Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям "Кризис трёх лет"»
Общие рекомендации родителям,
ребёнок которых проживает кризис 3-х лет
Займите партнёрскую позицию.
Оптимально стать ребёнку партнёром, но с элементами «властной заботы»: воспринимать трёхлетку как отдельного человека со своими потребностями, отличными от Ваших; быть готовым вести диалог, но самому определять правила жизни семьи и границы дозволенного.
Помогайте ребёнку понять и прожить его эмоции.
В три года дети остро реагируют на замечания, просьбы и т. д., так как ещё не умеют контролировать свои эмоции. Поэтому контролировать их должен взрослый.
Обсуждаем ситуацию не в момент захлёстывания эмоциями, а после успокоения. Чётко объясняем, чего делать нельзя (бить, кусать и т. д.). Злиться – это нормально, но есть альтернативные способы это проявить: порычать или потопать и т. п.
Будьте последовательны.
Если что-то нельзя, то нельзя всегда. Ребёнок должен это понимать и осознавать последствия.
Особенно важно соблюдение данной рекомендации всеми участниками воспитания (мамой и папой, мамой и няней, папой и бабушкой и т. д.).
Строгое соблюдение правил даёт ребёнку чувство безопасности, т. к. он чётко осознаёт границы дозволенного (изменение правил = сильный стресс для ребёнка).
Предоставляйте ребёнку выбор.
Избегайте директивных указаний, чтобы не упереться в детский негативизм. Выбор — прерогатива взрослых, но выбирать тоже нужно учиться.
На первых порах кризиса хорошо работает «выбор без выбора»: предлагаете ребёнку несколько вариантов (спагетти или маленькие макароны? серые штаны или синие? зайка или мишка? и т. д.).
Подстраивайтесь под ситуацию.
Проявляйте гибкость.
Ребёнок хочет сегодня назвать кошку собакой – пусть так и будет. Упорно поправляем ребёнка = неизбежно идём к конфликту.
Особенно это правило касается пап. Если сегодня папа собирает ребёнка в сад, не нужно настаивать на всех привычках, как когда это делает мама. Ребёнок захотел надеть розовые колготки вместо привычных серых + дайте ему эту возможность = с бОльшей вероятностью избежите конфликта.
Учитесь отвлекать и переключать ребёнка.
Часто истерики трёхлеток начинаются и заканчиваются сами собой, главное — не мешать. Но если ребёнок не может успокоиться, нужна поддержка взрослого. Увлекаем новой игрой, рассказываем интересную историю, предлагаем сделать что-то вместе.
Если к спорному вопросу нужно вернуться, пробуем подключить любимых героев: «А что сделал бы Коржик?» и т. д. Решение может прийти более безболезненно.
Предупреждайте о завершении чего-либо заранее.
Ребёнку важно заранее знать, сколько времени осталось на игру, прогулку, просмотр мультфильмов и т. д.
Не обрываем его деятельность внезапно, а предупреждаем: «Ещё пять (четыре, три, две, одну) минут играем, а потом идём ужинать».