Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у детей с нарушениями речи»
Развитие логического мышления у детей с нарушениями речи
Дегтярева О.А.
педагог-психолог МБДОУ д-с № 52
г. Таганрог
К моменту перехода в школу дети должны обладать системой родовых и видовых понятий. У них сформированы операции сравнения, классификации, обобщения. Они умеют делать самостоятельно определенные умозаключения, отражая это в речи. Процессы логического мышления у детей опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами.
Дети с нарушениями речи сталкиваются с определенными затруднениями:
- в способности к многостороннему анализу предметов;
- в умении применять общественно выраженные эталоны для обследования
свойств, качеств предметов и явлений;
- в способности к элементарному обобщению на основе выявления главных связей, зависимостей, признаков предметов и явлений;
- в умении проводить сравнение предметов.
Поэтому необходимой образовательной потребностью у детей с речевыми нарушениями является коррекционная помощь по развитию речи и мышления. Это одно условие успешной школьной адаптации ребенка.
Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь. Мысль об этом впервые высказал Л.С. Выготский. Он отмечал «единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности».
В исследованиях Л.А. Венгера, В.С. Мухиной доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются задатки понятийного словесно-логического мышления.
Готовность к школе – важнейший итог коррекционно-развивающего обучения.
Одним из критериев готовности является интеллектуальное развитие детей.
Технология формирования начал логического мышления детей с нарушениями речи построена по определенной системе, которая позволяет работать над количественным и качественным составом словаря, учит детей выражать свои мысли связно, грамматически правильно.
Работа проходит в четыре этапа.
Задачи первого этапа:
1. Формировать логические операции сравнения и классификации на наглядном материале.
2. Развивать элементы логического мышления через словесные игры и упражнения.
3. Формировать обобщающие родовые и видовые понятия.
Работа по данной теме начинается с начала учебного года в старшей группе и планируется с усложнениями. Особое внимание уделяется опоре на наглядность и работе над лексическим значением слов. Например:«Что нарисовано? Чем похожи? Где растут? Как одним словом можно все это назвать?»
Рекомендуются такие игры:
- «Подбери, не ошибись». У детей наборы картинок с деревьями, цветами, животными, предметами и т.д. Они раскладывают их на группы и объясняют, почему так поделили.
- «Ромашка». На бумажных «лепестках» ромашки картинки с изображением игрушек, одежды, мебели и т.д. Дети собирают лепестки, группируя их по определенному признаку.
После того, как дети научились сравнивать и классифицировать на наглядном материале, используются словесные игры: «Назови одним словом», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Движется – не движется», «Растет – не растет», «Съедобное – несъедобное», «Кто ходит?», «Я знаю 5 названий …(деревьев, цветов и т.д. по лексической теме). Эти игры сочетаются с движениями (хлопки, прыжки, игры с пальчиками и т.п.) Данные игры помогают успешному усвоению обобщающих понятий, развивают наблюдательность, внимание, формируют умение словесно оформлять результаты сравнения и классификации.
После усвоения детьми обобщающих понятий, можно использовать вопросы-
шутки, сталкивающие родовой и видовой признак:
- Чего в лесу больше: деревьев или берез?
- Чего в саду меньше: кустов смородины или кустарников?
- Чего в поле больше: цветов или васильков?
- Кого в реке меньше: рыб или карасей?
На втором этапе обучения в старшей группе стоят следующие задачи:
1. Учить исключать лишний предмет по определенному признаку и обобщать оставшиеся (по цвету, форме, величине, материалу, вкусу, весу, функциональному назначению, внешнему сходству) и отражать это в речи, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
2. Развивать элементы логического мышления через словесные игры и упражнения.
Задачи решаются с постоянным усложнением, с использованием наглядного материала.
Детям даются задания: найти лишний предмет по родовому или видовому понятию. Дети могут зрительно определить разницу, объяснить, почему они так считают. В конце старшей группы используются задания, где ряд предметов логически связан друг с другом. Например: ночник, торшер, свеча, люстра. Чем они похожи? Найдите лишний предмет. Назовите его и объясните, почему вы так решили? Далее даются задания на выделение предметов по функциональному назначению. Например: самолет, кукла, бабочка, стрела; ягода, орехи, картофель, яблоко. Что лишнее и почему?
Следующий вид заданий: найти сходство в разнородных предметах и объектах. Например: пилотка – лодка. Что в них общего? Что общего между снеговиком и пирамидкой? Детей не надо ограничивать в высказываниях. Принимать все варианты. При затруднениях в ответах, подводить к ответу наводящими вопросами. Результаты второго этапа можно увидеть в игре «Логический поезд». Дети берут любой вагончик (картинка) и соединяют с другим, путем какой-либо логической связи. Например: корова – цветок. В этой игре нужно четко следить, чтобы дети грамматически правильно выражали свои мысли (Я ставлю цветок, так как корова питается и цветок питается).
Задачами третьего этапа:
1. Учить устанавливать закономерности, используя в речи сложноподчиненные предложения.
2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Используется упражнение «Закончи предложение». Дети используют сложноподчиненное предложение с союзами «потому что», «так как».Например: Мальчик решил переодеться, потому что …У Маши заболели глаза, так как …Даются игры «Аналогия», «Что сначала, что потом».
Для установления закономерностей предлагается дидактическая игра «Угадай-
ка» (Чего не хватает в пустом квадрате?)
На четвертом этапе решаются следующие задачи:
1. Учить детей рассуждать, делать самостоятельные выводы и умозаключения.
2. Развивать сообразительность.
На этом этапе используются задания «Дополни предложение». Детям дается начало предложения и 3 варианта ответа. Они выбирают правильный ответ и объясняют. Например: Моряк увидел остров, так как посмотрел в…(лупа, бинокль, очки).
Можно использовать материал из книги «Умные сказки». Читая детям сказку, нужно остановиться в том месте, где требуется помощь ребенка. Дети должны разрешить сложную проблему, в которую попал герой сказки, предложить выход из создавшегося положения. Все дети принимают вместе варианты ответов, обсуждают их, пытаются разрешить проблему, а затем дочитывается сказка до конца, где конец – решение автора. Оно тоже интересное.
Материал книги хорош тем, что в конце каждой сказки предлагаются автором разные задания, которые развивают сообразительность и закрепляют уже полученные ранее знания на предыдущих этапах. Для развития сообразительности используются в работе различные задачи-шутки. Например: Как можно принести воду в решете? Что делает сторож, если у
него на шапке сидит воробей?
В итоге планомерной и систематической работы дети с речевыми нарушениями успешно овладевают умениями:
- сравнивать и классифицировать на наглядном и словесном материале;
- оперировать в уме знаниями о предметах, их связях и отношениях обобщенных и индивидуальных свойственных этим предметам;
- выделять причинно-следственные связи между явлениями и действиями окружающего мира;
- понимать и использовать в активной речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия;
- выделять и называть обобщенные признаки и свойства предметов, связей и зависимости между ними (цвет, форма, материал, величина и т.д.);
- уметь находить и называть прямые аналогии знакомых предметов;
- понимать и выполнять словесные инструкции взрослого.
Список литературы:
1. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники: Кн. для
воспитателей дет. сада / Лариса Тихомирова. – М.: Рольф, 2000.
2. Логические упражнения для развития речи: тетрадь дошкольника / Т.А. Ткаченко. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3. Логические игры и загадки: Пособие для родителей и воспитателей / Евгения Синицына. – М.:
ЮНВЕС, 2000.
4. Умные сказки: пособие для родителей, гувернеров, воспитателей / Евгения Синицына. – М.:
Лист, 1999.
5. Л.Ф. Тихомирова. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.__