kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе. Рекомендации для учителя. Часть II»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок с СДВГ пошел в школу. Какие трудности придется преодолеть ему? В статье содержатся рекомендации для учителя, которые помогут  выбрать правильные методы работы с таким ребенком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе. Рекомендации для учителя. Часть II»»

Методическое сообщение


преподавателя ДМШ №1 им. Э.Бакирова


г.Елабуга (Республика Татарстан)


Липатовой М.Е.


«Ребенок

с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

Рекомендации для учителя. Часть II»







Современной российской и зарубежной педагогикой и психологией разработаны методы положительной мотивации к обучению в ДМШ, выработаны рекомендации родителям и педагогам, способствующие созданию конструктивного диалога между семьёй и школой.

«… Серьезные проблемы у родителей начинаются тогда, когда ребенок индиго идет в школу. Несмотря на высокий IQ, там он звезд с неба не хватает. Ему трудно высидеть за партой 45 минут, тупое списывание с доски ему кажется бессмысленным, он отвлекается, не слушает учителя, мешает работать остальным детям. Он абсолютно не приемлет жестких дисциплинарных норм, навязываемых ему современной системой образования. Кроме того, дети индиго избегают задач, требующих длительной ментальной концентрации, часто теряют вещи, забывчивы в повседневной жизни, что создает дополнительный дискомфорт и часто ведет к агрессии. 
Короче говоря, заканчивается все тем, что перед родителями встает непростой вопрос: куда пристроить «непутевое» чадо? Тут есть два вари­анта: обучать на дому или искать альтернативную школу. Конечно, второй более приемлем, поскольку не изолирует ребенка от коллектива. 
Итак, что же такое альтернативная школа? Чем она отличается от стандартной? По большому счету, тем, что здесь уважают прежде всего учеников, а не систему образования.

Сегодня в мире наибольшее признание снискали две альтернативные схемы обучения – образовательная система Монтессори и школа Вальдорфа. Кстати, появились они задолго до признания феномена индиго (первая - в 1907 году, вторая - в 1919-м). 
Фишка программы Монтессори – подход к ребенку как к целостной личности. Кардинальное отличие от стандартных школ в том, что здесь не подгоняют детей под общие требования, здесь учебный план подстраивают под ребенка. Что, естественно, повышает уровень самооценки и позволяет детям получать удовольствие от самого процесса обучения.

Что же касается вальдорфской системы (школы Рудольфа Штайнера), то, по свидетельствам очевидцев, это «удивительный, иногда уводящий от привычных ориентиров мир сказок, мифов и легенд, музыки, искусства, физических опытов, пьес, разыгрываемых всем классом, учебников, написанных и проиллюстрированных самими учениками, мир без экзаменов, классов, компьютеров и телевизоров. Короче говоря, это мир, где большинство стандартных идей американского образования перевернуто с ног на голову»

Стоит повторить, что обе альтернативные системы обучения не позиционируют себя как школы для детей индиго, но в то же время идеально им подходят.

Обучение в Вальдорфских школах основывается на принципе 7-летних циклов развития детской психики, а так же на принципе близости к природе, в постоянном контакте с ней. Дети, наряду с обязательной программой, занимаются сельским хозяйством, ухаживают за животными и пр. Из наблюдения за природными циклами и явлениями, приобретаются знания по различным дисциплинам. 
Большое внимание уделяется так же художественно-музыкальному развитию. Вальдорфские школы используют комплексный подход, например, рисование, проходит под музыку и дети учатся изображать эмоции, которые возникли в них от данной мелодии. 
В этих школах учат духу коллективизма, чувству плеча, некой общинности. 
С оценками не спешат. Они появляются только в средних классах. Важен не результат, а само действие, попытка за попыткой. Такой подход снимает тревожность перед неуспешностью и хорошо раскрепощает детей неуверенных или тревожных. 

