Родительское собрание на тему: "Семейное воспитание и развитие личности ребенка. Стиль семейного воспитания, психологический климат в семье."
Родительское собрание на тему: "Семейное воспитание и развитие личности ребенка. Стиль семейного воспитания, психологический климат в семье."
Огромную роль в формировании и развитии нервно-психической устойчивости школьников играет психологический климат в семье, который, в свою очередь, формируется в результате применения определенных стратегий и стилей воспитания. Как стили воспитания влияют на формирование личности ребенка необходимо знать каждому родителю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Семейное воспитание и развитие личности ребенка. Стиль семейного воспитания, психологический климат в семье."»
Семейное воспитание развития личности ребенка. Стиль семейного воспитания, психологический климат в семье.
Слайд 1
Все начинается с семьи.
Слайд 2.Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно здесь закладывается фундамент его гражданственности.
Слайд 3. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Слайд 4. Психологический климат в семье оказывает большое влияние не только на развитие детей, но и взрослых, определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда.
Слайд 5. Его создают члены каждой семьи каждый день, каждый час. И от усилий всех членов семьи зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
2. возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи,
3. высокая доброжелательность членов семьи друг к другу,
4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,
5. гордость за принадлежность к своей семье,
5. ответственность.
Слайд 7. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Слайд 9. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Слайд 10. И здесь хочется отметить, что ошибочно многие люди думают, что рождение ребенка все изменит и ситуация исправится к лучшему. На самом деле это далеко не так. И если мужчине и женщине не удалось установить благоприятные отношения до появления малыша, то вероятнее всего, его рождение семью никак не укрепит. Может быть, только внешне, формально, семья сохранится, но при этом такая семейная жизнь не принесет никому радости. И ребенок, растущий в такой семье, не получая любви и ласки, а чувствуя напряжение родителей и зачастую видя их ссоры, будет страдать. Причем страдает ребенок не только эмоционально в прямом смысле слова, но изменяется развитие ребенка в целом, вплоть до развития психосоматических заболеваний (когда психические проблемы проявляются в виде телесных заболеваний), возникновения невротических расстройств, возникновения навязчивых движений.
Слайд 11. Разумеется, необходимо стремиться к созданию благоприятного психологического климата в семье. Чтобы домой хотелось возвращаться, чтобы дом со всеми его жителями стал той тихой гаванью, где можно восполнить силы, отдохнуть, получить помощь и поддержку. И ведь это важно не только для детей, но и для взрослых.
Слайд 12. Каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния. В воспитании детей во многих семьях активно участвуют бабушки и дедушки. Особенный микроклимат порой создается в семьях, где есть бабушки и дедушки И это замечательно. Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка. При этом очень важно, чтобы бабушки и дедушки не просто присматривали за ребенком какое-то количество часов в день, не просто отводили на занятия и забирали, а чтобы проявлялась забота, теплота, взаимный интерес к сохранению традиций семьи и памяти. В наше время технический прогресс стремительно развивается, жизнь и быт значительно отличаются от быта прошлых поколений, и зачастую дети не понимают и не хотят понимать многих вещей, связанных с жизнью своих предков. Так вот именно бабушки и дедушки являются той связующей ниточкой, именно от них можно узнать много интересного об истории своей семьи, например. И такая связь поколений особым, положительным образом сказывается на психоэмоциональном развитии детей.
Слайд 13. Детей учит то, что их окружает. А еще дети очень тонко чувствуют состояния и настроения взрослых, а также учатся очень быстро взрослыми манипулировать. Особенно если в воспитании детей участвуют несколько взрослых. Очень важно придерживаться единой стратегии воспитания и единого стиля.
Слайд 14. Кратко вспомним стили воспитания:
Авторитарный стиль(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Результат такого воспитания – пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»), — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей,
Неспособность семьи контролировать поведение ребенка также может привести к вовлечению его в асоциальные группы
Индифферентный стиль (безразличный)- характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями.
Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.
Результатом такого воспитания могут стать острые и частые конфликты подростков с родителями, попытки ухода из дома.
Авторитетный стиль воспитания является самым гармоничным и соответственно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок, воспитываемый таким образом, может иногда нарушать дисциплину, но на замечания реагирует разумно и поведение старается исправить. У таких детей рано появляется чувство самоконтроля и волевые качества.
При этом правильное, ответственное социальное поведение формируется благодаря твердости и последовательности воспитательных действий. В подростковом возрасте у таких детей менее остро проявляется кризис, благодаря доверительным отношениям с родителями удается избежать многих проблем.
Итак, какие действия взрослых к чему могут привести
•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь - писал Д.С. Макаренко - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...»
Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые.