Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей в период кризиса 3-х лет»
Содержание
Практическая часть……………………………………………………
1 Методики и этапы практического исследования влияния стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений………………………………………………………………………
2 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..
3 Рекомендации родителям согласно результатам исследования………….
1 Методики и этапы практического исследования влияния стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений
Целью экспериментального исследования является изучение влияния воспитательной стратегии родителей на успешность переживания кризиса 3-х лет.
Гипотеза исследования - успешность переживания кризиса 3-х лет связано с воспитательной стратегией родителей.
Исследование включает следующие этапы:
Выявление стратегии родительского воспитания, с этой целью проводилась беседа с педагогами группы детского сада и группы развития о стратегии родительского воспитания. Беседа с родителями детей для выявления стратегии воспитания.
Выявление степени проявления признаков кризиса 3-х лет у детей путем наблюдения за взаимодействием детей и родителей в условиях детского сада и группы развития и наблюдения за поведением детей в условиях детского сада и группы развития.
Выявление степени проявления признаков кризиса 3-х лет у детей путем беседы с родителями.
Выявление степени проявления признаков кризиса 3-х лет у детей путем беседы с педагогами группы детского сада и группы развития.
Обработка результатов исследования.
В исследовании принимали участие 35 человек (воспитанники групп детского сада МАДОУ «Колос» в с.Барда и ученики центра эстетического развития "Гармония").
На первом этапе, проводилась беседа с педагогами и родителями с целью выявить стратегии родительского воспитания (см. прил. №1). В результате беседы определилось 7 групп воспитанников:
Дети, в семьях которых придерживаются 1 стратегии – 4 человека;
дети, в семьях которых придерживаются 2 стратегии – 6 человек;
дети, в семьях которых придерживаются 3 стратегии – 4 человека;
дети, в семьях которых придерживаются 4 стратегии – 4 человека;
дети, в семьях которых придерживаются 5 стратегии – 8 человек;
дети, в семьях которых придерживаются 6 стратегии – 2 человека;
дети, в семьях которых придерживаются "идеальной" стратегии – 7 человек.
На втором этапе исследования проводилось наблюдение за взаимодействием детей и родителей и наблюдение за детьми в условиях группы детского сада и группы развития.
В период наблюдения учитывались следующие правила:
прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения (освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.). В данном исследовании предметом наблюдения являлось взаимодействие детей и родителей, а так же поведенческие проявления кризиса 3-х лет.
составить реалистичную схему наблюдений. Данная схема заключалась в том, что за детьми велось наблюдение в разных ситуациях: на прогулке, в группе, в раздевалке во время прихода в сад и ухода домой, что обеспечило соблюдение правила №3.
наблюдать в различных обстоятельствах
записывать сразу результаты наблюдений. Результаты наблюдения фиксировались в таблице.
отмечать дату и время наблюдения
записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными
соблюдать конфиденциальность
В результате исследования были выявлены основные признаки кризиса 3-х лет (упрямство, строптивость, своеволие, симптома обесценивания, деспотизма, негативизма) и занесены в таблицу №1 (см. прил. №2). Степень проявления симптомов кризиса 3-х лет оценивалась по 5т-и бальной системе:
1 балл – не значительное проявление;
2 балла – слабое проявление;
3 балла – среднее проявление;
4 балла – усиленное проявление;
5 баллов – очень сильное проявление.
На третьем этапе исследования проводилась беседа с родителями (см. прил. №3) на предмет степени проявления признаков кризиса 3-х лет, результаты беседы отражены в таблице №2 (см. прил. №2).
В ходе беседы родителям было предложено самим оценить степень проявления признаков кризиса трех лет у их ребенка, по предложенной выше пятибалльной системе.
На четвертом этапе исследования проводилась беседа с педагогами групп на предмет степени проявления признаков кризиса 3-х лет у воспитанников, результаты беседы отражены в таблице №3 (см. прил. №2).
Беседа с педагогами заключалась в том, что бы они оценили по выше предложенной системе степень проявления кризиса трех лет у своих воспитанников.
На пятом этапе исследования проводилась обработка результатов и составление графиков и диаграмм, для отражения картины исследования.
2 Анализ результатов эмпирического исследования
На первом этапе исследования мы выделили 7 групп детей:
группа - дети, в семьях которых придерживаются 1 стратегии – 4 человека;
группа - дети, в семьях которых придерживаются 2 стратегии – 6 человек;
группа - дети, в семьях которых придерживаются 3 стратегии – 4 человека;
группа - дети, в семьях которых придерживаются 4 стратегии – 4 человека;
группа - дети, в семьях которых придерживаются 5 стратегии – 8 человек;
группа - дети, в семьях которых придерживаются 6 стратегии – 2 человека;
группа - дети, в семьях которых придерживаются "идеальной" стратегии – 7 человек.
В результате наблюдения за детьми были получены следующие результаты (средний балл по группе):
Таблица №1 Сравнительные результаты наблюдения за детьми по группам
№ группы
Степень проявления упрямства
Степень проявления строптивости
Степень проявления своеволия
Степень проявления симптома обесценивания
Степень проявления деспотизма
Степень проявления негативизма
1
3.25
3.75
3.75
4.25
3.5
4
2
3,6
3,5
3,3
4
4,1
3,6
3
2,75
2,25
1,5
1,5
1
2
4
4,35
4
4,5
4,75
4,75
4
5
3.125
3,625
3,625
3,375
3,75
3,625
6
4
4
4,5
4,5
5
4,5
7
2
2
2
1,57
1,85
1,85
Рисунок №1 Сравнительные результаты наблюдения за детьми
(У – во – упрямство, С-сть – строптивость, С - лие – своеволие, Сим.Об – симптом обесценивания, Д-м – деспотизм, Н-м – негативизм)
Результаты беседы с родителями представлены в таблице №2 и на рисунке №2.
Таблица №2 Сравнительные результаты беседы с родителями по группам
№ группы
Степень проявления упрямства
Степень проявления строптивости
Степень проявления своеволия
Степень проявления симптома обесценивания
Степень проявления деспотизма
Степень проявления негативизма
1
4
4
4
4
3,75
3,75
2
3,8
3,6
3
4,1
3,8
4
3
2,25
2.5
1.25
2
2
2
4
4.2
4.75
4.5
4
4.5
4.25
5
3,375
4
3.25
3.5
3.375
4.125
6
5
4.5
5
3.5
4
3.5
7
2
2.6
2.7
2
1.57
1.85
Рисунок №2 Сравнительные результаты беседы с родителями
(У – во – упрямство, С-сть – строптивость, С - лие – своеволие, Сим.Об – симптом обесценивания, Д-м – деспотизм, Н-м – негативизм)
Результаты беседы с педагогами представлены в таблице №3 и на рисунке №3.
Таблица №3 Результаты беседы с педагогами
№ группы
Степень проявления упрямства
Степень проявления строптивости
Степень проявления своеволия
Степень проявления симптома обесценивания
Степень проявления деспотизма
Степень проявления негативизма
1
3
4
3.25
3.25
3.5
4
2
3.66
3.5
3.5
4
4
3.7
3
2.5
2
1.5
1.5
1.25
1.75
4
4.25
4.25
4.75
4.5
3.75
3.75
5
3.875
3.875
3.75
3.625
3.625
3.625
6
4
4
3
3.5
5
4
7
2.3
1.86
2
1.7
1.86
1.7
Рисунок №3 Сравнительные результаты беседы с педагогами
(У – во – упрямство, С-сть – строптивость, С - лие – своеволие, Сим.Об – симптом обесценивания, Д-м – деспотизм, Н-м – негативизм)
Общие результаты исследования отразим в таблице №4 и на рисунке №4. В качестве общего результата был взят средний балл по всем признакам кризиса.
Таблица №4 Общие результаты исследования
№ группы
1
2
3
4
5
6
7
Исследование
Общий результат
Общий результат
Общий результат
Общий результат
Общий результат
Общий результат
Общий результат
наблюдение
3.16
3.68
1.8
4.5
3.458
4.4
2
Беседа с родителями
4
3.6
2
4.35
3.6
4.25
2
Беседа с педагогами
3.5
3.6
1.75
4.2
3.7
3.9
1.9
Рисунок № 4 (Бес. с.пед. – беседа с педагогами, бес.с род – беседа с родителями, н-ние – наблюдение)
Подводя итоги исследования, мы объединим полученные результаты и представим их в таблице №5 и на рисунке №5.
Таблица №5 Итоговый результат исследования
№ группы
1
2
3
4
5
6
7
Средний результат
3.55
3.6
1.85
4.35
3.586
4.183
1.96
Рисунок №5 Итоговый результат исследования
Таким образом, рассматривая результаты исследования, мы видим, наиболее ярко и часто симптомы кризиса 3х лет проявляются у детей из 4 и 6 группы, в семьях которых придерживаются 4 ("Ему можно все") и 6 ("Воспитание в многопоколенной семье - бабушка наше все") стратегий воспитания. Так же высокие показатели (ближе к уровню "усиленное проявление кризиса") у детей из 1группы ("Отдадим его профессионалам"), 2 группы ("Он должен, просто обязан") и 5 группы ("Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать!... ну и иногда отец"). Показатель степени проявления кризиса 3-х лет у детей из 3 группы ("Духовное, только духовное!") и 7 группы ("Идеальная") находятся на уровне "слабое проявление признаков кризиса 3х лет. Таким образом, гипотезу исследования: "успешность переживания кризиса 3х лет связано с воспитательной стратегией родителей" считаем доказанной, так как при разных подходах к воспитанию степень проявления признаков кризиса 3-х лет разная.
3 Рекомендации родителям согласно результатам исследования
В начале представим общие для всех групп рекомендации по преодолению отдельных поведенческих проявлений кризиса 3-х лет у детей.
Для успешного преодоления трудностей, возникающих в период кризиса
3-х лет родителям необходимо выработать правильную линию поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка. Так же необходимо позволить ребенку стать самостоятельным, по возможности не вмешиваться в дела ребенка, если он сам об этом не просит.
Необходимо учитывать тот факт, что ребенок как бы испытывает характер родителей, проверяет по несколько раз в день действительно ли нельзя то, что было запрещено утром, в обед, вчера и т.д. В этом случаи очень важно проявить твердость и установить четкие запреты, однако их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи.
Учитывая то, что ребенок многие слова и поступки повторяет за родителями, необходимо следить за своим поведение и не проявлять излишних эмоций при ребенке.
При вспышках упрямства или гнева можно попробовать переключить внимание ребенка на что-нибудь нейтральное.
Ребенку бесполезно что-то объяснять в тот момент, когда он злится или у него истерика, объяснения "что так делать не хорошо" стоит отложить до того момента, пока ребенок не успокоиться. Во время истерики ребенка можно взять на руки и отнести в безлюдное место, чтобы дать возможность успокоиться.
Для сглаживания кризисных вспышек можно использовать игру. Например, если ребенок отказывается есть, то не следует настаивать, можно посадить за стол мишку и предложить ребенку его покормить, перед этим объяснив, что мишка хочет есть по-очереди: ложка ему, ложка тебе. Подобным образом можно обыгрывать и другие ситуации: поездку на машине, умывание, одевание, поход к врачу и многое другое.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не "сюсюкаться", не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Для родителей, которые придерживаются первой воспитательной стратегии необходимо установить детско-родительские отношения с хорошим уровнем эмоционального контакта и умением родителей эффективно управлять ребенком, прибегая к помощи профессионалов ясно понимать и разъяснять условия сотрудничества с четкими границами взаимодействия.
Родителям детей из второй группы необходимо в первую очередь понять, что своего ребенка надо любить просто за то, что он есть, а не за то, кем он обязан быть в их понимании. Четко понимать и разграничивать то, что действительно необходимо их ребенку и новомодные требования и тенденции общества, которые постоянно меняются, тем самым предоставить ребенку свободу выбора, чем и как заниматься.
Несмотря на то, что по результатам исследования у детей из 3-й группы кризис трех лет проходит мягче, их родителям необходимо учитывать тот факт, что принятие решение за ребенка, строгий контроль и диктат своих ценностей может привести к серьезным проблемам в будущем. Поэтому, по мимо перечисленных выше основных приемов, им необходимо ослабить контроль и предоставить ребенку больше самостоятельности.
У детей из четвертой группы наблюдались наиболее сильные проявления кризиса 3х лет. Родителям этих детей, в первую очередь, необходимо установить четкие границы и выработать другую стратегию воспитания, для получения разумных и не травмирующих психику ребенка приемов воздействия на него, из чего последует разумная регламентация и контроль поведения ребенка.
Родителям придерживающихся патриархальной стратегии воспитания необходимо наладить такую модель семейных отношений, при которой распределение функции обоих супругов будут отражать их интересы в процессе воспитания ребенка. Необходимо усиление собственно супружеской системы и преодоления существующей коалиции матери с ребенком, взамен которой должна возникнуть полноценная родительская система управления, пусть и с несколько разным объемом временного и физического участия.
Дети, воспитывающиеся в многопоколенной семье показали столь же высокие результаты, как и дети воспитывающиеся родителями, придерживающимися стратегии "Ему можно все!". Родителям этих детей, в первую очередь стоит перераспределить семейные функции таким образом, что бы восстановились нормальные детско-родительские отношения. Кроме этого им необходимо овладеть знаниями, помогающими понять своего ребенка и наладить с ним эмоциональный контакт, тем самым выработать собственную стратегию воспитания ребенка и способы воздействия на него.
Для родителей детей из 7-й группы, чья воспитательная стратегия приближена к идеальной достаточно придерживаться приемов и рекомендаций приведенных в начале параграфа и сохранять имеющиеся тенденции в воспитании детей.
Для более детального изучения проблемы рассмотрим две конкретные ситуации, возникшие в процессе проведения исследования.
Ситуация 1. Ребенок в 2,9 года. Убегает, таких же как он малышей старается дернуть или тихонько пнуть или задеть. Уговоры не помогают, начинает кричать, нервничать.
Рекомендации. Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребёнка. Если Вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что Вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики Вы будете увещевать его или наказывать, Вы не получите положительного результата. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
Можно рассказать ему, что большие детишки так себя не ведут и добавить при этом, что "ты у меня ведь уже большой".
На агрессивное поведение (старается дернуть или тихонько пнуть) стоит реагировать не уговорами типа: "Сыночек, не бей мальчика!" - они просто не будут услышаны. Дети этого возраста соблюдают правила для того, чтобы избежать наказания или получить вознаграждения. Например, ребенок начинает плохо себя вести, строго, но спокойно скажите, что если он не прекратит, то пойдет домой (Вы на него обидитесь и не будете с ним играть и т.п.). Ваше требование не услышали повторите еще раз. Если ребенок не прекращает, то Вам следует применить оговоренное наказание.
Ситуация 2. Ребенок в 3 года. Каждое утро ребенок начинает с истерик: не пойду в сад, не буду одеваться, не буду завтракать, вечером ребенок с такими истериками не хочет уходит из сада.
Рекомендации. Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего ребенка в "свободный полет" было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет.
Малыш на все говорит "нет", "не буду", "не хочу"? Тогда и не заставляйте его. Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки, одеть красные или синие колготки, поехать в сад на машине или на автобусе и т.д.
В случае, если ребенок упрямится, лучше постараться "инсценировать" такие ситуации в "безопасных" условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником "ослиной" черты характера на всю жизнь.
Заключение
В начале нашего исследования нами была поставлена цель - изучить сущность, причины, стратегии взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
Определить особенности развития ребенка в возрасте 3-х лет.
Рассмотреть кризис 3-х лет как этап взросления ребенка.
Рассмотреть способы и возможности помощи в преодолении трудностей, связанных с трехлетним кризисом у ребенка.
Подводя итоги исследования, отметим, что к особенностям развития ребенка в возрасте 3-х лет мы может отнести следующее:
этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;
к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;
особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;
ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;
складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности;
Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3-х лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.
Рассматривая современные стратегии родительского воспитания мы взяли за основу классификацию, предложенную Г.Л. Будинайте, которая выделяет, основываясь на своем опыте, следующие стратегии родительского воспитания:
Стратегия 1 "Отдадим его профессионалам".
Стратегия 2 "Он должен, просто обязан".
Стратегия 3 "Духовное, только духовное!".
Стратегия 4 "Ему можно все".
Стратегия 5 "Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать!... ну и иногда отец".
Стратегия 6 "Воспитание в многопоколенной семье - бабушка наше все".
Стратегия 7 "Идеальная".
В начале исследования мы выдвинули гипотезу, которая заключается в следующем: успешность переживания кризиса 3-х лет связано с воспитательной стратегией родителей. В ходе эмпирического исследования, которое заключалось в наблюдении за детьми и взаимодействием с родителями, беседе с родителями и беседе с педагогами мы подтвердили нашу гипотезу. На первом этапе исследования мы выделили 7 групп детей соответственно классификации стратегий воспитания родителей. На втором, третьем и четвертом этапе исследования мы выявили различия в протекании кризиса трех лет у детей в разных группах, что позволило подтвердить гипотезу.
В третьем параграфе второй главы мы привели практические рекомендации по купированию отдельных поведенческих признаков кризиса 3х лет, краткая характеристика которых сводиться к следующему:
Выработать правильную линию поведения
Установить твердые и четкие запреты
Следить за своим поведением
Для сглаживания поведенческих признаков кризиса использовать игру или попробовать отвлечь ребенка на нейтральные предметы или явления
В разумных рамках предоставить ребенку самостоятельность
Разговаривать с ребенком как с равным человеком, мнение которого вам интересно.
Любить ребенка и показывать как он вам дорог в любой ситуации.
Так же были разработаны рекомендации для родителей придерживающих разных воспитательных стратегий, рассмотрены два конкретных случая проявления признаков кризиса 3-х лет и даны конкретные практические рекомендации родителям.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а так же доказана гипотеза исследования.
Приложение
Приложение №1
Вопросы для родителей
Как вы считаете, кто должен заниматься обучением и воспитанием ребенка? Кто этим занимается в вашей семье?
Насколько необходимо для Вас развивать ребенка? Настаиваете ли вы на том, что ребенок занимался, не зависимо от его желания?
Как часто вы хвалите своего ребенка и одобряете его действия? С чем, как правило, связаны подобные ситуации?
Считаете ли вы необходимым заложить прочный фундамент "подлинных ценностей и смыслов" в процессе воспитания ребенка? Контролируете ли вы, какие передачи, мультфильмы и пр. смотрит Ваш ребенок?
Как вы выбираете игрушки, одежду для ребенка? Имеет ли право ребенок выбрать сам?
Считаете ли вы, что Ваш малыш - самоценность, в котором заложены многие глубины, безжалостно стираемые социализацией и вообще всякой регламентацией? Жертвуете ли Вы ради этого своим комфортом и благополучием?
Считаете ли вы возможным регламентировать жизнь ребенка или он в праве, делать то, что посчитает нужным?
Какую роль в Вашей семье играет папа, бабушка?
Используете ли вы в процессе воспитания ребенка помощь профессионалов (психологов, логопедов, специалистов по раннему развитию и пр.)? Какова их роль в жизни Вашего ребенка?
Как вы думаете, надо ли уважать мнение ребенка, прислушиваться к его желаниям?
Приложение №2
Таблица №1 "Результаты наблюдения за детьми"
Группа, номер ребенка.
степень проявления упрямства
степень проявления строптивости
степень проявления своеволия
степень проявления симптома обесценивания
степень проявления деспотизма
степень проявления негативизма
средний результат ребенка
Группа 1
1.1
4
5
3
3
3
4
3.6
1.2
2
2
5
5
4
5
3.8
1.3
3
3
3
5
5
3
3.7
1.4
4
5
4
4
2
4
3.8
Средний результат по группе № 1
3.25
3.75
3.75
4.25
3.5
4
3.16
Группа 2
2.1
5
4
3
5
5
4
4.3
2.2
4
4
2
4
3
3
3.3
2.3
3
4
4
4
4
5
4
2.4
1
2
3
2
3
3
2.3
2.5
4
4
4
4
5
4
4.1
2.6
5
3
4
5
5
3
4.1
Средний результат по группе №2
3.6
3.5
3.3
4
4.1
3.6
3.68
Группа 3
3.1
3
2
1
3
1
2
2
3.2
2
1
2
1
1
2
1.5
3.2
2
2
1
1
1
1
1.33
3.4
4
4
2
1
1
3
2.5
Средний результат по группе №3
2.75
2.25
1.5
1.5
1
2
1.8
Группа 4
4.1
5
5
4
4
5
3
4.3
4.2
4
3
5
5
5
4
4.3
4.3
3
4
4
5
5
5
4.1
4.4
5
4
5
5
4
4
4.5
Средний результат по группе №4
4.25
4
4.5
4.75
4.75
4
4.375
Группа 5
5.1
4
3
3
5
5
4
4
5.2
3
4
5
5
5
4
4.3
5.3
3
2
3
3
3
4
3
5.4
2
4
4
2
3
3
3
5.5
5
3
4
3
4
3
3.6
5.6
3
5
3
4
3
5
3.8
5.7
4
5
5
4
5
5
4.6
5.8
1
3
2
1
2
1
1.7
Средний результат по группе №5
3.125
3.625
3.625
3.375
3.75
3.625
3.458
Группа 6
6.1
3
4
4
5
5
4
4.2
6.2
5
4
5
4
5
5
4.7
Средний результат по группе№6
4
4
4.5
4.5
5
4.5
4.4
Группа 7
7.1
2
1
3
1
2
2
1.8
7.2
3
3
2
1
2
3
2.3
7.3
1
1
1
1
1
1
1
7.4
4
4
2
3
3
2
3
7.5
2
1
2
2
2
1
1.7
7.6
2
2
1
1
1
2
1.5
7.7
1
2
3
2
2
2
2
Средний результат по группе№7
2
2
2
1.57
1.85
1.85
1.88
Таблица №2 "Результаты беседы с родителями"
степень проявления упрямства
степень проявления строптивости
степень проявления своеволия
степень проявления симптома обесценивания
степень проявления деспотизма
степень проявления негативизма
средний результат ребенка
Группа 1
1.1
4
5
4
4
4
4
4.2
1.2
3
3
5
5
5
4
4.2
1.3
4
4
3
3
5
4
3.8
1.4
5
4
4
4
4
3
4
Средний результат по группе №1
4
4
4
4
4
3.75
4
Группа 2
2.1
4
5
4
4
4
5
3.7
2.2
4
3
3
3
4
3
3.3
2.3
3
4
3
3
3
5
3.5
2.4
3
3
2
4
3
4
3
2.5
4
4
3
4
4
4
3.8
2.6
5
3
3
3
5
5
4
Средний результат по группе №2
3.8
3.6
3
4.1
3.8
4
3.6
Группа 3
3.1
2
3
1
2
2
2
2
3.2
2
2
1
2
3
3
2.1
3.2
3
2
2
1
1
1
1.7
3.4
2
3
1
3
2
2
2.5
Средний результат по группе №3
2.25
2.5
1.25
2
2
2
2
Группа 4
4.1
4
5
5
3
4
5
4.3
4.2
4
4
5
4
5
5
4.5
4.3
4
5
3
4
4
3
3.8
4.4
5
5
5
5
5
4
4.8
Средний результат по группе №4
4.2
4.75
4.5
4
4.5
4.25
4.35
Группа 5
5.1
4
4
5
4
4
5
4.3
5.2
5
4
4
3
4
5
4
5.3
4
5
4
3
4
3
3.8
5.4
1
3
2
5
2
3
2.6
5.5
3
4
3
4
4
4
3.6
5.6
3
5
4
4
3
4
3.8
5.7
4
3
4
2
3
4
3.3
5.8
3
4
3
3
3
5
3.5
Средний результат по группе №5
3.375
4
3.25
3.5
3.375
4.125
3.6
Группа 6
6.1
5
4
5
4
4
3
4.2
6.2
5
5
5
3
4
4
4.3
Средний результат по группе №6
5
4.5
5
3.5
4
3.5
4.25
Группа 7
7.1
3
2
3
1
1
1
1.8
7.2
3
2
3
2
1
1
2
7.3
2
1
3
2
1
3
2
7.4
1
5
1
3
2
2
2.3
7.5
1
3
2
1
3
2
2
7.6
2
3
3
4
2
1
2.5
7.7
2
2
4
2
1
3
2.3
Средний результат по группе №7
2
2.6
2.7
2
1.57
1.85
2
Таблица №3 "Результаты беседы с педагогами"
степень проявления упрямства
степень проявления строптивости
степень проявления своеволия
степень проявления симптома обесценивания
степень проявления деспотизма
степень проявления негативизма
средний результат ребенка
Группа 1
1.1
4
5
3
3
4
5
4
1.2
2
3
4
4
3
5
3.5
1.3
3
3
3
3
4
3
3
1.4
3
5
3
3
3
3
3.3
Средний результат по группе №1
3
4
3.25
3.25
3.5
4
3.5
Группа 2
2.1
5
4
3
5
4
4
3.7
2.2
4
4
3
5
4
4
3.3
2.3
3
5
4
4
3
4
3.5
2.4
2
3
4
3
3
3
3
2.5
4
3
4
3
5
3
3.8
2.6
4
2
3
4
5
4
4
Средний результат по группе №2
3.66
3.5
3.5
4
4
3.7
3.6
Группа 3
3.1
3
2
2
2
2
2
2.1
3.2
2
2
2
2
1
1
1.66
3.2
2
1
1
1
1
1
1.16
3.4
3
3
1
1
1
3
2
Средний результат по группе №3
2.5
2
1.5
1.5
1.25
1.75
1.75
Группа 4
4.1
4
4
5
4
4
4
4.1
4.2
4
4
5
4
4
3
4
4.3
4
5
5
5
4
4
4.5
4.4
5
4
4
5
3
4
4.1
Средний результат по группе№4
4.25
4.25
4.75
4.5
3.75
3.75
4.2
Группа 5
5.1
4
3
3
5
5
4
4
5.2
4
4
4
5
4
4
4.1
5.3
3
3
4
4
4
5
3.8
5.4
3
3
5
3
3
3
3.3
5.5
5
4
5
3
4
3
4
5.6
3
5
3
4
4
4
3.8
5.7
4
5
4
4
4
5
4.3
5.8
2
4
2
1
1
1
1.8
Средний результат по группе№5
3.875
3.875
3.75
3.625
3.625
3.625
3.7
Группа 6
6.1
4
4
3
4
5
4
4
6.2
4
4
3
3
5
4
3.8
Средний результат по группе №6
4
4
3
3.5
5
4
3.9
Группа 7
7.1
2
1
3
1
2
2
1.83
7.2
2
2
2
1
2
2
1.83
7.3
2
1
2
2
1
1
1.5
7.4
4
4
2
2
2
2
2.66
7.5
2
1
1
3
3
1
1.83
7.6
2
2
1
2
2
2
1.83
7.7
2
2
3
1
1
2
1.83
Средний результат по группе №7
2.3
1.86
2
1.7
1.86
1.7
1.9
Приложение №3
Лекция для родителей
Кризис трех лет
За первые три года своей жизни ребенок развивается так быстро и стремительно, как никогда в жизни. В результате этого к трем годам у него уже заложены основы характера, индивидуального отношения к миру, к себе, способы действия в разных ситуациях.
Кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. И родителям, еще не успевшим передохнуть от хлопот, связанных с беспомощностью своего малыша, приходится сталкиваться с новым явлением – беспомощный малыш требует независимости, он хочет быть самостоятельным!
Внешние проявления кризиса трех лет
Вот лишь некоторые проявления того, как трехлетняя кроха примеряет на себя эту новую роль:
Негативизм. Да, это, пожалуй, самое умилительное проявление "трудного возраста" и кризиса трех лет. Ребенок выдает негативную реакцию на любое требование и даже просьбу взрослого. Вы скажете, что и раньше сталкивались с подобной проблемой. Ну конечно, не только в этом возрасте бывают капризы по поводу мытья рук, укладывания спать "так не вовремя" и невкусного (после конфет) супа. Но если ребенок уже вступил в этот "замечательный" период своего развития, то его дерзкое "нет!" вы услышите даже в ответ на предложение съесть мороженое или сходить в зоопарк. Потому что сейчас для него важнее проявить свою самостоятельность и независимость от взрослых. И это большое завоевание вашего малыша – он становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию – в нем уже говорит, пока нелепо и неуверенно, маленькая независимая личность, самостоятельный человечек.
Упрямство, так же характерное для кризиса трех лет - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались. И даже если ему уже даром не нужен мячик, который он увидел у соседского мальчишки, или конструктор, который он собирал, когда его позвали обедать, он все равно будет до вечера требовать такой же мяч или сидеть насупившись в углу и отказываться есть.
Строптивость – еще один "подарочек" этого возрастного периода. Строптивость беспричинна, она направлена не против конкретного человека или ситуации, а против всего и вся – ребенок стремится настоять на своем и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Своеволие. Этот "симптомчик" заключается в стремлении к самостоятельности. Но в отличие от вышеупомянутых свойств возраста это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, ситуации. Но сейчас уже подросший малыш стремится не только к физической независимости (как это было в кризис года, когда малыш отталкивал родителя и кричал "САААМ!" при любой попытке помочь), но и к более глубокому смыслу независимости.
Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было дорого, привычно, интересно раньше. Трехлетний малыш может начать ругаться со взрослыми, потому что раньше он знал, что надо слушаться – обесцениваются правила поведения; малыш выбрасывает или даже ломает любимые игрушки – обесцениваются старые привязанности к вещам; сказал матери "дура" - обесцениваются родители (конечно, только на это время, даже скорее на мгновения отчаянного стремления к свободе).
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Надо добавить, что иногда в кризисный период у ребенка может возникать энурез, ночные страхи и затруднения в речи, однако это особый, редкий случай, требующий обращения к психологу. Без особых на то обстоятельств подобные расстройства не возникнут даже в такой трудный период.