Монтессори – школы работают по несколько иной системе: здесь ведущую роль играет подготовленная среда, разбитая на зоны развития: математическую, языковую и т.д. Учебные материалы в них разработаны и подобраны таким образом, что они все взаимосвязаны и дополняют друг друга, предоставляя возможность постепенно повышать степень сложности заданий. 
В группах присутствуют дети разного возраста, и это важно, поскольку, считается, что наиболее интенсивно дети учатся друг у друга: младшие тянутся за старшими и быстрее перенимают у них новые знания, а старшие, обучая младших, тоже лучше усваивают материал. 
Роль преподавателя здесь далеко не ведущая. Он лишь организует пространство для обучения и выступает в дальнейшем в роли наблюдателя, вмешиваясь только по просьбе ученика, в случае возникновения у него затруднений. Ребенок сам выбирает, чем заниматься и сколько. Такой подход предоставляет полную свободу действий и предполагает следование естественным наклонностям ученика, максимально благоприятствуя их развитию. 


Еще один вариант альтернативной школы успешно действует в США. «Долина Садбери» - так называется это необычное учебное заведение. В нем вообще нет никакой учебной программы. Дети сами выбирают себе предмет, по которому в данный момент намеренны углублять свои познания и преподавателя, который подбирает необходимую литературу и материалы. Занимаются столько, сколько считают нужным. Одним словом, пока не надоест. Потом переключаются на другой предмет. Таким образом, ученики всегда осваивают действительно интересующую их область знаний, причем, в собственном темпе. Это значительно повышает качество образования. По результатам приема в ведущие ВУЗы Америки, выпускники этой школы значительно обогнали своих сверстников по всем дисциплинам!



  «… Один из явных признаков детей индиго - гиперактивность и абсолютное непослушание , — сообщила Лада Цуранова, социальный психолог из Екатеринбурга. -  Результаты тестирования на интеллект у таких детей очень высокие, притом что в школе многие из них едва тянут на троечки».

Важно, чтобы родители хорошо осознавали, что существующая образовательная система, к сожалению, чаще всего не может удовлетворить реальные потребности ребенка в знаниях, и не является способствующей развитию его потенциала. Она создавалась совсем в других условиях, для других потребностей и мало поддается реформам и преобразованиям (главным образом в следствии косности руководства). Поэтому обращайте пристальное внимание на то, чтобы школа не отбила интерес ребенка к занятиям обучению вообще. Делайте различие, между выставляемыми в школе оценками, и вашей собственной котировочной шкалой, по которой вы оцениваете достижения ребенка. Если ребенок отказывается ходить в традиционную школу – попробуйте альтернативные варианты: Вальдорфские-, Монтессори- школы и другие варианты. 

  • Итак, первое и основное правило.

Перестаньте переделывать своего ребенка. Забудьте раз и навсегда расхожее мнение, что ребенок – это пластилин, из которого можно вылепить все что угодно. Ничего вы из него не вылепите, индиго рождаются уже как бы сформировавшимися, и «переделать» их невозможно. Чрезмерное давление взрослых угрожает их целостности, и индиго начинают защищаться, не разбираясь в средствах. Правил, норм и рамок для них не существует! 


  • Второе и не менее важное.

Никогда не говорите с таким ребенком свысока. Обращайтесь с ним как с равным, всегда предоставляйте ему "свободу выбора, предварительно проговаривая каждую ситуацию. Не навязывайте ему своего мнения или своего видения мира – это бесполезно, он просто «отключится» и перестанет слушать. 




  • Третье.

Формируйте у своего ребенка чувство безопасности. Не пилите его по каждому пустяку. Везде, где только можно, становитесь на его сторону. В то же время устанавливайте для него четкие границы дозволенного. 

  • Четвертое.

Будьте с ним предельно честны. Дети индиго очень тонко чувствуют фальшь и неискренность.

  • Пятое.

Им тяжело сконцентрироваться на выполнении какого-то определенного задания, потому что они своими мыслями постоянно куда-то улетают, упуская тем самым простые, но важные истины.

  • Шестое.

Кроме того, они плохо адаптируются обществе.



Спрашиваете, что делать?

Прочитайте внимательно все дальнейшие пункты (а их 20 ) и выберите себе на заметку самые нужные для вас.

  • Первое.

Специальных школ для индиго нет и открывать их не надо. Ведь им и так не очень комфортно в нашем обществе, а если они будут от него изолированы, собраны все вместе – очень странные, – мы тогда вообще лишим их возможности адаптироваться. Эти дети должны учиться в обычных школах, но учителя и родители должны понимать, кто они, и относиться к ним по-другому.



  • Второе.

В воспитании, наряду с прочим, им прежде всего важна ясность: ясная любовь, ясные чувства, ясные границы, ясная дисциплина, ясные дискуссии и большая свобода. Свобода быть собой, пробовать возможности (без страха ошибки), изучать этот мир, творить и претворять свое видение в жизнь, полностью неся, при этом, ответственность за свои поступки – в этом выражается уважение к свободе выбора личности. 

  • Третье.

Пусть он сам придет к решению, осознавая, что это его выбор и именно он несет за него ответственность, а вы просто направляйте ход размышлений вопросами. Этих детей действительно важно направлять, но не руководить ими.

  • Четвертое.

Вырабатывайте в ребенке (и, конечно, в себе) позитивный стиль мышления, так как многие дети с СДВ и СДВГ подвержены хроническим депрессивным расстройствам. И здесь именно от вас, как родителей, зависит, привычку к какому образу мыслей вы привьете. Помните при этом, что лучше всего в воспитании действует собственный пример – никакие слова не повлияют на ребенка так, как то, что он постоянно видит вокруг себя изо дня в день. 

Хвалите ребенка самого по себе, а не только в связи с его успехами и достижениями. Чаще делайте комплименты и воодушевляйте его, ведь, эти «царственные особы» просто уверены в своей неотразимости и совершенстве, что ж, именно так и есть – таковы мы все (как частицы бесконечно мудрого разума Вселенной), а наши дети служат живым напоминанием об этом! 

  • Пятое.

Будьте улыбчивы и доброжелательны!

  • Шестое. Учите ребенка организовывать свое время и осознанно распоряжаться им. Обычно дети не имеют настолько развитого чувство времени и внутреннего календаря, как мы. При этом, ориентируйтесь на собственные ритмы ребенка, не стремитесь навязать несвойственный ему темп (среди Индиго, так же как среди остальных, встречаются как весьма энергичные, так и медлительные дети, это связано с разными типами темперамента). 


  • Седьмое. Что делать, если ребенок капризничает и отказывается сотрудничать? Бывают моменты, когда ваш Индиго испытывает границы дозволенного и проверяет родителей на твердость (получится ли ими манипулировать). В этом случае очень эффективен прием тайм-аута. Ребенок, независимо от возраста, остается один в комнате (зачастую, прямо посреди истерики) на столько минут, сколько ему лет (т.е. для 2-х летнего малыша достаточно 2-х минут, для 12-летнего – 12 минут). Задача взрослого – спокойно и четко проговорить свои требования и выйти из комнаты, предупредив, что это тайм-аут. Врожденное стремление идти на контакт и сотрудничество с родителями, приведет ребенка к поиску компромисса и побудит подчиниться. Если же нет (что бывает очень редко) – используйте метод естественных последствий. 





  • Восьмое.

В критические минуты пропускайте стадию наказания и сразу переходите к стадии решения проблемы!

  • Девятое. Говорите кратко!! ( Пока горит спичка!)



  • Десятое.Чаще устраивайте минуты отдыха. Особенно нуждаются в этом глаза, они потребляют 1\4 нервной энергии человека.





  • Одиннадцатое. Помните, что мальчики требуют большей свободы, а девочки большего внимания.





  • Двенадцатое. В вашем арсенале в критические минуты всегда должны быть терпение и юмор. Работайте над собой.









  • Тринадцатое.

Чаще используйте философский принцип «как будто». Ведите себя так, что как будто счастливы, и тогда почувствуете себя счастливыми.

Как будто вам интересно работать, и через некоторое время некоторая наигранность сменится реальной заинтересованностью.



  • Четырнадцатое.

Указывая на неправильные действия ребенка, всегда отделяйте его личность от поступков. Это поможет ему не отождествляться со своим негативным поведением и сохранить самоуважение, зная, что он любим в любом случае. 
Вообще, тема безусловной, абсолютной родительской любви и защиты чрезвычайно актуальна в отношениях с Индиго.

  • Пятнадцатое.

Поэтому, станьте самым лучшим и надежным адвокатом своего ребенка, так, чтобы он ни на минуту не сомневался, что всегда сможет на вас рассчитывать, что бы ни случилось. Вы можете разрешать конфликты между собой, но перед миром ваш ребенок должен ощущать себя совершенно защищенным в любой ситуации. Всегда выясняйте мотивы его поступков и никогда не осуждайте, помогая, при этом, принять правильное решение. 

  • Шестнадцатое.

Убедитесь, что вы действительно понимаете, что говорит вам ваш ребенок. Развивайте свою интуитивную сторону, чтобы лучше понимать послания своего Индиго.



  • Семнадцатое.

Концентрируйтесь больше на сильных сторонах ребенка, чем на его слабостях. Развивайте, культивируйте и как можно чаще дарите внимание этим сильным сторонам, ибо, по вселенскому закону жизни – то, на чем концентрируешься, усиливается, растет и процветает. 

  • Восемнадцатое.

Например, такому ребенку не нужен черновик – чтобы он дважды не выполнял одно и тоже задание.



  • Девятнадцатое.

Такой ребенок нуждается в поддержке и участии родителей. У него обязательно нужно спрашивать: «Что ты чувствуешь? Как ты думаешь?» У нас есть даже шпаргалочка для родителей, подсказывающая, как нужно разговаривать с ребенком индиго: «Позволь мне объяснить... Сначала посмотрим, как делаю я, а потом попробуй сам». Конечно, тонкого индивидуального подхода требуют все дети, но если мы говорим о детях индиго, тут подход должен быть еще тоньше...

  • Двадцатое.

Если замечания вроде «так нельзя», «так некрасиво», «так не надо делать» обычный ребенок поймет и примет к сведению, то индиго их просто не услышит. Поэтому нужно обращаться к его чувствам.

Ему нужно сопереживать, потому что он чувствует себя не изгоем, нет, он себя чувствует другим. И ему очень трудно приспособиться. 
«Я видела, как ты бросил телефонную трубку. Ты чем-то расстроен?» Хотя можно было спросить: «Ты чего швыряешь трубку? Телефон разобьешь!» Если индиго сказать так, телефон полетит вам в голову.

Надо снять напряжение, стать соучастником переживаний, и у ребенка не будет необходимости проявлять агрессию – отвоевывать свое право быть таким, какой он есть.

И еще. С ребенком индиго нужно договариваться. Сядьте рядом с ним и скажите: «Давай поговорим. Расскажи мне, как ты видишь решение этой задачи и выход из этой ситуации. Давай договоримся: ты делаешь это, я делаю это. Договорились? – Да. – Спасибо». Обычного ребенка можно просто попросить: «Сделай, пожалуйста, вот это», – и пойти дальше. И ребенок сделает. И это не будет нарушением ни педагогических, ни психологических норм. А тут нужно договариваться. И в этом есть разница.

Учитель работает на будущее индиго, и индиго понимает выгодность для себя




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Липатова Марина Евгеньевна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рекомендации для учителей, обучающих гиперактивных детей. "
    ["seo_title"] => string(73) "riekomiendatsii-dlia-uchitieliei-obuchaiushchikh-ghipieraktivnykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "191655"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427354024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства