный руководитель. В моем классе немного ребятишек, но все они разные. Каждый мой ученик-ЛИЧНОСТЬ. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Поэтому моя работа как классного руководителя должна быть построена таким образом, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не боялся этого мира, а входил в него без страха, необходимо своевременно сформировать у него социально значимые умения и навыки. Надо сделать всё для того, чтобы дети шли по лестнице успеха, а не провала. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решить.
Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. Дети с ОВЗ в силу своих возможностей принимают участие в различных внеклассных мероприятиях. Ежегодно мы проводим День Толерантности , День Здоровья, субботники, принимаем участие в акции «Ты не один». Данные мероприятия содействует воспитанию у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям. Результатами этих мероприятий стали выпуски стенгазеты, фотоотчеты и выставки.
Значительное внимание в работе классного руководителя уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей в организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).
Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение. Так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участию в творчестве и созидании, приобретению опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Классные руководители также играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе. Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Таким образом, мы видим, что классный руководитель играет ведущую роль в социализации детей с ОВЗ через организацию внеклассных мероприятий, творческую деятельность и работу с родителями.